Доклад «Трудовое воспитание. Уровень общественной активности учащихся»
Трудовое воспитание. Уровень общественной активности учащихся.
Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Школьный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Многие дети нашей школы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. Дети в нашей школы регулярно выполняют различные виды труда, а именно: Самообслуживание, сельскохозяйственный, ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
Учащиеся занимающиеся по адаптированной программе очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего хочу отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Мы стараемся приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, вешать одежду сушить при необходимости. Здесь я подчёркиваю то, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи..
Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.
Основное внимание на своих уроках уделяется ручному труду. Этот вид труд играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дети на моих уроках охотно включаются в работу по ручному труду. При первоначальном пользовании различных инструментов закрепляю правила безопасности.
Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка.
Сельскохозяйственные работы. На территории школы имеются цветники. В весенне – осенний период каждодневный труд на своих территориях помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других интернатных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.
Планирую продолжить работу по трудовому воспитанию. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
Продолжать способствовать умению доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности. Воспитывать любовь к труду, и уважение к труду взрослых.