Рабочая тетрадь по информатике

0
0
Материал опубликован 4 May

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преподавание курса информатики в условиях пенитенциарной системы связано с рядом определенных трудностей. Отсутствие специально разработанной литера туры и запрет на использование программно-технических средств сводит всю дея тельность учителя к теоретическому прохождению предмета. Рабочая тетрадь разработана с учетом требований к подготовке обучающихся в рамках обучения в школах пенитенциарной системы, задания помогут учащимся в освоении теоретических понятий, а учителю – в проверке качества знаний обучаемых. Цель изучения темы:  обобщить представления обучающихся об информационном обществе, дать развёрнутое представление о тенденциях и проблемах его формирования, роли информационных технологий в глобальных процессах современности;  сформировать понимание необходимости нравственного и правового ре гулирования информационного взаимодействия;  систематизировать представления обучающегося об информационной безопасности, возможных информационных угрозах, средствах и методах защиты. Учащиеся должны знать/понимать: − что такое информационное общество; − как изменилась парадигма распространения информации и тиражирования знаний, каковы достоинства и недостатки новой парадигмы; − как влияет развитие информационного общества на жизнь человека, общества и мировую экономику; − основные проблемы формирования информационного общества; − как изменилось восприятие окружающего мира человеком; − что такое информационные ресурсы, формы и масштаб их представления; − роль государства в развитии информационных ресурсов; − какие изменения в жизни человека произошли с появлением глобальных ин формационных технологий; − что такое информационный продукт и информационная услуга; − что составляет информационный потенциал общества; − в чём значение правого регулирования информационной деятельности людей и какими средствами оно осуществляется; − какие гражданские права возникают в отношении информационных продук тов; − меры государственного регулирования информационной деятельности, ос новные российские законы, регулирующие информационное взаимодействие; − стандарты в сфере информатики и ИКТ; − почему при работе с информацией необходимо соблюдать этические нормы, какие нормы регулирует этика при информационном взаимодействии; − взаимодействие этики и закона; 1 − цели и задачи информационной безопасности; − из чего состоит информационная среда; − информационные угрозы, методы и средства защиты информации; − что такое и как формируется политика информационной безопасности; − какие бывают вирусы и что такое вирусная атака; − признаки вирусного заражения компьютера Учащиеся должны уметь: − корректно вести себя в условиях сетевого взаимодействия; − пользоваться открытыми информационными источниками, в том числе элек тронными словарями, базами данных и пр.; − классифицировать информационные ресурсы по форме и масштабу представ ления; − классифицировать информационные угрозы, методы и средства защиты ин формации; − выбирать методы защиты информации, соответствующие информационным угрозам, сопоставлять методам адекватные средства защиты информации; − определять политику безопасности; − распознавать вирусное заражение компьютера 2 3 «Социальная информатика» 1.1. Информационные ресурсы Задание 1. Запишите определение: Информационные ресурсы (юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации») – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 2. Установите соответствие между видами информационных ресурсов. Отношение укажите стрелкой. Природные ресурсы Базы данных Финансовые ресурсы Информация о природных ре сурсах Трудовые ресурсы Сайты Электронные документы Материальные ресурсы Задание 3. Опишите основное различие между традиционными и информаци онными ресурсами. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 4. Приведите примеры национальных информационных ресурсов. Традиционные ресурсы Информационные ресурсы Национальные информационные ресурсы 4 Задание 5. Установите соответствие между поставщиками товаров на рынке информационных ресурсов и товарами, ими производимыми. Отношение укажите стрелкой. Задание 6. Приведите примеры информационных услуг ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 7. Придумайте новый вид информационных услуг, опишите его и определите потребителей данного товара. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Поставщики Товары Биржи Службы связи и телекоммуникаций Бытовые службы Коммерческие фирмы Компьютерные программы для осуществления коммерческой дeятeльности Информация о тарифах нa услуги связи Информация бытового характера о доступе к материальным това рам и их стоимости Информация о стоимости валюты, ценных бумаг и активов государ ства 5 1.2. Информационное общество. Задание 8. Запишите определение Информационная революция – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Задание 9. Заполните таблицу 1, записав периоды информационных револю ций, основные события и процессы, происходившие в указанное время. Таблица 1. Информационные революции Информационная ре волюция Период События и процессы I информационная революция ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ II информационная революция ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ III информационная революция ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ IV информационная революция ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ 6 Задание 10. Запишите определение Информационное общество – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 11. Перечислите основные черты информационного общества: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 12. Установите соответствие между секторами рынка информацион ных ресурсов и товарами, представляемыми в этих секторах. Отношение укажите стрелкой. Секторы рынка Виды информации Профессиональная информация Деловая информация Потребительская информация Услуги образования Курсы повышения квалификации Дистанционное обучeниe Информация о выступлении арти ста Расписание времени приема врача Новости Информация по отдельным про фессиям Доступ к первоисточникам Научно-техническая информация Статистическая информация Финансовая информация Коммерческая информация Биржевая информация Задание 13. Опишите, в чем проявляется информационный кризис ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 14. Перечислите опасности информационного общества ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 1.3. Правовое регулирование в информационной сфере. Задание 15. Опишите кратко в таблице 3 содержание Федеральных законов РФ, действующих в информационной сфере. Таблица 3 - Федеральные законы РФ Закон Содержание Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 (ред. от 02.02.2006) "О правовой охране программ для электрон ных вычислительных машин и баз данных" ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ 7 8 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспече нии доступа к информации о де ятельности государственных органов и органов местного са моуправления" ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных" ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ Задание 16. В таблице 4 опишите виды преступлений, соответствующих ста тьям Уголовного кодекса РФ. Таблица 4. Виды уголовной преступлений Статья УК РФ Виды уголовной преступлений Глава 28, ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информа ции» _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Глава 28, ст. 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредо носных компьютерных программ» _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ 9 Глава 28, ст. 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей» _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Глава 28, ст. 274.1 УК РФ «Неправомерное воздействие на критическую инфор мационную инфраструктуру Российской Федерации» _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ Задание 17. Решите ситуационную задачу. Один из сотрудников медицинской организации «Здоровье+» получил непра вомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, что привело к уничтожению и блокировке данных. 1. Какая статья уголовного кодекса была нарушена? 2. Какое наказание должен понести правонарушитель? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 18. Решите ситуационную задачу. Студент одного из факультетов института без разрешения преподавателя про ник в один из компьютерных классов и воспользовался компьютером. Из-за крайне поверхностных знаний и навыков работы на компьютере произошли сбои в работе машины, что привело в дальнейшем к отключению модема - одного из элементов ком пьютерной системы. 1. Какая статья уголовного кодекса была нарушена? 2. Какое наказание должен понести правонарушитель? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 19. Решите ситуационную задачу. Два работника центра по обслуживанию информационно-вычислительной тех ники «СКАNЕР» распространяли вредоносные программы путём рассылки реклам ных объявлений по электронной почте и получали доступ к паролям пользователь ских компьютеров. 1. Какая статья уголовного кодекса была нарушена? 2. Какое наказание должен понести правонарушитель? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 20. Решите ситуационную задачу. Один из студентов факультета прикладной информатики организовал серию се тевых атак, направленных на получение обманным путем доступа в сеть с помощью имитации соединения. В результате данного деяния он получил информацию о сче тах, номерах и пин-кодов карт пользователей Сети. Полученную информацию сту дент продавал своей знакомой, которая использовала данные для хищения денежных средств. 1. Какая статья уголовного кодекса была нарушена? 2. Какое наказание должен понести правонарушитель? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 21. Дайте определение следующим понятиям: Фишинг – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Спуфинг – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Фарминг – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Киберпрофайлер – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 10 1.4. Проблема информационной безопасности Задание 22. Дайте определения понятий согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Информационная безопасность – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Угроза информационной безопасности РФ – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 23. Перечислите национальные интересы в информационной сфере Российской Федерации. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 24. Перечислите основные угрозы и характеристики информационной безопасности Российской Федерации на настоящее время. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 11 Задание 25. Запишите определение Импортозамещение – это ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 26. Ответьте на вопрос: Как проявляется информационное неравенство в системе образования? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 27. Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлением информацион ного неравенства? Приведите примеры. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.