12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия41
Россия, Иркутская обл., Иркутск
0

Рабочая программа учителя - логопеда по сопровождению обучающихся 4 класса с задержкой психического развития



t1707182961aa.jpg

1. Пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста,

типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:

постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

обогащение словаря, его расширение и уточнение;

коррекция недостатков грамматического строя речи;

улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

совершенствование коммуникативной функции речи;

повышение мотивации речеговорения;

обогащение речевого опыта;

профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

В начальных классах обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

формирование и развитие представлений о звуко-слоговом и звуко- буквенном составе слова;

формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

- уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;

уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;

умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

2. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.1 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

Логопедические занятия направлены на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Основные направления программы:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;

представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, Т.А.Фотековой.

В логопедическом обследовании обучающихся оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции.

Результаты диагностики отражаются в протоколе и в конце учебного года повторяются задания с тем же самым речевым материалом. В разделе

«Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.

Значение курса общей системе коррекционно-развивающей работы

Курс «Логопедические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.

Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников могут наблюдаться нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико- синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.

Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.

Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием. Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.

Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». Содержание курса

«Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».

Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета «Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены бедностью словаря, плохим пониманием логико – грамматических конструкций, затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.

Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.

Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.

При реализации данного курса учителю-логопеду рекомендуется выполнять общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.Следует преподносить новый материал предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.

Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.

Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).

Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)2.

Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).

Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).

Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.

Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.

Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.

Учителю-логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.

Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки

«пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель-логопед:

просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;

понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.;

постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

3. Описание места учебного предмета

Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно- развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

3) развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В общей системе коррекционно-развивающей работы курс

«Логопедические занятия» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно- познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);

улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

улучшение качества учебного высказывания за счет коррекции звукопроизношения, расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;

развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.


Личностные результаты младших школьников по коррекционному курсу «Логопедические занятия» могут проявиться в:

принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты по коррекционному курсу

«логопедические занятия» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные- прописные);

обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);

вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:

слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) применение в практическом плане умения и навыка аудирования: восприятия речи на слух и понимания основного содержания;

3) развитие фонематических процессов;

4) автоматизация поставленных звуков;

5) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

6) овладение основами грамотного письма;

7) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

8) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Планируемые результаты изучения курса

Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и коррекция нарушений чтения и письма. Поэтому при организации обучения младших школьников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения.

Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы.

Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;

обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;

начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

получать и уточнять информацию от собеседника;

задавать вопросы;

передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:

состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);

состояние активного словаря, понимание значений слов;

овладение словообразованием и словоизменением;

уровень связного высказывания;

состояние речевой коммуникации;

речевая активность;

состояние познавательных функций речи;

состояние навыков чтения и письма.

Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.

В области лексической стороны речи:

- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);

- умение называть синонимы и антонимы;

- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко- слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);

- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;

- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко- слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;

- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;

- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;

- использовать формулы речевого этикета в диалоге;

- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

6. Содержание курса

В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями логопедическая работа обозначена ниже следующими разделами.

Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.

Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.

Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и коррекция нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

7. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 4 «Е» класса

Дата

Содержание работы

Кол-во часов

Учебно-дидактическое обеспечение

Коррекционная работа

02.09.2022 - 16.09.2022

1-4. Обследование устной и письменной речи учащихся.

4





Развитие звуковой стороны речи.

33




20.09.2022

5.-Звуки и буквы. Образование звуков.

1

И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоление».






Е.В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии.


Альбом «Учусь не путать звуки».


Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.





Сборник диктантов.


-Развитие фонематического восприятия и слуха;


-развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза;




-развитие и коррекция графических навыков;


-развитие восприятия, внимания, памяти;







-развитие навыка самостоятельной работы.

22.09.2022

6.-Гласные звуки и буквы.

1

27.09.2022

7.-Согласные звуки и буквы.

1

29.09.2022

8.-Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

04.10.2022


Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

9.-Буквы А-Я после твёрдых и мягких согласных.



1

06.10.2022

10.-Буквы О-Ё после твёрдых и мягких согласных.

1

11.10.2022

11.-Буквы У-Ю после твёрдых и мягких согласных.

1

13.10.2022

12.-Буквы Ы-И после твёрдых и мягких согласных.

1

18.10.2022

13.-Буква Ь после мягких согласных в конце и середине слова.

1

20.10.2022

14.-Диктант на дифференциацию твёрдых и мягких согласных.

1

25.10.2022

Дифференциация звонких и глухих согласных.

15.-Дифференциация звуков Б-П, Б-П в слогах, словах, предложении, тексте.



1

Е.В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии.


Альбом «Учусь не путать звуки».


Лопухина И.Н. 550 логопедических игр для детей.




Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. Коррекция нарушений письма у школьников.



Сборник диктантов.

-Развитие навыка анализа и синтеза на основе сравнения артикуляции парных звуков;



-развитие фонематических дифференцировок;


-коррекция звукопроизношения;


-развитие навыка звукового анализа и синтеза;


-развитие мыслительных операций;



-развитие навыка самостоятельной работы.

27.10.2022

16.- Дифференциация звуков В-Ф, В-Ф в слогах, словах, предложении, тексте.

1

08.11.2022

17.- Дифференциация звуков Д-Т, Д-Т в слогах, словах, предложении, тексте.

1

10.11.2022

18.- Дифференциация звуков Г-К, Г-К в слогах, словах, предложении, тексте.

1

15.11.2022

19.- Дифференциация звуков З-С, З-С в слогах, словах, предложении, тексте.

1

17.11.2022

20.- Дифференциация звуков Ж-Ш в слогах, словах, предложении, тексте.

1

22.11.2022

21.-Оглушение звонких согласных.

1

24.11.2022

22.-Диктант на дифференциацию парных согласных.

1

29.11.2022

Дифференциация непарных согласных.

23.-Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложении, тексте.


1

И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоление».




Е.В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии.


Альбом «Учусь не путать звуки».


Мещерякова Н.П.. Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе.






Сборник диктантов.


- Развитие фонематического слуха и восприятия;


-коррекция познавательных процессов;


-развитие навыка звукового анализа и синтеза;


-коррекция графических навыков;


-развитие коммуникативной функции речи;


-коррекция психических функций;






-развитие навыка самостоятельной работы.

01.12.2022

24.-Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложении, тексте.

1

06.12.2022

25.-Дифференциация Л-Р в слогах, словах, предложении, тексте.

1

08.12.2022

26.-Дифференциация С-Щ в слогах, словах, предложении, тексте.

1

13.12.2022

27.-Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложении, тексте.

1

15.12.2022

28.-Дифференциация Ч-Т в слогах, словах, предложении, тексте.

1

20.12.2022

29.-Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложении, тексте.


1

22.12.2022

30.-Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложении, тексте.

1

27.12.2022

31.-Сам.раб. на дифференциацию непарных согласных.

1

29.12.2022

Работа над безударными гласными.

32.-Ударение. Роль ударения различении смысла слов.

1

Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.


Альбом "Учусь работать с текстом"








Сборник диктантов.

-Коррекция мыслительной деятельности ( операций анализа и синтеза);


-развитие навыка работы по образцу и алгоритму.



-развитие орфографической зоркости.





-Развитие навыка самостоятельной работы.

10.01.2023

33.-Постановка ударения в 2-3-сложных словах.

1

12.01.2023

34.-Гласные ударные и безударные.

1

12.01.2023

35.-Правописание безударных гласных.

1

17.01.2023

36.-Тренировочные упражнения в правописании безударных гласных.

1

19.01.2023

37.-Диктант по теме "Безударные гласные".

1


Развитие лексико-грамматического строя речи.


18




24.01.2023

А)Лексика

38.-Имя существительное

1

Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.


Альбом «Учусь работать со словом».


Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.



Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.






Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. Коррекция нарушений письма у школьников.






Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.















- Коррекция навыка грамматического оформления речи;





-развитие речи путём уточнения значений имеющихся у детей слов и обогащение словаря;


-развитие навыка словоизменения и словообразования.






-Развитие умения согласовывать слова в моделях различных синтаксических конструкций;

-развитие умения согласовывать слова в моделях различных синтаксических конструкций;




-коррекция навыка употребления предложно-падежных конструкций;


-развитие психических функций;


-развитие коммуникативной функции речи;


-развитие навыка самостоятельной работы.







26.01.2023

39.- Глагол

1

31.01.2023

40.- Имя прилагательное

1

02.02.2023

Б) Словообразование

41.-Родственные слова.

1

07.02.2023

42.-Образование слов при помощи приставки.

1

09.02.2023

43.-Образование слов при помощи суффикса.

1

14.02.2023

44.-Самостоятельная работа.

1

16.02.2023

Б) Лексико-грамматическое оформление речи

Словосочетание

45.-Практическое употребление существительных в форме винительного падежа.




1

21.02.2023

46.-Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.

1

28.02.2023

47.-Практическое употребление существительных в форме дательного падежа.

1

02.03.2023

48.-Практическое употребление существительных в форме творительного падежа.

1

07.03.2023

49.-Практическое употребление существительных в форме предложного падежа.

1

09.03.2023

Предложение

50.-Главные члены предложения.


1

14.03.2023

51.-Второстепенные члены предложения.

1

16.03.2023

52.-Выделение предложений из текста.

1

21.03.2023

53.-Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

21.03.2023

54.-Схема предложения.

1

23.03.2023

55.-Самостоятельная работа по теме "Словосочетание и предложение".

1




Развитие связной речи.


9



04.04.2023

56.-Восстановление деформированного текста.

1

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников.



Л.И.Ефименкова, И.Н.Садовникова. «Формирование связной речи у детей- олигофренов».


-Развитие навыка программирования смысла высказывания и установления логики изложения;



-развитие умения отбирать языковые средства, адекватные смыслу высказывания;

-расширение, обогащение словаря.


06.04.2023

57.-Составление рассказа по серии картин.

1

11.04.2023

58.-Составление рассказа по картине.

1

13.04.2023

59.-Составление рассказа по данному началу.

1

20.04.2023

60.-Составление рассказа по данному концу.

1

27.04.2023

61.-Полный пересказ.

1

04.05.2023

62.-Краткий пересказ.

1

11.05.2023

63.-Творческий пересказ.

1

18.05.2023

64.-Проверочный диктант по итогам года.

1

Сборник диктантов.


-Выявление уровня развития речи учащихся;

-подведение итогов учебного года.

20-30.05


65-68. Обследование устной и письменной речи учащихся.

4





8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми используется следующие методические разработки и пособия:

Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика.

Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь – помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение.

Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев.

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция.

Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ.

Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития /Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти.-С.105-144.


Материально-техническое обеспечение

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов. Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты; материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки,разноцветные фишки, полоски для составления схем, доска с набором магнитов

Серии сюжетных картин, разнообразный демонстрационный материал

Компьютер, принтер.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.