12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Покусайлов Алексей Витальевич23

Статья на тему: «Работа с одаренными детьми в современной школе»

Современное российское образование, сопровождается переходом на новые государственные стандарты второго поколения. Они привели к изменению отношений к ученикам, проявляющих особый интерес к обучению. По всей стране начали появляться учреждения и программы направленные на поиск, обучение и развитие одаренных детей. В современной школе можно встретить детей с повышенной мотивацией к обучению и с пониженной готовностью и стремлением к обучению. Так же есть дети со своими индивидуальными особенностями, которые тоже требуют к себе особого внимания.

Одаренность – объединение особых способностей личности, от них зависит результат достижения большего или меньшего результата в выполнении различных действий. Понятие одаренности на прямую зависит от того, какая значимость уделяется определенным видам деятельности, и от того, что конкретно планируется результатом этой деятельности.

У педагогов – психологов современности сходится мнение о том, что выражение «одаренные ученики» - имеет относительный характер. Обычно этим термином отмечают учеников с яркой выраженностью тех или иных умственных способностей , с признаками дальнейшего развития их таланта и поисковой деятельности.

Так как в статье мы будем говорить о детях, все эти характеристики являются предварительными: способности могут быть не реализованы, могут не получить необходимого внимания или из-за других интересов ученика остаться не открытыми.

Однако способности других школьников могут обнаружиться только в следствие обучения. Выдающийся российский психолог Н.С. Лейтес в своих трудах отмечал , что одаренность школьника может носить возрастной характер.

Также он отмечал, что медлительность или плохая успеваемость в школе не могут быть признаками того, что ребенок не может быть одарен. Индивидуальною одаренность у детей можно рассматривать как определенный природный дар, который учителям необходимо выявлять, сохранять и развивать, организуя учебный процесс.

Учебный процесс здесь будет направлен на достижение максимального успеха по тем предметам, которые будут соответствовать данному виду одаренности. Развитие таких учеников направленно на формирование личности, и принимает во внимание как положительные, так и отрицательные последствия.

Данный подход достаточно эффективен, если брать во внимание только детей с высокой познавательной потребностью. Но данный подход, при детальном рассмотрении, часто не дает возможности для общего развития: социального, духовного, эмоционального и т.д.

Добиваясь успехов в учебе, многие из учеников имеют психологические проблемы, которые могут иметь как личностный, так и социальный характер. Одной из черт развития одаренных детей является осознание ими своей исключительности. В следствии у них появляется чувство, что им дозволенно больше, чем сверстникам. Но если ребенок имеет больше возможностей, то у него должно быть более развито чувство ответственности за свои действия. Отсюда можно сделать вывод , что обучение одаренных детей , обязательно должно включать развитие у них духовно-нравственной сферы сознания.

Следующий подход к обучению одаренных детей , отличается структурой учебных программ и организацией учебного процесса.

Для ученика создают условия для развития его тела, а так же различных сфер его познания. В этом подходе с самого начала ставится задача расширения сознания ребенка , который должен думать не только «за себя» но и за окружающий его мир. Развитие «планетарного» мышления , является одним из способов достижения поставленной цели. Образование , в данном случае , должно обеспечить возможность каждому ребенку найти свою сторону развития, для дальнейшего обретения и проявления индивидуальности. Следует помнить , что в течение жизни одаренность проявляется по разному. Если одаренность наблюдается в течение всего процесса обучения , иногда сразу в нескольких видах деятельности, то говорят «если человек талантлив, то он талантлив во всем». К сожалению, такие случаи встречаются крайне редко. На много чаще приходится встречаться с так называемой «возрастной» одаренностью, когда появляясь в одном возрасте , вдруг пропадает в другом.

На данный момент мало изучена скрытная одаренность. Для обнаружения этого вида одаренности , необходимо создать специальные условия или вид деятельности, при которых можно обнаружить, что ребенок одарен. Если сравнивать явную и скрытую одаренность , то можно выделить следующие черты . Явная одаренность проявляется в социальной среде, то есть через основные виды деятельности. Однако, скрытая одаренность проявляется как явление природно-психологическое. Это означает , что каждый ребенок обладает способностью к творческому саморазвитию.

В образовательную программу по работе с одаренными детьми необходимо включать коррекцию их развития. Например, интеллектуально развитый ребенок совсем необязательно будет и физически развит.

Постепенно меняется традиционная технология образования, направленная на передачу ученику знаний-умений-навыков в определенной предметной области. Следом идут развивающие технологии, направленные на развитие способностей ученика стать субъектом обучения как процессов развития в целом.

Для более эффективной работы педагога с одаренными детьми, ему необходимо изменить свое педагогическое сознание. Принцип «принятия другого» является одним из ведущих психологических идей работы с одаренными детьми. Исходя из этого принципа учителю необходимо принимать ребенка как индивидуальность.

Именно с помощью данной идеи происходит изменение из знаний-умений-навыков в развитие различных способностей учащихся. Основным требованием для практической реализации принципа «принятия другого» считается принятие своего «Я».

Учителям одаренных детей стоит не забывать, что современное развитие науки и техники привело и развитию проблемно-поискового аспекта. Особое внимание уделяется не на то что изучать, а на то, как изучать . Если ребенок не ограничен во времени при выполнении заданий, то он сам найдет способ связи между явлениями, и в дальнейшем будет применять его на практике.

Для учителя важно, открыв талант ученика, не оставлять его одного, а обеспечить качественную поддержку и развитие.

​​​​​​​В нашей стране меняются образовательные стандарты, меняются подходы в работе современных школ, и в работе с одаренными детьми в частности. Это ведет за собой быстрые изменения в работе учителей, психолога, администрации школ. Высоких результатов в работе с одаренными детьми необходимо достигать лишь при создании единых правил, направленных на совместную работу всех участников образовательного процесса.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.