Рабочая программа внеурочной деятельности на тему «Зеленая школа» (3–4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленая школа»
Экологическое направление
Начальная школа(1-4)
I.Пояснительная записка
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.
В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.
Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Актуальность программы определяется началом перехода городов России на раздельный сбор мусора, поэтому очевидна ее (программы) значимость по использованию в общеобразовательных учреждениях.
Особенно актуальным при экологическом обучении является формирование экологической этики, поскольку в дальнейшем нормы поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности должны быть направлены на сохранение благоприятной для жизни настоящего и последующих поколений среды обитания.
В среднем с 2010 по 2018 года в России ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн
отходов, из которых около 60 млн тонн приходится на твёрдые коммунальные
отходы (далее – ТКО). ТКО представляют собой отходы потребления и
утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования
физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и
бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся
в процессе деятельности хозяйствующих субъектов.
Только внедрение раздельного сбора отходов (далее – РСО) может обеспечить
максимальную выборку отходов, которые можно использовать в дальнейшем для
изготовления новой продукции (далее – вторичные ресурсы) из коммунальных
отходов. Как показывает и опыт СССР, и зарубежный опыт, внедрение РСО
в источнике образования является первоочередной задачей для оптимизации
системы управления коммунальными отходами. Разделение всей смеси
неразделенных отходов приводит, как показывает опять же мировая практика,
к излишним затратам, потере ценных компонентов и загрязнению потенциального
сырья, требующего операций по предварительной обработке, перед включением
в производство, что значительно усложняет процесс. Наличие инфраструктуры
сбора имеющихся объемов реально собираемых отходов – объективные факторы
появления и реальный стимул развития отходоперерабатывающей отрасли.
Поэтому раздельный сбор – это основа решения проблемы рационального
использования ресурсов и снижения количества остаточных отходов, требующих
дальнейших операций по утилизации.
Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение
и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на
окружающую среду. Стратегией развития промышленности по обработке,
утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на
период до 2030 г. впервые признан тот факт, что отсутствие раздельного
сбора и сортировки отходов в России – одно из основных препятствий для
создания отрасли обращения с отходами. Разделение отходов находится
под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом
деле, чтобы система выборочного сбора отходов приносила ожидаемые
результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор.
И российские граждане готовы сортировать мусор.
По данным ВЦИОМ:
27% россиян регулярно сортируют отходы;
13% граждан делают это время от времени;
а 46% респондентов готовы сортировать отходы, когда у них появится такая
возможность; 23% граждан России постоянно сдают в спецприемники опасные отходы,
в том числе батарейки, использованную электронику и ртутные лампы,
10% занимаются этим периодически, а 57% россиян выразили готовность
делать это при возможности;
только 11% опрошенных респондентов скептически относятся к РСО и не
хотят этим заниматься .
Налаживание системы раздельного сбора и дальнейшего использования
отходов является приоритетным направлением в области обращения
с отходами. Воспитание у граждан нашей страны культуры сортировки
отходов является важной частью реализации государственной политики и
значительным вкладом в решение проблемы отходов.
Таким образом, решающим фактором создания эффективной модели
обращения с отходами, конечно же, является вовлечение населения,
особенно подрастающего поколения, в процесс РСО.
Популяризация раздельного сбора ТКО среди школьников особо актуальна,
так как именно школьный возраст является наиболее сензитивным для
формирования полезных привычек, и раздельный сбор отходов может стать
одной из них. Но для того, чтобы начать осуществление организации РСО
(в образовательной организации или у себя дома), обучающиеся должны
понимать важную роль сортировки в системе обращения с отходами и
отрицательные последствия отсутствия РСО для окружающей среды и
здоровья населения. Необходимо мотивировать школьников к участию
в раздельном сборе отходов.
Цель программы: просвещение и актуализация знаний обучающихся на тему правильного обращения с отходами, популяризация раздельного сбора ТКО.
Задачи:
ознакомление с проблемой утилизации отходов;
изучение классификации ТКО;
ознакомление с методами и способами утилизации ТКО;
изучение источников образования и морфологического состава ТКО;
ознакомление с этапами системы обращения с ТКО в России;
изучение технологий и правил организации РСО;
формирование навыков сортировки отходов в образовательной
организации и дома;
обучение навыкам проведения исследований в области обращения с отходами;
формирование осознанного подхода к собственному потреблению и
экологически грамотного подхода к решению проблем обращения с отходами.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
классификации ТКО;
методы и принципы сортировки, утилизации, захоронения ТКО;
источники образования и морфологический состав ТКО;
этапы системы обращения с ТКО в России;
технологии и правила организации РСО;
алгоритм выполнения исследовательского проекта;
Прогнозируемые результаты работы учащихся отражены в содержании курса по разделам. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Срок реализации рабочей программы – 1 год. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности учащихся, программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год).
II. Содержание учебного предмета
Рабочая программа состоит из трех тематических блоков:
1. «Раздельный сбор мусора»
2. «Глобальное потепление – что это?»
3. « Экологические продукты»
III. Календарно-тематический план
№/п |
Темы |
Дата |
«Раздельный сбор мусора» 16 часов |
||
1
|
Вводный урок |
08.09 |
2 |
Раздельный сбор отходов: как потреблять, но не загрязнять. |
15.09 |
3 |
Экологическая игра «Раздельный сбор мусора» |
22.09 |
4 5 |
Сколько отходов мы производим? |
29.09 06.10 |
6 |
Экологический урок «Раздельный сбор опасных отходов» |
13.10 |
7
|
Раздельный сбор отходов: куда сдать полезные отходы |
20.10 |
8
|
Раздельный сбор отходов дома |
27.10 |
9 |
Раздельный сбор отходов в классе |
10.11 |
10 11 |
Как перерабатывают отходы?
|
17.11 24.11 |
12 |
Поделки из бросового материала.
|
01.12 |
13 14 |
Как начать жить экологично?
|
08.12 15.12 |
15 |
Экологический квест «Спасём землю от отходов» |
22.12 |
16 |
Экологический урок «Разделяй с нами. Мир без мусора» |
12.01 |
|
«Глобальное потепление – что это?» 6 часов
|
|
17 18 |
Глобальное потепление – что это?
|
19.01 26.01 |
19 |
Климат нашего края |
01.02 |
20 |
Таяние ледников |
09.02 |
21 |
Интеллектуальная игра «Экологическая история» |
16.02 |
22 |
Командная игра «Наши следы на земле» |
23.02 |
|
« Экологические продукты» 12 часов |
|
23
|
Экологически чистые продукты – что это?
|
02.03 |
24 |
Во саду ли в огороде… |
09.03 |
25 |
« Зеленые товары» |
16.03 |
26 |
Эко - упаковка |
30.03 |
27 |
Акция « За эко-упаковкой будущее» |
06.04 |
28 |
Квиз «ЭкоЛогика» |
13.04 |
29 |
Экологический стендап «ЭкоХОД» |
20.04 |
30 |
Конкурс рисунков « Мы защитники природы» |
27.04 |
31 |
Игра «Экологические знаки» |
04.05 |
32 |
Экскурсия по поселку. |
11.05 |
33 |
Игры, загадки « Наш дом – Земля». |
18.05 |
34 |
Подведение итогов. |
25.05 |
IV. Методическое обеспечение программы
Формы и методы: беседы, наблюдения, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, участие в природоохранных мероприятиях.
Результативность реализации программы отслеживается через:
устный опрос;
мини-исследование;
творческая работа: рисунки, поделки.
игры, загадки.
V. Список литературы
1. Национальный проект «Экология». Утв. решением президиума Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам Доступ:http://base.garant.ru/72150168/
2.Образовательный портал http://разделяйиздравствуй.рф
3. Образовательный портал «Эковики » https://ecowiki.ru/ecourok/
4. Образовательный портал «Разделяй с нами»www.разделяйснами.рф