12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Федорян Яна Владимировна567 Россия, Ростовская обл., Новочеркасск |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Квалификация – бухгалтер
Форма обучения – очная
Новочеркасск
2023
| стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины…. | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины………………………………. | 7 |
3. условия реализации учебной дисциплины…………………………………….. | 11 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…..... | 12 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
ЕН.01 Математика
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ЕН.01 «Математика» является обязательной частью ЕН.00 Математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономикаи бухгалтерскийучёт (по отраслям)
Учебная дисциплина ЕН.01 «Математика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО поспециальности 38.02.01 Экономикаи бухгалтерскийучёт (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
.
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость;
ЛР 23 Способный использовать различные цифровые средства и умения, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей в цифровой среде.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины «Математика» обучающимися осваиваются следующие общие компетенции, умения и знания.
Обязательная часть
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | У.1 Умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности У.2 Быстрота и точность поиска, оптимальность и научность необходимой информации, а также обоснованность выбора применения современных технологий ее обработки У. 3 Организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; стремиться к самообразованию и повышению профессионального уровня У.4 Умело и эффективно работать в коллективе, соблюдать профессиональную этику У. 5 Умение рационально и корректно использовать информационные ресурсы в профессиональной и учебной деятельности | З.1. Знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности З.2. Знание основных понятий и методов теории комплексных чисел, линейной алгебры, математического анализа З.3. Знание математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ З.4. Знание математических понятий и определений, способов доказательства математическими методами З.5.Знание математического анализа информации, представленной различными способами, а также методов построения графиков различных процессов |
Вариативная часть
Дополнительно выделенное на изучение дисциплины время направлено на углубление знаний в области вычисления определенных и несобственных интегралов различными методами и распределилось следующим образом:
Наименование темы | Добавлено аудиторных часов |
Тема5.1. Неопределённый интеграл | |
Практическое занятие № 11. Методы замены переменной и интегрирования по частям. | 2 |
Практическое занятие № 12. Интегрирование простейших рациональных дробей. | 2 |
Тема5.3. Несобственный интеграл | |
Практическое занятие № 14. Вычисление несобственных интегралов. Исследование сходимости(расходимости) интегралов. | 2 |
Практическое занятие № 15. Приложения интегрального исчисления. | 2 |
ВСЕГО: | 8 |
В рамках вариативной части дисциплины обучающимися осваиваются следующие знания и умения
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 2 | У.1 Умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности У.2 Быстрота и точность поиска, оптимальность и научность необходимой информации, а также обоснованность выбора применения современных технологий ее обработки | З.1. Знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности З.2. Знание основных понятий и методов теории комплексных чисел, линейной алгебры, математического анализа |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка , в т.ч. практической подготовки | 80 |
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 70 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 26 |
практические занятия | 36 |
лабораторные работы | |
курсовой проект (работа) | |
консультации | 2 |
промежуточная аттестация | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||
Раздел1.Основныепонятиякомплексныхчисел | 4 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | |||
Тема1.1 Комплексныечислаидействиянадними | Содержание учебного материала | 4 | |||
Теоретическое занятие.Определениекомплексногочиславалгебраическойформе, действия над ними. Геометрическое изображение комплексных чисел. Модуль иаргументы комплексного числа. Решение алгебраическихуравнений. | 2 | ||||
Практическоезанятие №1.Решениезадачскомплексными числами. Геометрическая интерпретациякомплексного числа. | 2 | ||||
Раздел2.Элементылинейнойалгебры | 20 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 ЛР 14 ЛР 23 | |||
Тема2.1.Матрицы иопределители | Содержание учебного материала | 6 | |||
Теоретическое занятие. Экономико-математические методы. Матричные модели. Матрицы идействиянад ними. Определительматрицы. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 2.Действия над матрицами. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 3. Определителивторого и третьего порядков. | 2 | ||||
Тема2.2.Методы решениясистем линейных уравнений | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | ||
Теоретическое занятие. Метод Гаусса. Правило Крамера. Теоретическое занятие. Метод обратнойматрицы. | 2 2 | ||||
Практическоезанятие № 4. Метод Гаусса(метод исключения неизвестных). | 2 | ||||
Практическоезанятие № 5. Формулы Крамера(для систем линейныхуравненийс тремя неизвестными). | 2 | ||||
Практическоезанятие № 6. Решение матричныхуравнений. | 2 | ||||
Тема2.3. Моделированиеирешениезадачлинейногопрограммирования | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | ||
Теоретическое занятие. Математическиемодели. Задачи на практическое применение математическихмоделей. Общая задача линейного программирования. Матричная форма записи. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 7. Графическийметод решения задачи линейного программирования. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | | ||||
Раздел3.Введениеванализ | 6 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | |||
Тема3.1.Функции многихпеременных | Содержание учебного материала | 2 | |||
Теоретическое занятие. Функциидвухи нескольких переменных, способы задания, символика, областьопределения. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | | ||||
Тема3.2.Пределыи непрерывность | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | ||
Теоретическое занятие. Предел функции. Бесконечно малые функции. Метод эквивалентныхбесконечно малыхвеличин. Раскрытие неопределённостивида0/0и ∞/∞. Замечательные пределы. Непрерывностьфункции. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 8. Вычисление пределов последовательностей и функций с применением различных методов. Исследование функции на непрерывность, определение точек разрыва. | 2 | ||||
Раздел4.Дифференциальныеисчисления | 6 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | |||
Тема4.1. Производнаяидифференциал | Содержание учебного материала | 6 | |||
Теоретическое занятие. Производная функции. Первыйдифференциал функции, связь с приращениемфункции. Основные правила дифференцирования. Производные и дифференциалы высшихпорядков. Возрастаниеиубывание функций. Экстремумы функций. Теоретическое занятие. Частные производные функции нескольких переменных. Полный дифференциал.Частные производные высшихпорядков. | 2 2 | ||||
Практическоезанятие № 9. Экстремумфункции нескольких переменных. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | | ||||
Раздел5.Интегральноеисчислениеидифференциальныеуравнения | 26 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | |||
Тема5.1. Неопределённыйинтеграл | Содержание учебного материала | 8 | |||
Теоретическое занятие. Первообразная функция и неопределённый интеграл. Основные правила неопределённого интегрирования. | 2 | ||||
Практическоезанятие№ 10. Нахождение неопределённого интеграла спомощью таблиц, а также используяегосвойства. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 11. Методы замены переменнойи интегрирования по частям. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 12. Интегрирование простейших рациональных дробей. | 2 | ||||
Тема5.2. Определённыйинтеграл | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | ||
Теоретическое занятие. Задачанахождения площадикриволинейной трапеции. Определённый интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Основные свойства определённого интеграла. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 13. Правила замены переменнойи интегрирования по частям. | 2 | ||||
Тема5.3. Несобственныйинтеграл | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | ||
Теоретическое занятие. Интегрирование неограниченных функций. Интегрирование по бесконечномупромежутку. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 14. Вычисление несобственных интегралов. Исследование сходимости(расходимости) интегралов. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 15. Приложения интегрального исчисления. | 2 | ||||
Тема5.4. Дифференциальные уравнения | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01 ОК 2 ОК 03 ОК 04 ОК 09 | ||
Теоретическое занятие. Примеры задач, приводящих к дифференциальнымуравнениям. Основные понятияиопределения. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 16. Дифференциальныеуравнения первого порядка ипервой степени. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 17. Уравнения с разделяющимисяпеременными. | 2 | ||||
Практическоезанятие № 18. Однородное дифференциальное уравнение. | 2 | ||||
Всего аудиторных часов | 62 | | |||
Консультации | 2 | | |||
Промежуточная аттестация | 6 | | |||
Самостоятельная работа | 10 | | |||
Всего | 80 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Математика», оснащенный оборудованием:
– посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья),
– рабочее место преподавателя.
– техническими средствами обучения: мобильное автоматизированное рабочее место преподавателя:
– персональный компьютер,
– мультимедийный проектор,
– акустическая система,
– экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы:
3.2.1. Печатные издания:
Башмаков, М.И. Математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / М. И. Башмаков – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 256 с. – ISBN 978-5-4468-2339-0.
Богомолов, Н.В. Математика: учебник для бакалавров / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 396 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс. - ISBN 978-5-9916-2568-5.
3.2.2. Электронные издания, электронные ресурсы:
Информационные, тренировочные и контрольные материалы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www. fcior. edu. ru.
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www. school-collection. edu. ru.
Портал
Математика в Открытом колледже [Электронный ресурс] Режим доступа:
Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов [Электронный ресурс] Режим доступа:
Образовательный математический сайт
Общероссийский математический портал Math_Net.Ru [Электронный ресурс] Режим доступа:
Портал
Интернет-библиотека физико-математической литературы[Электронный ресурс] Режим доступа:
Математика онлайн: справочная информация в помощь студенту [Электронный ресурс] Режим доступа
Дополнительные источники:
Сборник задач по высшей математике для экономистов: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Ермакова. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 575 с. - ISBN 978-5-16-003557-4.
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы : учеб.для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]. - 16-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 464 с. : ил. - ISBN 978-5-09-021024-9.
Геометрия. 10-11 классы : учеб.для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 255 с. : ил. - (МГУ - школе). - ISBN 978-5-09-024966-9.
Омельченко, В.П. Математика: учеб.пособие / В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. - Изд. 8-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 380 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-21039-0.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки |
У.1 Умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | умение решать алгебраические уравнения с комплексными числами; умение решать задачи с комплексными числами; умение геометрически интерпретировать комплексное число; умение находить площадь криволинейной трапеции; умение находить определённый интеграл используя основные свойства, правила замены переменной и интегрирования по частям; умение вычислять несобственные интегралы; умение исследовать сходимость (расходимость) интегралов; | Текущий контроль: Оценка результатов выполнения практических работ № 1-18. Оценка результатов устного иписьменного опроса. Промежуточная аттестация: Оценка результатов проведённого экзамена. |
У.2 Быстрота и точность поиска, оптимальность и научность необходимой информации, а также обоснованность выбора применения современных технологий ее обработки | умение решать алгебраические уравнения с комплексными числами; умение решать задачи с комплексными числами; умение геометрически интерпретировать комплексное число; умение составлять матрицы и выполнять действия над ними; умение вычислять определитель матрицы; умение решать задачи при помощи дифференциальных уравнений; умение решать дифференциальные уравнения первого порядка и первой степени; умение решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными; умение решать однородные дифференциальные уравнения; | |
У. 3 Организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; стремиться к самообразованию и повышению профессионального уровня | умение решать системы линейных уравнений методом Гаусса, правилом Крамера и методом обратной матрицы; умение находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; умение вычислять неопределённый интеграл методом замены переменной и интегрирования по частям; умение интегрировать простейшие рациональные дроби; | |
У.4 Умело и эффективно работать в коллективе, соблюдать профессиональную этику | умение решать системы линейных уравнений методом Гаусса, правилом Крамера и методом обратной матрицы; умение решать задачи при помощи дифференциальных уравнений; умение решать дифференциальные уравнения первого порядка и первой степени; умение решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными; умение решать однородные дифференциальные уравнения; | |
У. 5 Умение рационально и корректно использовать информационные ресурсы в профессиональной и учебной деятельности | умение представлять математическая модель; умение практически применять математические модели при решении различных задач; умение решать общую задачу линейного программирования; умение решать графическим методом задачи линейного программирования; умение вычислять несобственные интегралы; умение исследовать сходимость (расходимость) интегралов; | |
З.1. Знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | знает определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними; знает, как геометрически изобразить комплексное число; знает, что представляет собой модуль и аргумент комплексного числа; знает, как найти площадь криволинейной трапеции; знает, что называется определённым интегралом; знает формулу Ньютона-Лейбница; знает основные свойства определённого интеграла; знает правила замены переменной и интегрирование по частям; знает, как интегрировать неограниченные функции; знает, как интегрировать по бесконечному промежутку; знает, как вычислять несобственные интегралы; знает, как исследовать сходимость (расходимость) интегралов; | Текущий контроль: Оценка результатов выполнения практических работ № 1-18. Оценка результатов устного и письменного опроса. Промежуточная аттестация: Оценка результатов проведённого экзамена. |
З.2. Знание основных понятий и методов теории комплексных чисел, линейной алгебры, математического анализа | знает определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними; знает, как геометрически изобразить комплексное число; знает, что представляет собой модуль и аргумент комплексного числа; знает экономико-математические методы; знает, что представляют собой матричные модели; знает определение матрицы и действия над ними; знает, что представляет собой определитель матрицы; знает, что такое определитель второго и третьего порядка; знает задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям; знает основные понятия и определения дифференциальных уравнений; | |
З.3. Знание математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ | знает метод Гаусса, правило Крамера и метод обратной матрицы; знает, что представляет собой первообразная функция и неопределённый интеграл; знает основные правила неопределённого интегрирования; знает, как находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; знает в чём заключается метод замены переменной и интегрирования по частям; знает, как интегрировать простейшие рациональные дроби; | |
З.4. Знание математических понятий и определений, способов доказательства математическими методами | знает метод Гаусса, правило Крамера и метод обратной матрицы; знает задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям; знает основные понятия и определения дифференциальных уравнений; знает определение предела функции; знает определение бесконечно малых функций; знает метод эквивалентных бесконечно малых величин; знает, как раскрывать неопределённость вида 0/0 и ∞/∞; знает замечательные пределы; знает определение непрерывности функции; | |
З.5.Знание математического анализа информации, представленной различными способами, а также методов построения графиков различных процессов | знает, что представляет собой математическая модель; знает как практически применять математические модели при решении различных задач; знает общую задачу линейного программирования; знает матричную форму записи; знает графический метод решения задачи линейного программирования; знает, как интегрировать неограниченные функции; знает, как интегрировать по бесконечному промежутку; знает, как вычислять несобственные интегралы; знает, как исследовать сходимость (расходимость) интегралов; знает, как задавать функции двух и нескольких переменных, символику, область определения; |