Рабочая программа на тему «Внеурочная деятельность "Орлята России"» (4 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области,
Муниципальное образование «Тарасовский район»,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОРЛЯТА РОССИИ»
для обучающихся 4 класса
Уровень общего образования: начальное общее.
Количество часов: 1 час.
Учитель: Михеева Л.Н.
Квалификационная категория: высшая.
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Орлята России» для обучающихся 4 класса разработана на основе новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституции Российской Федерации 2020 года, ФГОС НОО (2021г.), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» и Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ РФ позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования — сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образужизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания МБОУ Красновской СОШ, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья — основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда — содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа — бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание — открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в сознании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье — равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
В соответствии с ООП НОО МБОУ Красновской СОШ курс внеурочной деятельности «Орлята России» реализуется с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: в 4 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ Красновской СОШ, годовому календарному учебному графику, данная программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы - 2023-2024 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7.Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Орлёнок – Лидер |
5 ч |
2 |
Орлёнок – Эрудит |
6 ч |
3 |
Орлёнок – Мастер |
6ч |
4 |
Орлёнок – Доброволец |
5 ч |
5 |
Орлёнок – Спортсмен |
5 ч |
6 |
Орлёнок – Эколог |
3 ч |
7 |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти |
3ч |
Итого |
|
33 ч |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Раздел (количество часов) Тема занятия |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы) |
Форма проведения занятий |
Дата проведения |
Корректировка даты |
Трек «Орлёнок – Лидер» |
||||||
1 |
«Лидер – это … Я могу быть лидером!» |
1 |
Игра на командообразование. Тренинг. узы. |
01.09 |
|
|
2 |
«КЛАССный выходной» |
1 |
Верёвочный курс |
08.09 |
|
|
3 |
«От идеи – к делу!» |
1 |
КТД |
15.09 |
|
|
4 |
«Вместе мы сможем всё! Встреча с тем, кто умеет вести за собой» |
1 |
Встреча с интересными людьми. |
22.09 |
|
|
5 |
«Мы дружный класс!» |
1 |
Подведение итогов. |
29. 09 |
|
|
Трек «Орлёнок – Эрудит» |
||||||
6 |
«Кто такой эрудит? Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» |
1 |
Интеллектуальная игра Встреча с интересными людьми.
|
06.10 |
|
|
7 |
«Игра – это полезно и интересно» |
1 |
Интеллектуальная игра |
13.10
|
|
|
8 |
«Эрудит – это широкий кругозор» |
1 |
Презентация «10 великих изобретений русских учёных». Круг Знаний. |
20.10 |
|
|
9 |
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» |
1 |
КТД |
27.10 |
|
|
10 |
«Играй, учись и узнавай» |
1 |
КТД |
10.11 |
|
|
11 |
«На старте новых открытий» |
1 |
Подведение итогов |
17.11 |
|
|
Трек «Орлёнок – Мастер» |
||||||
12 |
«Мастер – это… Россия мастеровая» |
1 |
Блиц-высказывания. Презентация «10 самых известных мастеров родного края, России».
|
24.11 |
|
|
13-14 |
«От идеи – к делу» |
2 |
КТД |
1, 8.12 |
|
|
15 |
«В гости к мастерам» |
1 |
Экскурсия/мастер- класс |
15.12 |
|
|
16 |
«Город Мастеров» |
1 |
Игра по станциям «Город мастеров». |
22.12 |
|
|
17 |
«Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство»
|
1 |
Встреча с интересными людьми. Подведение итогов |
29.12 |
|
|
Трек «Орлёнок – Доброволец» |
||||||
18 |
«От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!» |
1 |
Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». |
12.01 |
|
|
19 |
«Создай хорошее настроение» |
1 |
Флешмоб «Хорошее настроение».
|
19.01 |
|
|
20 |
«С заботой о старших» |
1 |
КТД |
26.01 |
|
|
21 |
«Подари улыбку миру!» |
1 |
Флешмоб |
2.02 |
|
|
22 |
«Портрет добровольца» |
1 |
Встреча с интересными людьми. Подведение итогов.
|
9.02 |
|
|
Трек «Орлёнок – Спортсмен» |
||||||
23 |
«Движение – жизнь!» |
1 |
КТД «Зарядка». |
16.02 |
|
|
24 |
«Основы ЗОЖ» |
1 |
Работа по группам «Основы ЗОЖ».
|
1.03 |
|
|
25 |
«Сто затей для всех друзей» |
1 |
Спортивные соревнования. |
15.03 |
|
|
26 |
«Мы гордимся нашими спортсменами» |
1 |
Игра с элементами ТРИЗ.
|
22.03 |
|
|
27 |
«Книга рекордов. Азбука здоровья» |
1 |
Встреча с интересными людьми. Подведение итогов
|
5.04 |
|
|
Трек «Орлёнок – Эколог» |
||||||
28 |
«ЭКОЛОГиЯ» |
|
КТД «Экологическая тропа».
|
12.04 |
|
|
29 |
«Страна экологии» |
|
Просмотр мультфильма. Презентация/ видео о работе экологов.
|
19.04 |
|
|
30 |
Экологический квест «Ключи природы» |
|
Экологический квест Подведение итогов. |
26.04 |
|
|
«Орлёнок – Хранитель историческо й памяти» |
||||||
31 |
«Орлёнок – Хранитель историческо й памяти» |
|
|
КТД «Альбом памяти». |
3.05 |
|
32 |
«Знать, чтобы хранить» Кодекс «Орлёнка – хранителя» |
|
Игра-квест «Ключи истории». Просмотр мультфильма «Мульти-Россия». Кодекс «Орленка- хранителя». |
17.05 |
|
|
33 |
«Традиции моей страны. Мы –хранители» |
|
Подведение итогов. |
24.05 |
|
|
Итого 33 ч. |