Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и КТП (5–6 классы)

4
0
Материал опубликован 10 February в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

/data/files/a1707574348.docx (КТП ОДНКНР)

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее РПУП, ОДНКНР) на уровне основного общего образования для обучения учащихся 5-6 классов УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) и Федеральной образовательной программы основного общего образования, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания.

Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В процессе изучения ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

Содержание РПУП обеспечивает достижение планируемых результатов рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих приоритетов воспитания учащихся основных направлений воспитательной деятельности:

гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности;

трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

Целевое предназначение модуля «Школьный урок»: развитие интеллектуального потенциала учащихся, принятие ими знания как важнейшей человеческой ценности, содействие формированию ценностного мира детей посредством содержания, форм и способов организации урочной деятельности.

Формы и способы организации урочной деятельности направлены на:

установление доверительных отношений между педагогом и учащимися, способствующих позитивному восприятию школьниками требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дидактического театра для стимулирования познавательной мотивации школьников; дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной работе и взаимодействию с другими учениками;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

организацию шефства мотивированных и эрудированных учеников над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения кчужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются:

- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.

Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:

- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;

- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности.

Изучение ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

- расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального общего образования;

- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в развитии современного общества;

- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

- воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

- формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

- получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

- развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

 

Особенности организации учебного процесса в УКП «РДБ»

Обучение учащихся, находящихся на длительном лечении в государственных медицинских организациях Республики Коми, позволяет учащимся осваивать ООП непосредственно по месту лечения.

В УКП «РДБ» реализация рабочей программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» осуществляется с учетом особенностей организации обучения в условиях госпитальной школы.

С учетом заболевания учащихся предусмотрена групповая или индивидуальная форма организации образовательного процесса.

Форма обучения – очно-заочная при групповой форме, очная – при индивидуальной форме.

Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане

В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и является обязательным для изучения.

Общее число часов, отведенных для изучения ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю, в т. ч. 0,5 часа – очно, 0,5 часа - заочно), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю, в т. ч. 0,5 часа – очно, 0,5 часа - заочно).

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5 КЛАСС

Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

Тема 2. Наш дом – Россия. Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире. Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо. Семейные традиции.

 

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность – общество – культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом. Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России. География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны – залог будущего России. Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

 

6 КЛАСС

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.

Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное. Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.

Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.

Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.

Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Тема 14. Самопознание. Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная оценка труда.

Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.

Тема 24. Моя профессия. Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.

Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.

Тема 28. Государство. Россия – наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

Тема 29. Гражданская идентичность. Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30. Моя школа и мой класс. Портрет школы или класса через добрые дела.

Тема 31. Человек: какой он? Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.

Тема 32. Человек и культура. «Что значит быть человеком?»

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.

Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР.

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают:

- осознание российской гражданской идентичности;

- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

- ценность самостоятельности и инициативы;

- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности;

2) гражданского воспитания:

осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

3) ценности познавательной деятельности:

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

4) духовно-нравственного воспитания:

сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/моделирование);

смысловое чтение;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (информационно-коммуникационная компетентность).

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты ОДНКНР включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области, предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР:

Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?:

знать цель и предназначение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом – Россия:

иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.

Тема 3. Язык и история:

знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей:

иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры:

иметь сформированное представление о понятие «культура»;

осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура:

иметь представление об артефактах культуры;

иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура:

иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия:

иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;

осознавать связь религии и морали;

понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование:

характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;

иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России:

иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;

обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей

знать и понимать смысл термина «семья»;

иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи:

знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;

понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России:

иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России:

знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи:

знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире:

иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность – общество – культура:

знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;

уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры;

понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;

знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры:

знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;

обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;

доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности:

Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность:

понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

иметь представление о значении и функциях изучения истории;

осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса;

знать о существовании связи между историческими событиями и культурой;

обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры:

знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур:

иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа:

знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие:

понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 25. Праздники в культуре народов России:

иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;

устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;

различать основные типы праздников;

уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

понимать основной смысл семейных праздников;

определять нравственный смысл праздников народов России;

осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России:

знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России:

знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России:

знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России:

знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом:

знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России:

знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

понимать, что такое культурная карта народов России;

описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны – залог будущего России:

знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

 

К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР.

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1. Мир культуры: его структура:

знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;

понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;

уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;

понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов; уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов:

характеризовать административно-территориальное деление России;

знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;

понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;

объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.

Тема 3. История быта как история культуры:

понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;

понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;

находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный:

знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;

осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;

демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;

понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;

осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.

Тема 5. Образование в культуре народов России:

иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;

понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;

понимать специфику каждого уровня образования, её роль в современных общественных процессах;

обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;

характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.

Тема 6. Права и обязанности человека:

знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»;

характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;

понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;

понимать необходимость соблюдения прав человека;

понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;

приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие:

знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;

характеризовать основные культурообразующие конфессии;

знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;

понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.

Тема 8. Современный мир: самое важное:

характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;

понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;

называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека:

объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;

осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;

понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;

обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;

характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;

понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;

приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.

Тема 10. Взросление человека в культуре народов России:

понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;

характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития существования на каждом из этапов;

обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;

знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.

Тема 11. Религия как источник нравственности:

характеризовать нравственный потенциал религии;

знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;

знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;

уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.

Тема 12. Наука как источник знания о человеке:

понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;

определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;

характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;

осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.

Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры:

характеризовать многосторонность понятия «этика»;

понимать особенности этики как науки;

объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;

обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности.

Тема 14. Самопознание:

характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;

уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;

доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15. Труд делает человека человеком:

характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;

соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;

объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»;

понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;

оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;

осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;

объяснять важность труда и его экономической стоимости;

знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда».

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?:

характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;

понимать отличия подвига на войне и в мирное время;

уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

знать и называть героев современного общества и исторических личностей;

обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние:

характеризовать понятие «социальные отношения»;

понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;

осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;

обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;

обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;

понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания:

характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;

приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство», знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;

обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений:

характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;

анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;

уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России:

характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей российского народа;

находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;

знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;

находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.

Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества:

характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;

иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;

осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;

приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг:

характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;

доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;

характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;

приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;

понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.

Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества:

характеризовать понятие «наука»;

уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;

называть имена выдающихся учёных России;

обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;

характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;

обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий.

Тема 24. Моя профессия:

характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;

обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 25. Гражданин:

характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;

понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;

понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.

Тема 26. Патриотизм:

характеризовать понятие «патриотизм»;

приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;

различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;

уметь обосновывать важность патриотизма.

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?:

характеризовать понятия «война» и «мир»;

доказывать важность сохранения мира и согласия;

обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;

понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;

характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть», обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.

Тема 28. Государство. Россия – наша родина:

характеризовать понятие «государство»;

уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные ценностей;

характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;

характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.

Тема 29. Гражданская идентичность:

охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;

обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.

Тема 30. Моя школа и мой класс:

характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;

находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.

Тема 31. Человек: какой он?:

характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;

приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;

формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.

Тема 32. Человек и культура:

характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;

уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;

показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;

характеризовать основные признаки понятия «человек» с использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

5 КЛАСС

Групповая форма организации обучения – 34 часа

(0,5 часа – очно, 0,5 часа – заочно)

 

п/п

 

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Россия – наш общий дом

10

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

2.

Семья и духовно-нравственные ценности

6

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

3.

Духовно-нравственное богатство личности

3

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

4.

Культурное единство России

13

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

 

Резервные уроки

2

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

 

5 КЛАСС

Индивидуальная форма организации обучения - 34 урока (0,5 часа в неделю)

 

п/п

 

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Россия – наш общий дом

10

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

2.

Семья и духовно-нравственные ценности

6

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

3.

Духовно-нравственное богатство личности

3

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

4.

Культурное единство России

13

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

 

Резервные уроки

2

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

 

6 КЛАСС

Групповая форма организации обучения – 34 часа

(0,5 часа – очно, 0,5 часа – заочно)

 

п/п

 

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Культура как социальность

8

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

2.

Человек и его отражение в культуре

6

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

3.

Человек как член общества

10

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

4.

Родина и патриотизм

8

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

 

Резервные уроки

2

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

 

6 КЛАСС

Индивидуальная форма организации обучения - 34 урока (0,5 часа в неделю)

 

п/п

 

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Культура как социальность

8

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

2.

Человек и его отражение в культуре

6

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

3.

Человек как член общества

10

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

4.

Родина и патриотизм

8

Библиотека ЦОК

https://edsoo.ru/mr-odnknr/

 

Резервные уроки

2

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 


КТП ОДНКНРDOCX / 68.38 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации