Доклад «Работа общественного инспектора по охране прав детства»
РАБОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА
ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА
МБОУ «Полтавская школа» Бойченко Елены Алексеевны
«ГОСУДАРСТВО ПРИЗНАЁТ ДЕТСТВО
ВАЖНЫМ ЭТАПОМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ИСХОДИТ ИЗ ПРИНЦИПОВ ПРИОРИТЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, РАЗВИТИЯ У НИХ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ВОСПИТАНИЯ У НИХ ВЫСОКИХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ: ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Забота о семье и воспитании детей в школе всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Особое внимание неизменно уделяется детям, лишившимся попечения родителей, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, детям, стоящим на внутришкольном учёте.
Важное значение для оказания своевременной помощи детям, лишившимся попечения родителей и нуждающимся в помощи государства, имеет точный учёт и наблюдения ЗА ИХ ЖИЗНЬЮ. Помощь эффективна, если она оказана вовремя, поэтому на первый план выдвигается задача своевременного выявления нуждающихся в ней детей, то есть детей, оставшихся без попечения родителей или детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эта большая работа не может быть проведена как без активной помощи общественности, так и отдельных граждан. Наиболее активные из них становятся общественными инспекторами по охране прав детства.
Практика в нашей Полтавской школе показала, что общественного инспектора лучше всего выбирать из учителей, имеющих опыт работы с несовершеннолетними детьми, знающего семьи села, умеющего налаживать контакт с разными слоями общества, общественными и государственными структурами.
Цель работы общественного инспектора:
Своевременная помощь обучающемуся, находящемуся в сложной, жизненной ситуации: контроль за условиями жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; детей из неблагополучных семей, детей, находящихся на внутришкольном учёте, защита прав и интересов несовершеннолетних детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства;
Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития; социализации личности.
Задачами общественного инспектора является оказание содействия специалистам сектора опеки и попечительства отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав в решении вопросов, касающихся прав и интересов опекаемых детей:
в надзоре за деятельностью опекунов (попечителей); родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
в выявлении детей, нуждающихся в опеке (попечительстве); детей группы риска.
ведение учета детей и подростков, переданных под опеку, детей из семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, детей группы риска, детей - инвалидов, детей, стоящих на внутришкольном учёте, осуществление контроля над их воспитанием, обучением, состоянием здоровья;
организация совместной работы с классными руководителями, учителями-предметниками, школьными психологами, направленной на оказание своевременной помощи, как детям, так и опекунам (попечителям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
проведение обследования условий жизни и воспитания детей, связанным с условиями проживания, воспитания и защитой прав детей;
сбор информации по организации летнего отдыха подопечных детей, соблюдением их прав на дальнейшее профессиональное обучение;
развитие индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
ИНСПЕКТОРА
1.Общественный инспектор по охране прав детства назначается на должность директором школы.
2. В своей деятельности общественный инспектор по охране прав детства руководствуется Конституцией и законами Росийской Федерации,органов управления образования всех уровней, а так же Уставом и локальными правовыми актами школы(в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, должностной инструкцией инспектора)
3.Общественный инспектор соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
Нормативно-правовая база
Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1998
Конституция РФ( с изменениями на 25.07.2003)
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999г № 120-ФЗ,
Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1,
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым» №63-ЗРК от 01.09.2014 г.
Документы муниципального уровня
22.04.2015 г. №205 «Об утверждении методических рекомендаций организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Красногвардейского района»
от 28.10.2015 г. №380 «Об утверждении программы изучения деятельности общеобразовательных учреждений Красногвардейского района по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
11.01.2016 г. № 03 «Об утверждении «Методических рекомендаций по организации работы общеобразовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (социально опасном положении) и работе с ними»
Локальные акты
Устав МБОУ «Полтавская школа»
Положение о об общественном инспекторе по охране прав детства
Положение о внутришкольном учете
Положение об учете семей, находящихся в социально-опасном положении
Положение о Совете профилактики
Положение об общественном формировании (Наркологическом посте)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О НАЗНАЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА:
1.Приказ директора о назначении ОИПОПД 2.Положение об общественном инспекторе по охране прав детства. 3.План работы ОИПОПД
Общественный инспектор по охране прав детства обязан вести документацию:
1.План работы ОИПОПД.
2.Акты проверки условий проживания несовершеннолетних. 3.Характеристики детей –сирот, детей группы риска, детей , находящихся на внутришкольном учёте, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 4.Журнал учёта посещения и бесед с родителями и детьми. 5.График посещения семей разных категорий. 6.Индивидуальные комплексные программы реабилитации несовершеннолетних правонарушителей(если такие имеются) 7.Инфорацию о детях следующих категорий: дети-сироты, дети, состоящие на
внутришкольном учёте, дети-инвалиды, дети из многодетных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В нашей Полтавской школе есть дети-сироты. Проводится работа с опекунами этих детей, проверяются условия их проживания и воспитания, предоставляются им бесплатные обеды в школе, ходатайствуем перед сектором опеки и попечительства несовершеннолетних и защите их прав об их летнем оздоровлении.
На учёте в школе находятся дети, совершившие правонарушения. С ними ведётся работа по индивидуальным комплексным программам реабилитации. Ведётся работа с многодетными семьями, дети получают бесплатное питание и помощь в подготовке документов к их летнему оздоровлению. На учёте состоит две семьи, находящиеся в социально-опасном положении. На данный момент обстановка в этих семьях налаживается в лучшую сторону. А именно: улучшились санитарные условия проживания детей в этих семьях, с родителями регулярно проводятся беседы, они часто посещаются с целью обследования жилищно-бытовых условий. В случае нарушения прав детей в составляются письма в органы опеки и попечительства.
Поддерживается тесная связь с Сектором опеки и попечительства отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Семенюк Г.Н., взаимодействие участковым инспекторам Сурдулом А.А., заключен договор о содействии с «Красногвардейским районным центром социальных служб для семей, детей и молодежи», сотрудничество со специалистом по социальной работе центра Горинович Е.Н., в школе ведет работу инспектор отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Красногвардейскому району Геращенко Е.Н. С ними регулярно проводятся рейды по проверке условий проживания детей, ведутся беседы с родителями о воспитании и обучении детей. «ПРАВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ. ОНИ НЕ В СОСТОЯНИИ САМИ ВЫСТУПИТЬ В СВОЮ ЗАЩИТУ. ПОЭТОМУ ДОЛГ ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА-ЗАСТУПИТЬСЯ ЗА НИХ, ЗАЩИТИТЬ ИХ ЗАКОННЫЕ ПРАВА, ДАННЫЕ ИМ НАШИМ ГОСУДАРСТВОМ».