Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Занимательная информатика» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 10 April 2019

Утверждаю

Директор МБОУ СШ № 74 _______ Е.А.Клементьева

Приказ № _____от 01.09. 2017г.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА» № 74

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Наименование курса ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Направление ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Вид деятельности УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Возраст школьников 4А,Б,В (от 10,5 лет до 11 лет)

Уровень общего образования: НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учитель Гришина Анна Петровна, учитель информатики

Срок реализации программы 2017/2018учебный год

Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №74 (2015г). Программы для образовательных организаций. Информатика 2 – 11 классы., сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

 

Рабочую программу составила __________ Гришина А. П.,

 

 

 

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей заместитель директора по УВР

начальных классов _______ О. М. Осипова

Протокол №1 от 28.08.2017 г. «29» августа 2017 г.

Руководитель ШМО __________Пельдякова И.Е.

 

Ульяновск, 2017 год

Рабочая программа

учебного курса «Занимательная информатика», 4 класс

 

Рабочая программа курса «Занимательная информатика» для четвертого класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:

СанПин 2.4.2.2821-10 зарегистрированный в МинГОСТе России 29.12.2010, регистрационный №189.

Годового календарного учебного графика на 2017 – 2018 учебный год.

Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СШ №74 на 2017/2018 уч. год.

Положение о рабочей программе

Программы для образовательных организаций. Информатика 2 – 11 классы., сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса. 1-4 класс.

      • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273-ФЗ ст. 32 «Компетенции и ответственность образовательного учреждения» (п.67).

Полежаева О. А. Информатика. УМК для начальной школы: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

 

Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельности. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частнос­ти с использованием компьютера.

Цель программы: дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.


 

На изучение данного курса в 4 классе отводится:

- количество часов в неделю – 1.

- количество учебных недель – 34.

- количество часов в год – 34.

Срок реализации программы 2017 – 2018 учебный год.

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий

Программы для образовательных организаций. Информатика 2 – 11 классы., сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса. 1-4 класс.

Полежаева О. А. Информатика. УМК для начальной школы: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

 

Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности

К основным результатам изучения информатики в начальной общеобразовательной школе относятся:

освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

выслушивание собеседника и ведение диалога;

признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

со­блю­дать тре­бо­ва­ния безо­пас­но­сти и ги­гиены при ра­боте со сред­ст­вами икт

применять знания о тре­бо­ва­ниях к ор­га­ни­за­ции ком­пь­ю­тер­ного ра­бо­чего места;

самостоятельно определять виды информации по способу представления, по способу восприятия

самостоятельно определять действия, выполняемые с данными

называть объекты реальной действительности, его свойства; приводить примеры группы объектов с общими и различными, сущест­венными и несущественными свойст­вами; симметричные и несимметричные отношения объектов;

исследовать, распознавать и изображать отношения между объектами

приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.

определять предмет по заданным свойствам

представлять информацию о предмете различными способами

выполнять деление понятий

выполнять обобщение понятий

устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна

различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.

формулировать суждения

выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок

приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.

составлять различные виды алгоритмов

понимать понятие управления

отличать управляющий объект от объекта управления

приводить примеры управления

 

В результате обучения учащиеся будут уметь:

«читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта

давать характеристику простым объектам

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

приводить примеры и обосновывать их выбор.

приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.

распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;

различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);

выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;

осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

 

Формирование универсальных учебных действий на разных этапах изучения программы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим

родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы объекты на основе существенных признаков.

5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

 

  1. Содержание учебного курса

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании:

1) информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

2) использование информационных и коммуникационных технологий.

В курсе информатики для 3 класса сконцентрировано основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.

Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:

не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам - тетрадям;

проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и последовательности изучения курса.

Логико-алгоритмический компонент в начальной школе предназначен:

А) для развития логического, алгоритмического и системного мышления,

Б) создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»)

обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал;

создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.

 

Разделы курса:

1

Виды информации. Человек и компьютер

2

Понятие, суждение, умозаключение

3

Мир моделей

4

Информационное управление

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Компьютерное обеспечение уроков

В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.

Задания для устного опроса. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.

 

III. Тематическое планирование, 4-й класс (34ч)

 

 

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

I

Виды информации. Человек и компьютер

8

со­блю­дать тре­бо­ва­ния безо­пас­но­сти и ги­гиены при ра­боте со сред­ст­вами икт

применять знания о тре­бо­ва­ниях к ор­га­ни­за­ции ком­пь­ю­тер­ного ра­бо­чего места;

самостоятельно определять виды информации по способу представления, по способу восприятия

самостоятельно определять действия, выполняемые с данными

называть объекты реальной действительности, его свойства;

приводить примеры группы объектов с общими и различными, сущест­венными и несущественными свойст­вами; симметричные и несимметричные отношения объектов;

исследовать, распознавать и изображать отношения между объектами

приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.

1

Техника безопасности при работе на компьютере

Человек в мире информации

1

2

Действия с данными

1

3

Объект и его свойства

1

4

Отношения между объектами

1

5

Компьютер как система

1

6

Документ и способы его создания

1

7

Повторение и проверка знаний

2

II

Понятие, суждение, умозаключение

9

определять предмет по заданным свойствам

представлять информацию о предмете различными способами

выполнять деление понятий

выполнять обобщение понятий

устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна

различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.

формулировать суждения

выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок

1

Мир понятий

1

2

Деление понятия

1

3

Обобщение понятий

1

4

Отношения между понятиями

1

5

Понятия «истина» и «ложь»

1

6

Суждение

1

7

Умозаключение

1

8

Повторение и проверка знаний

2

III

Мир моделей

8

классифицировать модели

приводить примеры моделей

давать характеристику моделям

приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.

составлять различные виды алгоритмов

 

1

Модель объекта. Правила ТБ

1

2

Текстовая и графическая модели

1

3

Алгоритм как модель действий

1

4

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

1

5

Исполнитель алгоритма

1

6

Компьютер как исполнитель

1

7

Повторение и проверка знаний

2

IV

Управление

9

понимать понятие управления

отличать управляющий объект от объекта управления

приводить примеры управления

использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

 

1

Кто кем и зачем управляет

1

2

Управляющий объект и объект управления

1

3

Цель управления

1

4

Управляющее воздействие

1

5

Средство управления

1

6

Результат управления

1

7

Современные средства коммуникации

1

8

Повторение и проверка знаний

2

Приложение

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная информатика», 4 класс

 

п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Примечание

По плану

По факту

Виды информации. Человек и компьютер

8

1

 

 

Техника безопасности при работе на компьютере

Человек в мире информации

1

 

2

 

 

Действия с данными

1

 

3

 

 

Объект и его свойства

1

 

4

 

 

Отношения между объектами

1

 

5

 

 

Компьютер как система

1

 

6

 

 

Документ и способы его создания

1

 

7

 

 

Повторение «Виды информации. Человек и компьютер»

1

 

8

 

 

Проверочная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

1

 

Суждение, умозаключение, понятие

9

9

 

 

Мир понятий

1

 

10

 

 

Деление понятия

1

 

11

 

 

Обобщение понятий

1

 

12

 

 

Отношения между понятиями

1

 

13

 

 

Понятия «истина» и «ложь»

1

 

14

 

 

Суждение

1

 

15

 

 

Умозаключение

1

 

16

 

 

Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие»

1

 

17

 

 

Проверочная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие»

1

 

Мир моделей

8

18

 

 

Модель объекта. Правила ТБ

1

 

19

 

 

Текстовая и графическая модели

1

 

20

 

 

Алгоритм как модель действий

1

 

21

 

 

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

1

 

22

 

 

Исполнитель алгоритма

1

 

23

 

 

Компьютер как исполнитель

1

 

24

 

 

Повторение по теме «Мир моделей»

1

 

25

 

 

Проверочная работа по теме «Мир моделей»

1

 

Управление

9

26

 

 

Кто кем и зачем управляет

1

 

27

 

 

Управляющий объект и объект управления

1

 

28

 

 

Цель управления

1

 

29

 

 

Управляющее воздействие

1

 

30

 

 

Средство управления

1

 

31

 

 

Результат управления

1

 

32

 

 

Современные средства коммуникации

1

 

33

 

 

Повторение по теме «Управление»

1

 

34

 

 

Проверочная работа по теме «управление»

1

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации