12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порядкина Наталья Николаевна401
Россия, Ямало-Ненецкий АО, пгт.Уренгой
Материал размещён в группе «Классные руководители»
















Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая школа»



Экологическое направление


Начальная школа(1-4)


































I.Пояснительная записка

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность программы определяется началом перехода городов России на раздельный сбор мусора, поэтому очевидна ее (программы) значимость по использованию в общеобразовательных учреждениях.

Особенно актуальным при экологическом обучении является формирование экологической этики, поскольку в дальнейшем нормы поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности должны быть направлены на сохранение благоприятной для жизни настоящего и последующих поколений среды обитания.

В среднем с 2010 по 2018 года в России ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн
отходов, из которых около 60 млн тонн приходится на твёрдые коммунальные
отходы (далее – ТКО). ТКО представляют собой отходы потребления и
утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования
физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и
бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся
в процессе деятельности хозяйствующих субъектов.
Только внедрение раздельного сбора отходов (далее – РСО) может обеспечить
максимальную выборку отходов, которые можно использовать в дальнейшем для
изготовления новой продукции (далее – вторичные ресурсы) из коммунальных
отходов. Как показывает и опыт СССР, и зарубежный опыт, внедрение РСО
в источнике образования является первоочередной задачей для оптимизации
системы управления коммунальными отходами. Разделение всей смеси
неразделенных отходов приводит, как показывает опять же мировая практика,
к излишним затратам, потере ценных компонентов и загрязнению потенциального
сырья, требующего операций по предварительной обработке, перед включением
в производство, что значительно усложняет процесс. Наличие инфраструктуры
сбора имеющихся объемов реально собираемых отходов – объективные факторы
появления и реальный стимул развития отходоперерабатывающей отрасли.
Поэтому раздельный сбор – это основа решения проблемы рационального
использования ресурсов и снижения количества остаточных отходов, требующих
дальнейших операций по утилизации.
Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение
и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на
окружающую среду. Стратегией развития промышленности по обработке,
утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на
период до 2030 г. впервые признан тот факт, что отсутствие раздельного
сбора и сортировки отходов в России – одно из основных препятствий для
создания отрасли обращения с отходами. Разделение отходов находится
под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом
деле, чтобы система выборочного сбора отходов приносила ожидаемые
результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор.
И российские граждане готовы сортировать мусор.

По данным ВЦИОМ:
27% россиян регулярно сортируют отходы;
13% граждан делают это время от времени;
а 46% респондентов готовы сортировать отходы, когда у них появится такая
возможность;
23% граждан России постоянно сдают в спецприемники опасные отходы,
в том числе батарейки, использованную электронику и ртутные лампы,
10% занимаются этим периодически, а 57% россиян выразили готовность
делать это при возможности;
только 11% опрошенных респондентов скептически относятся к РСО и не
хотят этим заниматься .
Налаживание системы раздельного сбора и дальнейшего использования
отходов является приоритетным направлением в области обращения
с отходами. Воспитание у граждан нашей страны культуры сортировки
отходов является важной частью реализации государственной политики и
значительным вкладом в решение проблемы отходов.
Таким образом, решающим фактором создания эффективной модели
обращения с отходами, конечно же, является вовлечение населения,
особенно подрастающего поколения, в процесс РСО.
Популяризация раздельного сбора ТКО среди школьников особо актуальна,
так как именно школьный возраст является наиболее сензитивным для
формирования полезных привычек, и раздельный сбор отходов может стать
одной из них. Но для того, чтобы начать осуществление организации РСО
(в образовательной организации или у себя дома), обучающиеся должны
понимать важную роль сортировки в системе обращения с отходами и
отрицательные последствия отсутствия РСО для окружающей среды и
здоровья населения. Необходимо мотивировать школьников к участию
в раздельном сборе отходов.

Цель программы:  просвещение и актуализация знаний обучающихся на тему правильного обращения с отходами, популяризация раздельного сбора ТКО.

Задачи:

ознакомление с проблемой утилизации отходов;

изучение классификации ТКО;

ознакомление с методами и способами утилизации ТКО;

изучение источников образования и морфологического состава ТКО;

ознакомление с этапами системы обращения с ТКО в России;

изучение технологий и правил организации РСО;

формирование навыков сортировки отходов в образовательной
организации и дома;

обучение навыкам проведения исследований в области обращения с отходами;

формирование осознанного подхода к собственному потреблению и
экологически грамотного подхода к решению проблем обращения с отходами.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

классификации ТКО;

методы и принципы сортировки, утилизации, захоронения ТКО;

источники образования и морфологический состав ТКО;

этапы системы обращения с ТКО в России;

технологии и правила организации РСО;

алгоритм выполнения исследовательского проекта;

Прогнозируемые результаты работы учащихся отражены в содержании курса по разделам. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Срок реализации рабочей программы – 1 год. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности учащихся, программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год).


II. Содержание учебного предмета


Рабочая программа состоит из трех тематических блоков:

1. «Раздельный сбор мусора»

2. «Глобальное потепление – что это?»

3. « Экологические продукты»



III. Календарно-тематический план

/п

Темы

Дата

«Раздельный сбор мусора» 16 часов

1


Вводный урок

08.09

2

Раздельный сбор отходов: как потреблять, но не загрязнять.

15.09

3

Экологическая игра «Раздельный сбор мусора»

22.09

4

5

Сколько отходов мы производим?

29.09 06.10

6

Экологический урок «Раздельный сбор опасных отходов»

13.10

7


Раздельный сбор отходов: куда сдать полезные отходы

20.10

8


Раздельный сбор отходов дома

27.10

9

Раздельный сбор отходов в классе

10.11

10

11

Как перерабатывают отходы?


17.11 24.11

12

Поделки из бросового материала.


01.12

13

14

Как начать жить экологично?


08.12 15.12

15

Экологический квест «Спасём землю от отходов»

22.12

16

Экологический урок «Разделяй с нами. Мир без мусора»

12.01


«Глобальное потепление – что это?» 6 часов



17

18

Глобальное потепление – что это?


19.01 26.01

19

Климат нашего края

01.02

20

Таяние ледников

09.02

21

t1711443434aa.gifИнтеллектуальная игра «Экологическая история»

16.02

22

Командная игра «Наши следы на земле»

23.02


« Экологические продукты» 12 часов


23


t1711443434ab.gifЭкологически чистые продукты – что это?


02.03

24

Во саду ли в огороде…

09.03

25

« Зеленые товары»

16.03

26

Эко - упаковка

30.03

27

Акция « За эко-упаковкой будущее»

06.04

28

Квиз «ЭкоЛогика»

13.04

29

Экологический стендап «ЭкоХОД»

20.04

30

Конкурс рисунков « Мы защитники природы»

27.04

31

Игра «Экологические знаки»

04.05

32

Экскурсия по поселку.

11.05

33

Игры, загадки « Наш дом – Земля».

18.05

34

Подведение итогов.

25.05





IV. Методическое обеспечение программы

Формы и методы: беседы, наблюдения, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, участие в природоохранных мероприятиях.

Результативность реализации программы отслеживается через:

устный опрос;

мини-исследование;

творческая работа: рисунки, поделки.

игры, загадки.

V. Список литературы


1. Национальный проект «Экология». Утв. решением президиума Совета при

2.Образовательный портал http://разделяйиздравствуй.рф

4. Образовательный портал «Разделяй с нами»www.разделяйснами.рф

Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам Доступ: http://base.garant.ru/72150168 / 3. Образовательный портал «Эковики » https://ecowiki.ru/ecourok /

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.