РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02 ЛИТЕРАТУРА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.02 ЛИТЕРАТУРА
2025 г.
Программа учебной дисциплины «Литература» для специальности среднего профессионального образования 38.02.08 Торговое дело.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) 38.02.08. Торговое дело (Приказ Минпросвещения России от 19.07.2023 N 548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 N 74906).
Разработчик: Колмакова Ирина Владимировна, преподаватель ВКК
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02 ЛИТЕРАТУРА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОД.02 Литература является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.08 Торговое дело.
Учебная дисциплина «Литература» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.08 Торговое дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,ОК | Умения | Знания |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно | Личностные: - быть готовым к труду, осознавать ценности мастерства, трудолюбие; - быть готовым к активной деятельности технологической и социальной направленности, быть способным инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; Метапредметные: - проявлять интерес к различным сферам профессиональной деятельности, - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; Предметные: - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - быть способным их использовать в познавательной и социальной практике | Личностные: - осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; - осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; Метапредметные: - включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры; - формирование ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; Предметные: - знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов России; - формирование умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявление их связи с современностью; - сопоставление произведений русской и зарубежной литературы и сравнение их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие); |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Личностные: - формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствовать языковую и читательскую культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; Метапредметные: - осознавать ценности научной деятельности, быть готовым осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; Предметные: - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | Метапредметные: - владение навыками анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); Предметные: - владение навыками редактирования и совершенствования собственных письменных высказываний с учетом норм русского литературного языка; - работа с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использование ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Личностные: - формировать нравственное сознание, этическое поведение; - уметь оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознавать личный вклад в построение устойчивого будущего; - ответственно относиться к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; - использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; - формировать внутреннюю мотивацию, включающую стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - формировать эмпатию, включающую способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - формировать социальные навыки, включающие способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | Личностные: - формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; - приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; Предметные: - выявление в произведениях художественной литературы образов, тем, идей, проблем и выражение своего отношения к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участие в дискуссии на литературные темы; - осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - формирование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Личностные: - быть готовым к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; Метапредметные: - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | Предметные: - осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; - формирование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Личностные: - развивать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - быть способным воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; Метапредметные: - быть убежденным в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - быть готовым к самовыражению в разных видах искусства, стремиться проявлять качества творческой личности; Предметные: - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; | Предметные: - формирование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; - владение навыками анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); Предметные: - формирование представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умения применять их в речевой практике; |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Личностные: - осознавать российскую гражданскую идентичность; - целенаправленное развивать внутреннюю позицию личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формировать систему значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способность ставить цели и строить жизненные планы; Метапредметные: - осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок; - принимать традиционные национальные, общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - быть готовым противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - быть готовым вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации и детско-юношеских организациях; - уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - быть готовым к гуманитарной и волонтерской деятельности; - формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формировать ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - быть готовым к служению и защите Отечества, быть ответственным за его судьбу; - использовать в познавательной и социальной практике освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - быть готовым к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - владеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. | Предметные: - формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; - приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - формирование умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявление их связи с современностью; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Личностные: - мотивировать к обучению и личностному развитию; - формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствовать языковую и читательскую культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Метапредметные: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. | Предметные: - владение навыками анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); - владение навыками редактирования и совершенствования собственных письменных высказываний с учетом норм русского литературного языка; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 72 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 70 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 0 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Порядковый номер | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
| Объем в часах | Коды компетенций, формиро-ванию которых способст-вует элемент програм- мы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Литература Х1Х века. | 36 | | | ||
| Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
1 | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Связь литературы с другими видами искусств. | 2 | Повторение изученной темы «Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.2. А.С. Пушкин как национальный гений и символ | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
2 | Жизненный и творческий путь поэта. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Произведения Пушкина в других видах искусства (живопись, музыка, кино и др.) Памятники Пушкину, топонимы и другие способы мемориализации его имени. Пушкин и современность, образы Пушкина в массовой культуре: эмблематичность его портретов, знаковость имени, Пушкин и герои его произведений в других видах искусств (музыка, живопись, театр, кино, анимация) и в продукции массовой культуры, массмедиа, в произведениях массовой культуры: комиксах, карикатурах, граффити, товарных знаках, рекламе и др. графических формах. | 2 | Повторение изученной темы «А.С. Пушкин как национальный гений и символ» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.3. Тема одиночества человека в творчестве М. Ю. Лермонтова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
3 | Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова. лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…», «Наполеон», «Воздушный корабль», «Последнее новоселье», «Одиночество», «Я не для ангелов и рая…», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая …» Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова. лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…», «Наполеон», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я не унижусь пред тобой…», «Оправдание», «Она не гордой красотой…», «К портрету», «Силуэт», «Желание», «Памяти А.И. Одоевского», «Листок», «Пленный рыцарь», «Три пальмы», «Благодарность», «Пророк «Воздушный корабль», «Последнее новоселье», «Одиночество», «Я не для ангелов и рая…», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая нива», «Я не унижусь пред тобой…», «Оправдание», «Она не гордой красотой…», «К портрету», «Силуэт», «Желание», «Памяти А.И. Одоевского», «Листок», «Пленный рыцарь», «Три пальмы», «Благодарность», «Пророк» | 2 | Повторение изученной темы «Тема одиночества человека в творчестве М. Ю. Лермонтова» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.4. Н.В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
4 | Сведения из биографии писателя. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Особенности сатиры Гоголя. Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. | 2 | Повторение изученной темы «Н.В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.5. Русская литература второй половины Х1Х века | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
5 | Русская литературно-критическая и философская мысль. Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX века. | 2 | Повторение изученной темы «Русская литература второй половины Х1Х века» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.6. А.Н. Островский. Драма «Гроза» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
6 | Сведения из биографии драматурга. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза».Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». | 2 | Повторение изученной темы «А.Н. Островский. Драма «Гроза» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.7. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
7 | Сведения из биографии писателя. Роман «Обломов». Творческая история романа. Обломов (противоречивость характера). Штольц и Обломов. Ольга Ильинская Агафья Пшеницына. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. | 2 | Повторение изученной темы «И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.8. Новый герой, «отрицающий всё», в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
8 | Сведения из биографии писателя. Роман «Отцы и дети». Творческая история, смысл названия. «Отцы» (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы) и молодое поколение, специфика конфликта. Вечные темы в спорах «отцов и детей». Взгляд на человека и жизнь общества глазами молодого поколения. Понятие антитезы на примере противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе: портретные и речевые характеристики. Нигилизм и нигилисты. Литературная критика произведения Д. И. Писарева "Базаров" | 2 | Повторение изученной темы «Новый герой, «отрицающий всё», в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.9. Человек и мир в зеркале поэзии Ф.И. Тютчева | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
9 | Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Основные темы и художественное своеобразие лирики Тютчева, бурный пейзаж как доминанта в художественном мире Тютчева. Для чтения и изучения: Ф.И. Тютчев: «Наш век», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…» «О, как убийственно мы любим…», «Фонтан», «Чему бы жизнь нас не учила…», «Осенний вечер», «Не рассуждай, не хлопочи…», «Я встретил вас…», «Два голоса», «Еще земли печален вид…», «Она сидела на полу…», «Есть в осени первоначальной…», «Полдень», «День и ночь», «Предопределение», «Весь день она лежала в забытьи…», «Когда дряхлеющие силы…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «О чём ты воешь, ветер ночной?» , «Умом Россию не понять…», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «Эти бедные селенья…» и др. | 2 | Повторение изученной темы «Человек и мир в зеркале поэзии Ф.И. Тютчева» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.10. Человек и мир в зеркале поэзии А.А. Фета | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
10 | Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Основные темы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета, идиллический пейзаж. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Целый мир от красоты», «Кому венец, богине ль красоты…», «Поэтам», «Как беден наш язык», «Что за ночь! Прозрачный воздух скован», «Весенний дождь…», «Какая ночь, как воздух чист…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Еще весны душистой нега…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Я тебе ничего не скажу…», «Первый ландыш», «Смерть» и др. | 2 | Повторение изученной темы «Человек и мир в зеркале поэзии А.А. Фета» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.11. Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
11 | Особенность лирического героя. Основные темы и идеи. Своеобразие решения образа и музы и темы поэта и поэзии. Утверждение крестьянской темы. Художественное своеобразие лирики Некрасова и её близость к народной поэзии. Для чтения и изучения: «Калистрат», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 года», «Тишина», «Еще мучимый страстию мятежной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Слезы и нервы», «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Школьник», «Песня Еремушке», «Элегия», «На смерть Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Пророк», «На Волге», «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Родина», «Размышление у парадного подъезда», «Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Безвестен я. Я вами не стяжал…», «Внимая ужасам войны…», «Надрывается сердце от муки…», «О погоде», «Муза» (Нет, музы ласково поющей и прекрасной…) и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866) (обзорно). Эпопея крестьянской жизни: замысел и его воплощение. Фольклорная основа поэмы. Легенда об атамане Кудеяре. | 2 | Повторение изученной темы «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.12. Праведники Н. С. Лескова | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
12 | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». | 2 | Повторение изученной темы «Праведники Н. С. Лескова» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.13. Люди и реальность в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
13 | Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Авторский замысел и своеобразие жанра литературной сказки. Сходство и различие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок. Художественные средства: иносказание, гротеск, гипербола, ирония, сатира. Эзопов язык. | 2 | Повторение изученной темы «Люди и реальность в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.14. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
14 | Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. | 2 | Повторение изученной темы «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | ||
15 | Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя | 2 | | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.15. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
16 | Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы» (1855) – непарадное изображение войны. «Диалектика души»: толстовский принцип психологического анализа. Истоки проблематики и образов последующих произведений в рассказах и краткая формулировка толстовских идей. | 2 | Повторение изученной темы «Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» | ||
17 | Роман-эпопея «Война и мир(обзорно): история создания, истоки замысла, жанровое своеобразие, смысл названия, отражение нравственных идеалов Толстого в системе персонажей. «Мысль народная». Роль народа и личности в истории. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. «Мысль семейная» в романе. | 2 | | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 1.16. А.П. Чехов: жизнь и творчество | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
18 | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. | 2 | Повторение изученной темы «А.П. Чехов: жизнь и творчество» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
Раздел 2. Литература ХХ века | 34 | | | ||
| Тема 2.1. Мотивы лирики и прозы И. А. Бунина | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
19 | Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Факты биографии. Первый русский писатель – лауреат Нобелевской премии по литературе. Лирика. Философичность, психологизм и лиризм поэзии Бунина. Прославление «любви и радости бытия». Пейзажная лирика. Тема одиночества. Тема поэтического труда. Традиции русской классической поэзии и психологической прозы в творчестве Бунина, Новаторство поэта. Стихотворения: «Листопад», «Вечер», «Одиночество», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Слово», «Поэту» и др. Проза И. А. Бунина. Мотив запустения и увядания дворянских гнезд, образ «Руси уходящей». Судьба мира и цивилизации в осмыслении писателя. Тема трагической любви в рассказах Бунина. Рассказы «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник»; рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»; цикл рассказов «Темные аллеи» (два рассказа – по выбору учителя) | 2 | Повторение изученной темы «Мотивы лирики и прозы И. А. Бунина» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.2. Традиции русской классики в творчестве А. И. Куприна | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
20 | Александр Иванович Куприн (1870–1938) Сведения из биографии. Повесть «Олеся». Тема «естественного человека» в повести. Мечты Олеси и реальная жизнь ее окружения. Трагизм любви героини. Осуждение пороков общества. Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Герои о сущности любви. Трагическая история любви Желткова. Развитие темы «маленького человека» в рассказе. Смысл финала. Символический смысл заглавия, роль эпиграфа. Авторская позиция. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна. «Гранатовый браслет» в кино (А. Роом, 1964) | 2 | Повторение изученной темы «Традиции русской классики в творчестве А. И. Куприна» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.3. Серебряный век: общая характеристика и основные представители | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
21 | Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Серебряный век: происхождение и смысл определения. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Предпосылки возникновения. Классификация литературных направлений: от реализма – к модернизму. Диалог с классикой как «средство развития, обогащения» новых направлений. Основные модернистские направления. Символизм. Идея двоемирия и обновление художественного языка: расширение значения слова. Поэты-символисты: В. Брюсов («Творчество»); К. Бальмонт («Я – изысканность русской медлительной речи…»); А. Белый («Раздумье»). Акмеизм. Возвращение к «прекрасной ясности». Предметность тематики и образов, точность слова. Поэты-акмеисты: Н. Гумилев («Жираф»); С. Городецкий («Береза»). Футуризм. Эпатажность и устремленность в будущее. Разрыв с традицией. Попытка создать «новый стиль. Приоритет формы над содержанием, эпатаж. Поиски в области языка, словотворчество. Поэты-футуристы: И. Северянин («Эпилог», «Авиатор»); В. Хлебников («Заклятие смехом»). Серебряный век в кино и театре. Культура авангарда в современной массовой культуре | 2 | Повторение изученной темы «Серебряный век: общая характеристика и основные представители» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.4. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
22 | Александр Александрович Блок (1880–1921). Сведения из биографии поэта. «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Россия», «Балаган», «О, я хочу безумно жить…». Лирика Блока – «трилогия вочеловечения». Ранние стихи: мистицизм, идеал мировой гармонии. Любовь как служение и возношение. «Страшный мир» в лирике Блока. Тема трагической любви. Образ Родины: ее прошлое и настоящее. Новаторство в воплощении и интерпретации образа России. Тема призвания поэта. Музыкальность, экспрессивность как художественная особенность поэтической речи Блока. Песни и романсы на стихи поэта. Поэма «Двенадцать». Проблематика, сюжет и композиция. «Рождение будущего в пожаре и крови»: образ революции. Образ «двенадцати». Образ Христа и неоднозначность его интерпретации. Символика образов. Антитеза. Полифонизм поэмы. Поэма в живописи и на сцене. | 2 | Повторение изученной темы «А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.5. Особенности развития литературы 1920-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
23 | Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | 2 | Повторение изученной темы «Особенности развития литературы 1920-х годов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.6. Поэтическое новаторство В. Маяковского | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
24 | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». | 2 | Повторение изученной темы «Поэтическое новаторство В. Маяковского» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.7. Драматизм судьбы поэта С. А. Есенина | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
25 | Сергей Александрович Есенин (1895–1925) Чувство Родины – основное в творчестве Есенина. Образ родной деревни, ее судьба в ранней и поздней лирике поэта. Посвящение матери. Особая связь природы и человека. Любовная тема. Исповедальность лирики: отражение потерь и обретений на дороге жизни. («Гой ты, Русь моя родная!», «Тебе одной плету венок…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Неуютная жидкая лунность…»; «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Письмо к матери»; «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова»; «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | 2 | Повторение изученной темы «Драматизм судьбы поэта С. А. Есенина» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.8. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
26 | Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, В. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы. | 2 | Повторение изученной темы «Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.9. Исповедальность лирики М. И. Цветаевой | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
27 | Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) Сведения из биографии. Исповедальность поэзии Цветаевой. Необычность образа лирического героя. Основные темы творчества: тема поэта; тема тоски по родине, бесприютности; тема жизни и смерти; тема «влюбленности» в творчество поэтов-современников Живописность и музыкальность образов. Особенности поэтического синтаксиса. Жизнь и творчество М. Цветаевой в кино и музыке Стихотворения: «Роландов Рог», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Куст», «Тоска по родине! Давно…», «Вчера еще в глаза глядел…», «Идешь на меня похожий…», «Все рядком лежат…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «У тонкой проволоки над волной овсов…» (из цикла «Ахматовой»), «Генералам 12 года», «Есть счастливцы и есть счастливицы…», «Хвала богатым». и др. | 2 | Повторение изученной темы «Исповедальность лирики М. И. Цветаевой» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.10. Противостояние «веку-волкодаву» (поэзия О.Э. Мандельштама) | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
28 | Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…». | 2 | Повторение изученной темы «Противостояние «веку-волкодаву» (поэзия О.Э. Мандельштама)» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.11. А.П. Платонов. «Усомнившийся Макар» | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
29 | Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899–1951). Сведения из биографии писателя. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического.Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Повесть «Усомнившийся Макар». И. Сталин о произведении А. Платонова. Повесть как акт гражданского мужества писателя. Смысл названия произведения. Образ главного героя. Сомнения и причины его сомнений. Макар – «природный», «сокровенный» человек. Жанровое своеобразие повести. | 2 | Повторение изученной темы «А.П. Платонов. «Усомнившийся Макар» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.12. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
30 | Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лауреат Нобелевской премии по литературе | 2 | Повторение изученной темы «М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» | ||
31 | Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы). История создания. Смысл названия. Жанр произведения. Герои романа-эпопеи о всенародной трагедии. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Любовь в его жизни. Герой в поисках своего пути среди «хода истории». Финал романа-эпопеи. Проблема гуманизма в произведении. Полемика вокруг авторства. Киноистория романа | 2 | Повторение изученной темы «М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.13 Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
32 | Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». | 2 | Повторение изученной темы «Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.14. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
33 | Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. | 2 | Повторение изученной темы «Особенности развития литературы 1950—1980-х годов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.15. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
34 | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. | 2 | Повторение изученной темы «Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2.16. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
35 | Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В.Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. | 2 | Повторение изученной темы «Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | | |
36 | Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | | | |
Всего: | 72 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Обществознания, Русского языка, Литературы», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 мест);
- рабочее место преподавателя (1 место);
- комплект учебно-наглядных пособий и раздаточного материала по русскому языку;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.
Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно – психические нарушения, соматические заболевания).
Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Литература. Базовый уровень. Учебник для СПО. В 2 частях. Ч. 1 / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина, С. А. Леонов, Н. А. Демидова, Е. А. Самойлова, И. В. Сосновская. — Москва : Просвещение, 2024 .— 353 с.
2. Красовский В.Е. Литература : учебник для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 709 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://soshinenie.ru/proza-v-russkoj-literature-vtoroj-poloviny-xix-veka
2. http://sochland.ru/sub2/?id=25
3.http://www.kalitva.ru/153103-russkaya-literatura-pervoj-poloviny-xix-veka.html 4.http://11klasov.ru/literature/27-analiz-proizvedeniy-russkoy-literatury-xx-veka-11-klass-ivanova-ev.html
3.2.3. Дополнительные источники
1.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.- М.: Айрис-пресс
2. Русская литература в вопросах и ответах. XIX век : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 219 с.
3. Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
4. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношения к ним; - навыки различных видов анализа литературных произведений; - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - представление о системе стилей языка художественной литературы. - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. - уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Критерии оценки устного опроса: Оценка 5 (отлично): обучающийся должен глубоко и четко владеть учебным материалом по заданным темам. Составить по излагаемому вопросу, четкий ответ, ответить на вопросы. Оценка 4 (хорошо): ставится в том случае, если обучающийся полно освоил учебный материал, по форме и изложения ответа имеют отдельные неточности, некоторые недочеты и замечания. Оценка 3 (удовлетворительно): ставится если, обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полностью, не последовательно, не отвечает на дополнительные вопросы. Оценка 2 (неудовлетворительно): ставится, если обучающийся имеет разрозненные бессистемные знания, искажает смысл основных понятий, неверно отвечает на вопросы. Критерии оценки дифференцированного зачета Оценка 5 (отлично): выставляется при выполнении 90 % - 100 % предлагаемых заданий, набрано 41-37 балл(-ов). Оценка 4 (хорошо): выставляется при выполнении 89% - 75% предлагаемых заданий, набрано 36-31 балл(-ов). Оценка 3 (удовлетворительно): выставляется при выполнении 74% - 50% предлагаемых заданий, набрано 30 – 21 балл(-ов). Оценка 2 (неудовлетворительно): выставляется при выполнении менее 49% предлагаемых заданий, набрано менее 20 балл(-ов). | Оценка результата устного опроса Оценка результатов дифференцированного зачета |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - эстетическое отношение к миру; - умение учитывать исторический, историко-культурный − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; − совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.); - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. |
Для осуществления мероприятий итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и (или) преподаватель смежной дисциплины.
1