Работа с семьей, как инструмент профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
Работа с семьей, как инструмент профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Семья – круг лиц, связанных неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства или усыновления. Семья – круг лиц, связанных неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства или усыновления. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения родителей и ребенка, но и самих взрослых.
Типы семей: Неблагополучные семьи: - Семьи, где один из членов семьи зависим от ПАВ - Семьи, где родители не исполняют своих родительских обязанностей - Насилие в семье (по отношению к ребенку или между взрослыми) - Криминализированные семьи Семьи «группы риска»: - Беженцы и вынужденные переселенцы - Многодетные - Малоимущие - Опекаемые/сироты - Созависимые семьи - Ребенок или родитель являются инвалидами Семьи со «скрытым неблагополучием»: Благополучные семьи:
Семьи со «скрытым неблагополучием» Семьи, где между детьми большая разница в возрасте, проблемы, чаще всего, возникают со старшим ребенком. - Ребёнок чувствует себя не принятым в семье - Дистанцируется от семьи, позиция «изгоя» - синдром «старшего брата/сестры» Девиантные отклонения: ребенок пытается привлечь внимание и любовь членов семьи (правонарушения, демонстрационное поведение, агрессия, склонность к кражам) Одинокие родители с детьми другого пола: - не возможность идентифицировать себя с ребенком - отсутствие примера поведения Девиантные отклонения: Демонстрационное поведение, позиция изгоя в детском коллективе, склонность ко лжи и кражам) Наличие в семье тяжелобольных или иналидов: - эмоциональное выгорание - состояние хронического стресса, депрессии Девиантные отклонения: Замкнутость, депрессивные состояния, проблемы в общении Родители в стадии развода: - чувство вины у ребёнка - отсутствие стабильности, крушение идеалов Девиантные отклонения: Агрессивное поведение, депрессивные состояния, эмоциональныя нестабильность. Конфликты между родителями и бабушками/дедушками - отсутствие авторитета родителей - непоследовательное воспитание Девиантные отклонения: склонность ко лжи, эмоциональная нестабильность, отсутствие контакта с членами семьи, манипулирование
Методы работы с семьей: Метод наблюдения может применяться, как индивидуально, так и по отношению ко всей семье. Позволяет изучить явление непосредственно в его естественных условиях Предметом наблюдения являются проявления психических переживаний в деятельности человека Позволяет достичь фиксации по нескольким параметрам одновременно
Методы работы с семьей: Метод «перекрёстного опроса» используется, как начало выстраивания проблематики семьи. Метод используется для прояснения ситуации с определением опорных (ключевых) точек дисбаланса. Один из ведущих занимает откровенно конфронтационную позицию с элементами прессинга, запуская механизм поиска выхода из ситуации. Другой ведущий выступает в роли «спасителя», показывая возможные выходы и решения, переводя ситуацию в созидательное русло.
Методы работы с семьей: Консультирование индивидуальное и семейное с целью: Признания участниками проблем, как у отдельных членов семьи, так и у семьи в целом Выстраивания стратегии выхода из данной ситуации
Методы работы с семьей: Родительский клуб «Школа грамотного родителя – от дилетанта, к профессионалу» Задачи: -Информационно-просветительская -Эмоционально-поддерживающая - Выработка индивидуального коррекционного маршрута для семьи
Для преодоления дивиантного поведения подростков необходима активизация всех семейных ресурсов. Так как самым значимым в жизни каждого человека, в первую очередь, является именно семья. Для преодоления дивиантного поведения подростков необходима активизация всех семейных ресурсов. Так как самым значимым в жизни каждого человека, в первую очередь, является именно семья. Невозможно работать отдельно с ребенком и ожидать продолжитьльной положитеьной динамики, необходимо менять саму внутрисемейную организацию.