Статья на тему «Развитие самостоятельности на уроках физики»
Развитие самостоятельности на уроках физики.
Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность и определили выбор темы статьи «Развитие самостоятельности у учащихся на уроках физики».
Вопрос этот не нов. Ведь ещё в 18 в. вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». (Собрание сочинений, том 6, 1949, с.256). Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения.
А. Н. Бекетов, А. Я. Герд в 70-80-х предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ ( опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действий», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены основными источником знаний.
Не смотря на то, что новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности, функционирующая в настоящее время система подготовки учащихся, которая всё ещё опирается на репродуктивные формы и методы обучения, затрудняет развитие самостоятельности у учащихся. Развитие самостоятельности обеспечивается взаимодействием педагогической целостности: субъект, окружающий мир, действенные методы для развития самостоятельности, развивающие и самого учащегося и окружающий мир.
Во многом это зависит от умения педагога по созданию педагогических условий становления самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Так как наиболее распространённым видом самостоятельной работы, является работа с учебником. Это знакомство и практическое применение алгоритма работы с параграфом учебника как целостностью, взаимосвязью всех его частей будет способствовать развитию самостоятельности у учащихся.
Проблема. |
Действия (умения) ученика |
Наличие вводной части параграфа и её место в выделении главного. |
Должен прочитать и отметить, что он уже это знает. Он должен таким образом понять, что это ступенька для познания нового |
Текстовый абзац как правило является предпосылочной установкой для понимания термина. |
Прочитать текстовый абзац, увидеть и попробовать проанализировать новизну в теоретическом понятии. |
Осознанное выделения учащимся понятия посредством выделения сущностей. |
Прочтение, анализ сущности каждого словосочетания, составление характеристики каждого слова и словосочетания понятия соотнеся его с другой предметной областью |
Проделав все выше перечисленные действия при работе с параграфом, учащийся сформирует алгоритм действий.
Современные дети не воспринимают учителя как единственный источник информации и поэтому часто не слушают его рассказы и объяснения. В связи с этим необходимо сместить акцент в преподавании и уделять больше внимания самостоятельной деятельности учеников на уроках, максимально используя внутренний потенциал каждого.
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего, на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для этого.
Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только и не столько о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач, выполнения практических заданий, самостоятельности в обобщениях и т. д.
Одна из основных задач учителя – организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно.
Работа с учебником или любым другим учебным текстом должна стать обязательной частью урока физики, так как является одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учащегося с учебником (текстом) направлена на усвоение готовой информации, т. е. ее понимание и запоминание. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность, этот процесс требует умственной активности. При работе с текстом ученику необходимо выделить главную мысль параграфа, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формулы и т. д. Именно в процессе понимания, а затем перекодирования информации в другую форму (план, тезисы, конспект), ученик осваивает различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т. е. способность самостоятельно повышать, а порой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся приемам работы с книгой.
При работе с книгой я использую следующие формы и методы:
выделение главного в тексте;
поиск ответов на заранее поставленные вопросы;
составление конспекта или плана изучаемого материала;
сравнение изучаемого явления с изученным ранее;
поиск нового (того, о чем на уроке по данной теме не говорилось);
поиск применений изучаемого явления;
составление схем, таблиц, графиков;
объяснение действия прибора или физической установки;
составление вопросов для одноклассников по заданной теме. Причем вопросы, начинающиеся со слов «Почему…», «Как…» и т. п. ценятся выше;
составление кроссвордов по заданной теме;
формирование умения пользоваться справочной литературой и дополнительным материалом для подготовки сообщений и докладов.
Самостоятельная работа с учебником на уроках и дома, систематически проводимая и контролируемая, помогает учащимся в овладении основами физической науки, развивает умение трудиться, воспитывает культуру труда.
Абзацы параграфа |
Действия ученика |
Мы часто говорим, что одни тела движутся быстрее, другие медленнее. Например, по шоссе шагает турист, мчится автомобиль, в воздухе летит самолёт. Допустим, что все они движутся равномерно, тем не менее движение этих тел будет отличаться. |
Ученик уже знает из личного опыта что такое движение. |
Автомобиль движется быстрее пешехода, а самолёт быстрее автомобиля. В физике величиной, характеризующей быстроту движения тел, является скорость. |
Узнаёт что такое скорость с точки зрения физики. |
Предположим, что турист за 1 ч проходит 5 км, автомобиль 90 км, а самолёт пролетает 850 км. Тогда говорят, что скорость туриста 5 км в час, скорость автомобиля 90 км в час, а скорость самолёта 850 км в час. Скорость при равномерном движении тела показывает, какой путь прошло тело в единицу времени. Таким образом, используя понятие скорости, мы можем теперь сказать, что турист, автомобиль и самолёт движутся с различными скоростями. При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной. |
Выясняет, что это переходный абзац, что после этого абзаца ученик узнает как вычисляется скорость. |
Если велосипедист проезжает в течение 5 с путь, равный 25 м, то его скорость будет равна (5 метров в секунду). Чтобы определить скорость при равномерном движении надо путь, пройденный телом за какой-то промежуток времени, разделить на этот промежуток времени: |
Ученик узнаёт как рассчитать скорость. |
Скорость обозначают буквой , путь-, время-. Формула для нахождения скорости будет иметь вид: Скорость тела при равномерном движении- это величина равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден. |
Ученик узнаёт как обозначается скорость, формулу для расчёта скорости. |
В Международной системе (СИ) скорость измеряют в метрах на секунду(). Это значит, что за единицу скорости принимается скорость такого равномерного движения, при котором за 1 секунду тело проходит путь, равный 1 метру. |
Ученик узнаёт единицу измерения скорости с системе СИ. |
Умение ученика выделять главное в прочитанном тексте и составлять опорный конспект по параграфу способствует развитию самостоятельности. Это умение необходимо не только на уроках физики, но и на других таких как история, география, биология, химия и др.
Самостоятельная работа учащихся – это один из способов индивидуализации обучения.
Вроде бы закончилось время всеобщего однообразия, появились гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением предметов. Но, по сути, не изменилось ничего, потому что основа осталась прежней: классно-урочная система.
Дети хотят преодолевать трудности, хотят развиваться. А мы стараемся понятно изложить тему и пойти дальше. И когда к концу школьного обучения мы решаем, что старшеклассники должны заниматься самостоятельно, искренне удивляемся, почему они этого не могут и не хотят. На обычных уроках учитель, даже полный самых теплых чувств к детям, все равно – главное действующее лицо. Он решает все: когда и какую тему изучать, кого и когда спросить, независимо от того, готов ученик отвечать или нет, настроен он сегодня работать или нет.
Это все потому, что и сам учитель не самостоятелен. Хочет быть самостоятельным, но не может: инструкции, программы не позволяют. Вот и приходится учителю в ограниченном пространстве «творить чудеса»: искать формы организации самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и дома, зная, что способности человека формируются только в процессе активной личной деятельности. Если же ребенок не хочет развиваться самостоятельно (а таких в последнее время становится все больше и больше), то учителю, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика необходимо создавать для учебы благоприятные условия. Он должен найти стимулирующие факторы, которые позволили бы всем ученикам заниматься предметом с интересом.
Список литературы
1. Ковтун Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности 4-5 классов как подготовка их к самообразованию. Автореферат. Казань, 1975.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В2 т.т. / Р 76 Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2. - М-Я -1999.
3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с. - ISBN 5-09-00 3662 - 4.
4. Дружинин В.В. Психология эмоций, чувств, воли. - М., 2003.