12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна5434
Логинова Татьяна Алексеевна. Учитель физики лицея "Технический" г.о.Самара.
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Учителя физики»
5

Игровые технологии



Игровые технологии в обучении физике. 

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1457282969.ppt (игровые технологии)

Образование в России находится в небывалом доселе кризисе. Результаты социологических опросов свидетельствуют о резком снижении интереса к физике как учебному предмету: 23% опрошенных школьников (более 10% респондентов) хотели бы сократить преподавание физики, а 7% хотели бы вообще убрать этот предмет из школьного курса. Снижение интереса у учеников к физике, как школьному предмету наблюдается не только в России, но и во всем мире. В чем причина этого? Мы преподаем "не то"? Или "не так"? Думается, все же то, но не так, как нужно в настоящее время. Новое время требует новых методик. Главный недостаток системы образования в целом и преподавания физики в частности - отсутствие деятельности ученика. Еще лет 20 назад можно было, рассказав новый материал на одном уроке, на следующем уроке вызвать одного ученика к доске, чтобы он в течение 10-15 минут воспроизводил пройденный материал, и все остальные ученики пассивно его слушали. В настоящее время это категорически не проходит! Нужно искать новые пути, средства и методы. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Возвращение к игровым технологиям обучения – наиболее удачное и перспективное направление последних лет. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. В игре мотив лежит не в результате, а в самом процессе. Являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Нередко приходилось слышать, что при 6 уроках физики в неделю еще можно позволить себе поиграть с детьми. А при 2 уроках в неделю быть хоть азы теории детям в головы вбить! Но в том-то и дело, что как раз в гуманитарных классах, где физикой дети, мягко говоря, не увлечены, применение игровых технологий особенно необходимо! Это позволяет заинтересовать детей, интенсифицировать процесс обучения. Кроме того, дает общую эрудицию и умение быстро ориентироваться в ситуации, находить решение в нестандартной ситуации. Это всегда пригодится, в том числе и на всеобщем критерии качества образования в России в настоящее время - ЕГЭ!

Учителями нашего лицея разработан ряд интеллектуальных игр и составлен комплекс игр по физике с 5-го по 11-ый классы. Есть игры масштабные, занимающие от половины до целого урока: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Эрудит-квартет», «Своя игра» и др. При разработке и проведении уроков также активно применяются игровые «пятиминутки»: «Ой, кто это?», «Кто как обзывается…», «Бескрылки», «Шляпа» и др. Игры делятся на тематические (например, своя игра «Космос» или брейн-ринг «Магнитное поле») и общего содержания, например, «Физика и физики». Ученики с удовольствием сами составляют игры, пишут пакеты вопросов к турнирам. Для интеллектуальных игр студентами-выпускниками лицея были написаны специальные программы, помогающие сделать игру яркой и запоминающейся. Полагаю, что эти программы были бы полезны в работе многим учителям (не только физики), так как они определяют только форму игры. Содержание же может быть любым, а с доступностью Интернета найти вопросы и задания на любую тему - не проблема. Расскажу подробнее о некоторых интеллектуальных играх.

«Что? Где? Когда?»

Вопросы для игры формулируются таким образом, чтобы ответ можно было вывести логически из исходной информации. В команде играет 6 человек. На размышление дается 1 минута. По истечении 50 секунд времени, даётся команда 10 секунд для формулировки и фиксации ответа. В игре может одновременно принимать участие ограниченное объёмом помещения количество команд. Основные правила игры:

  • В игре принимают участие произвольное число команд (хоть 40!). Традиционное количество игроков в команде - шесть.
  • Для ответа на вопрос командам предоставляется 1 минута (вопрос «дуплет» - два вопроса по 30 секунд на обсуждение, «блиц» - три вопроса по 20 секунд).
  • Команды отвечать письменно. Ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд с ответами автора вопроса. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится "ключевое" слово.
  • В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия — он не засчитывается.
  • Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 24 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).
  • Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах (чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). [1]

Другой вариант проведения этой игры – «Элитарка». В этом случае играет одна команда, ответы даются устно (полный аналог телевизионной версии этой игры). [2]

 

Обычная игра проводится следующим образом: класс делится на команды по 6 человек, которые независимо друг от друга отвечают на одни и те же вопросы. Игра рассчитана на 1 урок (24 вопроса), т.е. 2 тура по 12 вопросов с музыкальной паузой между ними. Такие игры можно организовывать в конце каждой четверти. Можно сократить игру до 12 вопросов, тогда на нее уйдет 15-20 минут. Игра элитарная проводится с победителями трех игр (т.е. в конце года) так же, как и телевизионный вариант. Вопросы на элитарную игру предлагают учителя и выпускники лицея и укладываются в 13 конвертов с напечатанными на них номерами. Примеры некоторых вопросов турнира «Что? Где? Когда?».

Вопрос 1: 

Представьте себе электрическую цепь. Начинается она заземлением, к нему проводом подключен резистор, а второй контакт резистора подсоединен к еще одному заземлению. Роль резистора в этой цепи можно охарактеризовать двумя словами, которые часто встречаются в фильмах, например, при переговорах полиции с бандитами. Назовите эти два слова. Ответ: Сопротивление бесполезно.

 

Вопрос 2: Вопрос от космонавтов Международной космической станции.

На МКС есть нечто вроде стула на пружинах, который раскачивается моторчиками вверх и

вниз. Космонавты используют это устройство для проведения процедуры, название которой несколько абсурдно звучит в условиях МКС. Что это за процедура?

Ответ: Взвешивание. Зачёт: По смыслу (измерение массы тела, определение веса тела). Комментарий: Процедура определения массы в невесомости весьма нетривиальна.

 

Вопрос 3: Закончите одно шутливое стихотворение:
     Кто-то сегодня погряз в долгах, кто-то погряз в законах.
     Все говорят мне, что сила в деньгах. А сила – она... Ответ: ... в ньютонах!

 

Вопрос 4: Черный ящик. Некоторые считают, что ЭТО — пульт управления котом. А другие (например, футбольные фанаты) используют ЭТО для хулиганства. Но вообще-то ЭТО – портативное устройство, «усилитель света посредством вынужденного излучения» Это устройство в черном ящике. Назовите его двумя словами. Ответ: Лазерная указка. Комментарий: Указкой иногда светили в глаза вратарю.

«Брейн-ринг»

Преимущество этой игры - динамичность: на игру требуется около 20 минут. Одновременно командам задается вопрос. Право ответа получает команда, первой хлопнувшая в ладони. (При наличии брейн-системы – первая нажавшая на кнопку). Если ответ, который она дает, неверный, право ответа и 30 секунд на размышление получает вторая команда. Выигрывает команда, набравшая большее число очков.

Примеры некоторых вопросов «Брейн-ринга» на тему «Магнитное поле»

1. К середине стальной полосы поднесли магнитную стрелку. Стрелка притянулась к полосе. Можно ли утверждать, что стальная полоса намагничена? Ответ: Нет. Полюс стрелки в любом случае притягивается к стальной полосе.

2. Имеются две одинаковые стальные спицы, из которых одна намагничена. Как узнать, какая из спиц намагничена, не пользуясь ничем, кроме самих спиц?  Ответ: Поднести одну к середине другой. Если поднесенная спица – магнит, то она притянется, если нет – не притянется (в середине намагниченной спицы магнитное действие отсутствует)

3. Можно ли изготовить полосовой магнит так, чтобы на концах его были одноименные полюсы?    Ответ: Да. Если намотать проволоку на стальной стержень до середины по часовой стрелке, а после - против и пропустить по ней ток. 

4. К северному полюсу прямого магнита притянулась цепочка гвоздиков. Что произойдет, если на этот магнит положить другой так, чтобы над северным полюсом оказался южный полюс?

Ответ:  Гвозди отпадут.

 

«Эрудит-квартет»

В команде – 4 человека. Играют в каждом туре по 1 представителю команды. Всего 3 тура, в каждом по 4 боя. Первый тур – открытый (светлый): темы вопросов заранее оглашаются и игроки имеют возможность выбрать, кому какую тему играть. Второй – полуоткрытый (тема объявляется перед началом раунда, и капитан команды определяет игрока, играющего этот раунд), третий играется втемную. Очки всех игроков команды суммируются. Примеры вопросов.

Тема: Резонанс.
 1. Эта механическая резонансная система большинству из нас известна с детства.

 2. Струны и корпус скрипки, трубка флейты, мембрана барабана – всё это именно они.
 3. Из-за опасности резонанса именно эта команда подается при переходе мостов.
 4. Для получения электрического резонанса в колебательном контуре нужны эти два элемента.
 5. Исследуя периодичность наступления ледниковых периодов, ученые открыли явление, получившее именно такое название.

Ответы:1. Качели.    2. Резонаторы.     3. Сбить шаг (шагать не в ногу)     4. Катушка и конденсатор (Емкость и индуктивность). 5. Стохастический резонанс

 

«Своя игра»

Недостаток этой игры: играют только три игрока. Программа для этой игры дает возможность игроку выбрать категорию вопроса и его стоимость. Ответ дает игрок, первым подавший сигнал. При правильном ответе игрок получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном - такое же количество баллов снимается. На обдумывание дается 10 секунд. Если ответа никто не дал, ответ дает ведущий. Вопрос, обозначенный * - «Кот в мешке». Игрок, получивший такой вопрос, может передать его другому игроку. Во втором раунде (красном) есть вопросы – аукционы. Игрок, получивший такой вопрос, делает свою ставку, не превышающую суммы заработанных баллов. Другие игроки тоже делают ставки, но право ответа получает тот игрок, у которого ставка больше. Если никто из игроков не предложил больше стоимости вопроса, то играет выбравший вопрос игрок на номинальную стоимость вопроса. Второй вариант программы позволяет играть «свою игру» в одиночку: все ученики одновременно садятся за ноутбуки и начинают игру, также выбирая тему и стоимость вопроса. В этом случае им предлагается выбор из 4 ответов. После ответа на выбранный вопрос на табло появляется надпись «ответ верный» либо «ответ неверный», стоимость вопроса в зависимости от этого прибавляется либо вычитается из набранных ранее очков.

Примеры некоторых вопросов «Своей игры» «Кристаллы и драгоценные камни» (синий раунд)

Физические свойства камней 10 баллов Можно ли алмаз разбить или сжечь? (Да) 40 баллов Второй по твердости, после алмаза (Рубин)
60 баллов Физические свойства позволяют использовать его в режущих инструментах (Алмаз) 80 баллов Его физические свойства позволяют использовать его в лазерах (Рубин)
100 баллов Единственный аморфный драгоценный камень (Опал) Аналогично проводится «Красный раунд», только стоимость вопросов удваивается. В заключение играется «Своя игра». Все игроки письменно отвечают на вопрос, сделав ставку, не превышающую количество заработанных баллов.

Недостаток своей игры (небольшое число задействованных игроков) можно устранить, проводя «Командную свою игру»: правила те же, но играют команды.

Примеры некоторых вопросов «Своей игры» «Космос»

 

Русские космонавты

10 баллов Первый в мире человек, вышедший в открытый космос. (Алексей Леонов) 40 баллов Первая женщина-космонавт (Валентина Терешкова)
60 баллов Он побывал в космосе вторым после Гагарина. (Герман Титов)

80 баллов Командир экипажа «Союз-11», который произвел первую стыковку с орбитальной станцией «Салют» (Григорий Добровольский)
100 баллов Он проектировал космические корабли «Союз», орбитальную станцию «Мир». А в 1964 году он совершил первый групповой полет в космос на корабле «Восход-1». (Константин Феоктистов)

 

«Азбука»

Общие правила:

1. Команды по 6 человек участвуют в игре одновременно.

2. Для игры предлагаются изображения, за исключением Ё Й Щ Ь Ъ Ы.

3. На каждую букву даны 3 изображения, выводящиеся на экран.

4. Цель команд – угадать, какое слово или словосочетание загадано при помощи изображения с учетом приведенных подсказок, и записать его на бланке для ответов. Команды отвечают в письменной форме.

5. В случае правильного ответа команда за каждое верно угаданное слово или словосочетание в первом раунде получает по одному баллу. В случае неправильного ответа баллы не вычитаются. На обсуждение каждого изображения дается 15 секунд.

6. Ответы на вопросы команда сдает в жюри на отдельном листе. Верные ответы объявляются после окончания игры.

7. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Заблаговременно нужно подготовить бланки ответов команд. При возможности постарайтесь рассадить команды на расстоянии друг об друга. Перед началом турнира раздайте бланк для ответов. Ознакомьте участников с правилами, покажите пример (он должен быть встроен в презентацию), поинтересуйтесь, возникли ли у них вопросы. Напомните игрокам, что в ответах нужно писать СЛОВА и СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, а не просто букву. Обратите внимание, что каждая буква встречается в наборе из трех картинок только один раз за игру (т.е буквы не повторяются). Буквы в игре идут не в алфавитном порядке.

Поясните, что ответы на все задания будут даны по окончании игры.

Далее запускается презентация «Азбука», по её окончании команды сдают ответы.

После того, как все ответы сданы, запускается презентация из файла «ответы на игру Азбука», правильные ответы по нажатию клавиш появляются на экране и сопровождаются при необходимости дополнительными комментариями ведущего. Участники также могут помогать ведущему, отвечая вслух, радоваться верным ответам, пожалуйста, оставляйте для этого немного времени.

Смена слайдов в файлах с заданиями происходит автоматически.

Игру можно видоизменить и проводить в виде «Триатлона» или «Пентагона» - с тремя или пятью подсказками соответственно. В этом случае каждом вопросе дается 3 (или 5) подсказок. Первая подсказка - самая расплывчатая, другие более точные. Например, «Азбука физиков". Задание: по портрету узнайте ученого. Если узнали сразу - заработали 5 баллов. Если воспользовались 1 подсказкой, получили 4 балла. Если ответ сдан только после второй подсказки – 3 балла и т.д.

 

«Перестрелка»

Игра требует значительного времени (1-1,5 часа). Команды из 4 человек получают задания, решают их, сдают ответы. Затем начинается «перестрелка»: команды «стреляют» друг в друга верными ответами. Выигрывает команда, «оставшаяся в живых».

На все перечисленные игры требуется значительное время: от половины до целого урока. Расскажу еще немного о кратковременных играх, на которые требуется 5-10 минут в конце (или начале) урока. Для них не нужно ни оборудования, ни подготовки.

 

«Шляпа»

Игра может заменить надоевший до оскомины диктант по терминам. Любой учитель физики вынужден заставлять детей зубрить определения физических величин, куда же без этого? Проверяем же мы знание терминов либо фронтальным опросом, либо письменным диктантом. «Шляпа» дает возможность проверить знание терминов в игровой форме, динамично и весело. Заранее в шляпу кладутся листочки, сложенные пополам (чтобы нельзя было заранее прочитать написанное на нем), на которых написаны физические термины. В игре принимают участие пары игроков. Шляпу берет один из игроков. Он наугад достает поочередно листочки, и пытается объяснить за 20 секунд своему партнеру как можно больше слов. Нельзя употреблять однокоренные слова, объяснять слово по буквам или использовать прямой перевод на другой язык. Если слово незнакомо, его все равно надо объяснять – положить его назад в шляпу и заменить другим нельзя. По истечении 20 секунд шляпа переходит к другой паре игроков. Так проходить 2 круга, партнеры пока не попробует свои силы каждый ученик. Затем отгаданные слова подсчитываются (слова, отгаданные парой игроков, суммируются), сколько партнеры слов сумели объяснить друг другу – столько и очков. Игру можно усложнить: вторым этапом все отгаданные слова складываются назад в шляпу, и игра повторяется, только теперь объяснять придется жестами и мимикой, без помощи слов. На третьем этапе можно сказать только 1 слово, по ассоциации с которым партнер должен вспомнить уже знакомые слова и назвать нужный термин.

 

«Кто это» Правила игры: загадывается какой-то известный человек, в качестве подсказки о нём рассказывается какая-нибудь любопытная характерная история. Условие: либо загаданный человек, либо связанная с ним история должны иметь отношение к физике! Работаем в группах по 4 человека (чтобы не тратить время на пересаживание, ребята 1 парты разворачиваются лицом ко 2 парте). На обсуждение – минута, можно играть 2-3 вопроса. А в итоге дети хоть байки, связанные с физикой, знать будут.

Примеры вопросов.

Вопрос: Этот замечательный учёный весьма неодобрительно относился к бесполезной эрудиции и говорил так: "Мoй книжный шкaф набит различными знаниями гoраздо больше, чем я, однако физиком являюсь я, а не oн!"… Ответ: П.Н.Лебедев

 

«Бескрылки»

Игру "Бескрылки" придумал знаток из Харькова Олег Пелипейченко. Что такое бескрылка? Это любое стихотворение (классическая форма - четверостишье), одна или несколько строк которого представляют собой "крылатую" фразу или известную цитату, называемую "крылом". "Крылом" может быть строчка из песни, название книги, высказывание политика, пословица и т.п. Смысл этой фразы в контексте бескрылки, как правило, отличается от исходного, может встречаться изменение синтаксиса этой фразы, смещение ударения, слияние слов или разбиение отдельных слов на части. Загаданная строка (строки) в задании пропускается и игроки должны восстановить её, исходя из смысла оставшихся в полученной "бескрылке" строк, рифмы, размера, собственного здравого смысла и прочей окружающей действительности. 

Пример:

Частица с грустью осознала: 

От Резерфорда не уйти!
Фольга стояла на пути
    [...].

Ответ: И ядрам пролетать мешала

Источник(и): М.Лермонтов. Бородино. Комментарии: Опыт Резерфорда – бомбардировка золотой фольги альфа-частицами (т.е. ядрами гелия).

У нас в лицее проводится ставший с 2011г общегородским праздник «Наука. Творчество. Прогресс», на котором ученики лицея показывают гостям спектакли (с обязательными элементами физики!); демонстрируют «физический калейдоскоп» самостоятельно подготовленных занимательных опытов и многое другое. В 2012г мы впервые подготовили и провели городской турнир «Что? Где? Когда?» по физике в рамках городского праздника «Наука. Творчество. Прогресс». С тех пор он стал традиционным. Кроме того, мы традиционно проводим семинары «Юный энергетик» с выездом на турбазу, в рамках которых также проводятся тематические игры по энергетике. В этом году впервые прошел городской праздник «Энергетика для всех», на котором проводился «Энергетический» тур ЧГК

Интеллектуальные игры уже давно переросли рамки урока: большой популярностью пользуется в нашем лицее элективный курс для старшеклассников «Интеллектуальные тренировки по физике», в лицее активно работает «Интеллект-клуб» любителей подобных игр. В клубе используются те же игровые программы, ребята играют в те же игры. Но здесь круг вопросов не ограничивается темой «Физика». Члены клуба участвуют в турнирах разного уровня. В 2009 году лицейская команда стала победителем областного турнира «Созвездье талантов» и городского летнего кубка «Что? Где? Когда?», в 2010 году команда лицея стала победителем городского турнира «Что? Где? Когда?»; в 2011 году лицеисты стали призерами Школьного Регионального Кубка и Всероссийского фестиваля «Ступинские горизонты». С тех пор команды лицея ежегодно становятся призерами и победителями областных, региональных и Всероссийских турниров и фестивалей. Самое главное, создается позитивный микроклимат в коллективе. Ну, и успехи в изучении физики у нас есть немалые. У детей формируется устойчивый интерес к предмету, позволяющий им достигать очень высоких результатов. Ребята активно ведут научную работу, участвуют и побеждают в олимпиадах и конференциях разного уровня (от городского до регионального и всероссийского). Сформированное игрой умение быстро принимать правильные решения в нестандартной ситуации помогает ребятам легко справиться с предстоящими вопросами ГИА и ЕГЭ. Более 90% учащихся выбирает физику в качестве ЕГЭ, результаты ГИА и ЕГЭ значительно выше средних по городу и региону, результаты ГИА и ЕГЭ значительно выше (примерно на 10 баллов) средних по городу и региону: 2010г средний балл лицея по физике 64,75 (по региону 51,8); 2011 – 62,8 (52,9); 2012 – 58,5 (47,3); 2013 – 74,9 (56,2); 2014 – 61,8 (48,2); 2015 – 71,2 (54,2). Два выпускника 2009 и один в 2013 и 2014г получили по физике 100 баллов.

 

Рекомендуемые сайты

www.tvigra.ru - официальный сайт телекомпании «Игра». Содержит наиболее полные сведения о жизни телевизионного клуба, имеется чат. К сожалению, функционирует не регулярно.

http://znatok63.ru/ - официальный сайт Самарского клуба знатоков. Информация о турнирах, игроках, вопросы и многое другое.

http://znatoki.kulichki.net/klub/irc.html - «Знатоки на Куличках» - самый большой банк вопросов в Интернете. Информационные сообщения отличаются крайней степенью субъективности.

- сайт игроков города Долгопрудный. Самый веселый игровой сайт в русском Интернете.

http://db.chgk.info/ - Интернет-клуб «Что? Где? Когда?»

http://israel.chgk.info/index.htm - «Что? Где? Когда?» в Израиле

 

Литература

  1. Левин Б.Е. Что? Где? Когда? для чайников.- Днепропетровск: Сталкер, 1999.
  2. Лернер М. Минута на размышление, или Загадки телеигры «Что? Где? Когда?» - М.: Искусство, 1992.
Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (2)

Елена Сергеевна, 06.03.16 в 20:11 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно. Спасибо
Виктор, 24.04.16 в 21:41 0Ответить Пожаловаться
Татьяна, добрый вечер. Прочёл ваш материал про игровые технологии, очень познавательно и для меня близко. Дело в том, что эта тематика - моё хобби. На моём сайте http://www.schooltests.ru в настоящий момент 5 таких игр, я их называю АУДИТОРНЫМИ ИГРАМИ. На самом деле их значительно больше, но оформление для публикации на сайте занимает неоправданно много времени. Мне ОЧЕНЬ понравились ваши вопросы (сопротивление бесполезно, взвешивание, лазерная указка...)
Спасибо за материал и ссылки.
Всего вам доброго.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.