Беседы с детьми старшего дошкольного возраста по ОБЖ на тему «Я и другие люди»
Беседы с детьми
старшего дошкольного возраста по ОБЖ
Тема: «Я и другие люди»
Цель: формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д. Расширять и закреплять представления о родственниках.
Ход беседы
Предложите детям рассмотреть изображения людей и сказать, чем эти люди отличаются друг от друга.
Попросите детей рассмотреть друг друга, а также себя в зеркало. Предложите им разделиться на группы следующим образом:
- мальчики и девочки;
- дети с темными и светлыми волосами.
Расскажите детям о том, что некоторые люди внешне похожи, часто они являются родственниками. У членов семьи могут быть сходные интересы, привычки, черты характера. Поясните смысл выражений: «весь в родителей», «мамина дочка» и др.
Предложите детям нарисовать свою семью и рассказать о ней.
Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель: закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов.
Ход беседы
Предложите детям отгадать загадки об овощах и фруктах, сложить разрезные картинки с изображением овощей и фруктов. Предложите вниманию дошкольников пословицы и поговорки о пользе овощей для здоровья, в случае необходимости поясните их.
Привлеките ребят к составлению рассказа на тему: «Как приготовить салат».
Поясните детям, что полезные для здоровья блюда могут быть приготовлены из разных овощей и фруктов.
Тема: «Здоровье и болезнь»
Цель: уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека.
Ход беседы
Предложите детям рассказать о том, что может делать человек, когда он здоров (бегать, играть, смеяться и т.д.). Предъявите изображение играющих на прогулке детей и лежащего в постели заболевшего ребенка. Опираясь на жизненный опыт детей, подведите их к выводу о том, что человек в болезненном состоянии быстро устает, теряет аппетит, отказывается от прогулок, шумных подвижных игр, часто капризничает.
Расскажите, что болезненное состояние человека может наступить в результате несоблюдения санитарно-гигиенических правил. Предложите детям с помощью микроскопа рассмотреть ватные диски после того, как ими провели по загрязненной поверхности. Дайте элементарные сведения о микробах и среде их обитания. Расскажите детям, что микробы могут находиться на поручнях в общественном транспорте, на дверных ручках магазинов и т.д.
Познакомьте детей со значением для здоровья человека санитарно-гигиенических процедур. Закрепите навыки правильного мытья рук.
Тема: «Физкультура и здоровье»
Цель: познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
Ход беседы
Предложите детям при опоре на сюжетные картинки сформулировать правила поведения, а также рассказать о том, зачем нужны различные занятия в детском саду.
Познакомьте ребят с понятием «культурный человек». Раскройте понятие «физическая культура» как составную часть общей культуры человека.
Расскажите детям об Олимпийских играх, различных спортивных состязаниях, о способностях и достижениях человека, достойных уважения.
Раскройте значение для здоровья физических упражнений, подвижных игр, спортивных занятий.
Тема: «Внутренние органы человека»
Цель: продолжать формировать у детей элементарные представления об организме человека, о внутренних органах и их значении.
Ход беседы
Привлеките внимание детей к плакату с изображением мальчика и девочки. Напомните, что организм человека состоит из многочисленных органов. Некоторые из них мы не видим, они находятся внутри. Эти органы можно услышать или почувствовать.
Предложите детям сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Привлеките внимание к движениям грудной клетки и ощущениям (горла при вдохе; ладони, расположенной перед губами, при выдохе). Расскажите детям, что внутри человека находятся легкие – специальные органы, в которых находится воздух. Продемонстрируйте, что человек выдыхает воздух – надуйте воздушный шарик.
Расскажите детям, что внутри человека находится сердце – орган, который передвигает кровь по организму. Сердце можно услышать. Предложите детям послушать сердце, приложив руку к груди в области сердца; запястья (пульс). Обратите внимание детей на равномерность сердечного ритма, на его ускорение после бега, прыжков. Отметьте, что изменение сердечного ритма может быть связано как с изменением физической нагрузки, так и с эмоциональным состоянием человека.
Предложите детям медленно, по глоточку, выпить сок из стаканчиков; привлеките внимание к ощущениям после глотания: «Почувствуйте, куда движется жидкость внутри вас». Попросите прижать ладонь к месту, куда попал сок. Расскажите детям, что внутри человека находится желудок – орган, в который попадает пища. Желудок работает, движется, издает звуки.
Подведите детей к выводу о том, что для человека важным является здоровье всех его органов. Раскройте важность для здоровья прогулок на свежем воздухе, эмоционального благополучия, свежей и полезной пищи.
Предложите ребятам нарисовать портрет здорового человека.
Тема: «Здоровые зубы»
Цель: формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.
Ход беседы
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему маленьких детей кормят молоком и кашей? (у малышей нет зубов). Первые зубы у малышей появляются в 4-5 месяцев. К 3 годам у ребенка появляется 20 молочных зубов: десять в верхней челюсти и десять в нижней. Молочные зубы «живут» лишь несколько лет, затем они начинают постепенно выпадать. Это происходит с 5 лет, а на их месте вырастают другие зубы – постоянные.
- У кого из вас, ребята, есть постоянные зубы? Когда вы вырастете и станете взрослыми, у вас должно быть 32 зуба.
- Как вы думаете, а для чего нужны зубы?
- Почему они болят? Портятся?
- Кто враги зубов?
Игра «Веселый и грустный зубик».
Воспитатель читает стихотворение. Если он называет полезный для зубов продукт, дети поднимают вверх рисунок «веселого» зубика; если воспитатель называет вредный для зубов продукт – рисунок «грустного» зубика.
Часто кушать как попало
Вам, ребята, не пристало.
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, поп-корн, кефир.
Вам тогда не повредит
Кариес – зубной бандит.
Воспитатель. Постоянные зубы у нас остаются на всю жизнь, и их надо беречь. Как вы думаете, как надо беречь зубы?
Игра «Польза – вред».
На наборном полотне размещены предметные картинки. Участники делятся на две команды и распределяют картинки на две группы: в одну – что полезно для сохранения зубов здоровыми, а в другую – что вредит зубам. Потом каждая команда показывает картинки и обосновывает свой выбор.
Воспитатель. Что нужно иметь для ухода за зубами? (Зубную пасту и щетку).
- Как вы думаете, когда и сколько раз надо чистить зубы?
(2 раза в день – утром и вечером перед сном, а после приема пищи следует полоскать рот теплой водой).
- Как правильно нужно чистить зубы?
(Сверху-вниз и изнутри – от десен к зубам).
- Если у вас заболели зубы, что можно предпринять? К какому врачу обратиться? (Если заболели зубы, то необходимо обратиться к врачу-стоматологу. В домашних условиях надо прополоскать рот содой или травой (шалфей, ромашка). Важное значение для механической очистки зубов от остатков пищи имеет употребление свежих овощей и фруктов. Это способствует самоочищению зубов. Поэтому заканчивать прием пищи надо не пряниками и конфетами, а свежими овощами и фруктами).
В заключение беседы сказать детям о том, что если зубы будут здоровыми, то и настроение будет хорошим. В качестве сюрприза вручить детям новые зубные щетки.
Тема: «Ребенок дома»
Цель: формировать представления детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности о правилах безопасного поведения дома.
Ход беседы
Привлеките внимание детей к предметам домашнего быта, представляющим опасность при несоблюдении правил пользования ими (ножницы, нож, игла, электрический утюг, спички, лекарства). Обсудите ситуации, которые могут возникнуть при неправильном или неосторожном обращении с этими предметами. Расскажите о необходимости хранить опасные предметы в специальных местах.
Обсудите с детьми проблемные ситуации, способствующие формированию представлений о следующих правилах безопасного поведения дома: не высовывайся из открытого окна, не влезай на подоконник, не прыгай со стула, не играй со спичками, не включай без взрослых электроприборы, не открывай дверь посторонним людям. Подведите детей к выводу о необходимости предупреждения опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Тема: «Телевизор, компьютер и здоровье»
Цель: формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье видеодисплейного терминала компьютера и телевизора; познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером и телевизором.
Ход беседы
Поясните детям, что от частой и долгой игры в компьютерные игры и просмотра телепередач наступает плохое самочувствие (назвать признаки утомления). Предложить детям познакомиться с тем, как следует заботиться о своем здоровье при пользовании компьютером и телевизором. Сказать о том, что контролировать время пользования телевизором или компьютером можно с помощью часов. Научить выполнять физические упражнения для снятия усталости, выполнять гимнастику для глаз.
Подвести детей к выводу, что проводя много времени за телевизором и компьютером, дети мало двигаются, мало гуляют и играют, а это приносит вред здоровью.
Тема: «Встречи на прогулке»
Цель: формировать представления детей о возможных опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми или животными на прогулке, о правильном поведении в этих ситуациях.
Ход беседы
Расскажите детям с опорой на иллюстрации следующую историю:
«Жили-были на свете мальчик Ок и девочка Ол. Когда они были маленькими, им нравилось делать разные вредности – обижать кошек, дразнить собак, отбирать у малышей в песочнице игрушки. Когда Ок и Ол подросли, они стали делать новые вредности – научились обманывать, обзывать детей, толкать на улице прохожих. Когда мальчик и девочка превратились во взрослых людей, они остались все такими же вредными и злыми. Никто не хотел дружить с Ок и Ол. Если люди видели их на улице, то отходили подальше.
Однажды Ол придумала: «Если надеть новое платье, красиво причесаться, разговаривать ласковым голосом и улыбаться, люди не узнают меня».
Ок сказал: «Мы можем притвориться добрыми людьми и продолжать совершать плохие поступки».
С тех пор Ок и Ол ходят по городу среди людей. Может случиться так, что они подойдут и к тебе.
Предъявите детям проблемные ситуации, которые могут возникнуть при встрече с незнакомыми взрослыми людьми, и помогите найти выход из них:
- незнакомый взрослый приглашает ребенка с собой;
- незнакомый взрослый предлагает ребенку угощение или подарок;
- незнакомый взрослый расспрашивает о родителях, о месте проживания семьи;
- незнакомый взрослый просит показать дорогу и проводить его.
Подведите детей к выводу о том, что опасно общаться с незнакомыми людьми и доверять им, потому что они могут причинить вред.
Расскажите детям, что опасность для здоровья представляют и контакты с незнакомыми животными: поведение таких животных может быть непредсказуемым; животные могут быть больными.
Тема: «Закаливание»
Цель: закреплять представление детей о признаках здоровья и болезни; формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.
Ход беседы
Попросите детей описать, опираясь на собственный опыт, состояние здорового и больного человека. Подведите их к выводу о том, что здоровое состояние организма способствует росту и развитию ребенка; позволяет играть, гулять, ходить с родителями в гости и т.д. Раскройте необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Познакомьте детей со свойством человеческого организма чутко реагировать на изменения температуры, а в случае переохлаждения некоторых органов – болеть.
Раскройте значение для здоровья человека закаливающих мероприятий. Предложите детям вспомнить и рассказать, какие закаливающие процедуры они выполняют в детском саду, какое оборудование для этого необходимо. Поинтересуйтесь отношением ребят к закаливанию.
Тема: «Весенняя прогулка»
Цель: формировать у детей представления об ответственности человека за собственное здоровье, о предупреждении простудных заболеваний.
Ход беседы
Предложите детям рассмотреть сюжетные картинки с изображением гуляющих весной детей и назвать весенние забавы. Попросите назвать характерные для этого времени года погодные явления – повышение температуры воздуха, таяние снега и превращение его в воду. Обсудите, какой должна быть одежда для прогулки в это время года.
Предложите детям установить, что происходит с одеждой и обувью при попадании в воду (Вода проникает в ткань и кожу, изменяет их теплопроводность).
Подведите к выводу: в холодную погоду мокрая одежда и обувь способствуют охлаждению тела, приводит к простудным заболеваниям.