Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Занимательная информатика» (4 класс)
Утверждаю
Директор МБОУ СШ № 74 _______ Е.А.Клементьева
Приказ № _____от 01.09. 2017г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА» № 74
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование курса ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Направление ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Вид деятельности УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Возраст школьников 4А,Б,В (от 10,5 лет до 11 лет)
Уровень общего образования: НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учитель Гришина Анна Петровна, учитель информатики
Срок реализации программы 2017/2018учебный год
Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №74 (2015г). Программы для образовательных организаций. Информатика 2 – 11 классы., сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Рабочую программу составила __________ Гришина А. П.,
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей заместитель директора по УВР
начальных классов _______ О. М. Осипова
Протокол №1 от 28.08.2017 г. «29» августа 2017 г.
Руководитель ШМО __________Пельдякова И.Е.
Ульяновск, 2017 год
Рабочая программа
учебного курса «Занимательная информатика», 4 класс
Рабочая программа курса «Занимательная информатика» для четвертого класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:
СанПин 2.4.2.2821-10 зарегистрированный в МинГОСТе России 29.12.2010, регистрационный №189.
Годового календарного учебного графика на 2017 – 2018 учебный год.
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СШ №74 на 2017/2018 уч. год.
Положение о рабочей программе
Программы для образовательных организаций. Информатика 2 – 11 классы., сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса. 1-4 класс.
-
-
-
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273-ФЗ ст. 32 «Компетенции и ответственность образовательного учреждения» (п.67).
-
-
Полежаева О. А. Информатика. УМК для начальной школы: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Изучение программы общеинтеллектуального направления проходит в рамках внеурочной деятельности. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Цель программы: дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи:
развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
На изучение данного курса в 4 классе отводится:
- количество часов в неделю – 1.
- количество учебных недель – 34.
- количество часов в год – 34.
Срок реализации программы 2017 – 2018 учебный год.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий
Программы для образовательных организаций. Информатика 2 – 11 классы., сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса. 1-4 класс.
Полежаева О. А. Информатика. УМК для начальной школы: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: О. А. Полежаева. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
К основным результатам изучения информатики в начальной общеобразовательной школе относятся:
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами икт
применять знания о требованиях к организации компьютерного рабочего места;
самостоятельно определять виды информации по способу представления, по способу восприятия
самостоятельно определять действия, выполняемые с данными
называть объекты реальной действительности, его свойства; приводить примеры группы объектов с общими и различными, существенными и несущественными свойствами; симметричные и несимметричные отношения объектов;
исследовать, распознавать и изображать отношения между объектами
приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.
определять предмет по заданным свойствам
представлять информацию о предмете различными способами
выполнять деление понятий
выполнять обобщение понятий
устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна
различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.
формулировать суждения
выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок
приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.
составлять различные виды алгоритмов
понимать понятие управления
отличать управляющий объект от объекта управления
приводить примеры управления
В результате обучения учащиеся будут уметь:
«читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта
давать характеристику простым объектам
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
приводить примеры и обосновывать их выбор.
приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи.
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Формирование универсальных учебных действий на разных этапах изучения программы
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. |
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы объекты на основе существенных признаков. 5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. |
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
- Содержание учебного курса
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании:
1) информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
2) использование информационных и коммуникационных технологий.
В курсе информатики для 3 класса сконцентрировано основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.
Уроки развития логического и алгоритмического мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам - тетрадям;
проводятся преимущественно учителем начальной школы или учителем информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации принципа преемственности и последовательности изучения курса.
Логико-алгоритмический компонент в начальной школе предназначен:
А) для развития логического, алгоритмического и системного мышления,
Б) создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»)
обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.
Разделы курса:
1 |
Виды информации. Человек и компьютер |
2 |
Понятие, суждение, умозаключение |
3 |
Мир моделей |
4 |
Информационное управление |
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.
Задания для устного опроса. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
III. Тематическое планирование, 4-й класс (34ч)
|
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
I |
Виды информации. Человек и компьютер |
8 |
соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами икт применять знания о требованиях к организации компьютерного рабочего места; самостоятельно определять виды информации по способу представления, по способу восприятия самостоятельно определять действия, выполняемые с данными называть объекты реальной действительности, его свойства; приводить примеры группы объектов с общими и различными, существенными и несущественными свойствами; симметричные и несимметричные отношения объектов; исследовать, распознавать и изображать отношения между объектами приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи. |
1 |
Техника безопасности при работе на компьютере Человек в мире информации |
1 |
|
2 |
Действия с данными |
1 |
|
3 |
Объект и его свойства |
1 |
|
4 |
Отношения между объектами |
1 |
|
5 |
Компьютер как система |
1 |
|
6 |
Документ и способы его создания |
1 |
|
7 |
Повторение и проверка знаний |
2 |
|
II |
Понятие, суждение, умозаключение |
9 |
определять предмет по заданным свойствам представлять информацию о предмете различными способами выполнять деление понятий выполнять обобщение понятий устанавливать отношения между понятиями, представлять отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации. формулировать суждения выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок |
1 |
Мир понятий |
1 |
|
2 |
Деление понятия |
1 |
|
3 |
Обобщение понятий |
1 |
|
4 |
Отношения между понятиями |
1 |
|
5 |
Понятия «истина» и «ложь» |
1 |
|
6 |
Суждение |
1 |
|
7 |
Умозаключение |
1 |
|
8 |
Повторение и проверка знаний |
2 |
|
III |
Мир моделей |
8 |
классифицировать модели приводить примеры моделей давать характеристику моделям приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи. составлять различные виды алгоритмов
|
1 |
Модель объекта. Правила ТБ |
1 |
|
2 |
Текстовая и графическая модели |
1 |
|
3 |
Алгоритм как модель действий |
1 |
|
4 |
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов |
1 |
|
5 |
Исполнитель алгоритма |
1 |
|
6 |
Компьютер как исполнитель |
1 |
|
7 |
Повторение и проверка знаний |
2 |
|
IV |
Управление |
9 |
понимать понятие управления отличать управляющий объект от объекта управления приводить примеры управления использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
|
1 |
Кто кем и зачем управляет |
1 |
|
2 |
Управляющий объект и объект управления |
1 |
|
3 |
Цель управления |
1 |
|
4 |
Управляющее воздействие |
1 |
|
5 |
Средство управления |
1 |
|
6 |
Результат управления |
1 |
|
7 |
Современные средства коммуникации |
1 |
|
8 |
Повторение и проверка знаний |
2 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная информатика», 4 класс
№ п/п |
Дата проведения |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
||||
Виды информации. Человек и компьютер |
8 |
||||
1 |
|
|
Техника безопасности при работе на компьютере Человек в мире информации |
1 |
|
2 |
|
|
Действия с данными |
1 |
|
3 |
|
|
Объект и его свойства |
1 |
|
4 |
|
|
Отношения между объектами |
1 |
|
5 |
|
|
Компьютер как система |
1 |
|
6 |
|
|
Документ и способы его создания |
1 |
|
7 |
|
|
Повторение «Виды информации. Человек и компьютер» |
1 |
|
8 |
|
|
Проверочная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» |
1 |
|
Суждение, умозаключение, понятие |
9 |
||||
9 |
|
|
Мир понятий |
1 |
|
10 |
|
|
Деление понятия |
1 |
|
11 |
|
|
Обобщение понятий |
1 |
|
12 |
|
|
Отношения между понятиями |
1 |
|
13 |
|
|
Понятия «истина» и «ложь» |
1 |
|
14 |
|
|
Суждение |
1 |
|
15 |
|
|
Умозаключение |
1 |
|
16 |
|
|
Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие» |
1 |
|
17 |
|
|
Проверочная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» |
1 |
|
Мир моделей |
8 |
||||
18 |
|
|
Модель объекта. Правила ТБ |
1 |
|
19 |
|
|
Текстовая и графическая модели |
1 |
|
20 |
|
|
Алгоритм как модель действий |
1 |
|
21 |
|
|
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов |
1 |
|
22 |
|
|
Исполнитель алгоритма |
1 |
|
23 |
|
|
Компьютер как исполнитель |
1 |
|
24 |
|
|
Повторение по теме «Мир моделей» |
1 |
|
25 |
|
|
Проверочная работа по теме «Мир моделей» |
1 |
|
Управление |
9 |
||||
26 |
|
|
Кто кем и зачем управляет |
1 |
|
27 |
|
|
Управляющий объект и объект управления |
1 |
|
28 |
|
|
Цель управления |
1 |
|
29 |
|
|
Управляющее воздействие |
1 |
|
30 |
|
|
Средство управления |
1 |
|
31 |
|
|
Результат управления |
1 |
|
32 |
|
|
Современные средства коммуникации |
1 |
|
33 |
|
|
Повторение по теме «Управление» |
1 |
|
34 |
|
|
Проверочная работа по теме «управление» |
1 |
|