Материал для уроков русского языка «Работа с текстом»
Как-то раз так вышло, что Кирилл торжественно объявил, что очень любит свою родину. Дядя сморщился, будто разгрыз зелёный крыжовник, и сказал то, что я запомнила на всю жизнь: «Говорить о своей любви к родине — всё равно что утверждать, будто вода мокрая, а молоко белое. Родине служат, родине сострадают, за родину умирают, но болтать о любви к ней может только человек глубоко равнодушный. Любовь — это действие, а не слова, а если любовь — слова, то это фальшивая любовь». Так давайте же не будем клясться в любви, давайте доказывать свою любовь делами. А чтобы принести наибольшую пользу, необходимо знать, чего ждёт от вас родина, то есть надо её знать. Вы скажете, что знаете её, что изучали историю и географию, и будете глубоко неправы. Во-первых, родина — это не столько то, что вокруг нас, сколько то, что под нами: прошлое, судьба, история. А во-вторых, в школе вас учат не столько истории, сколько исторической хронике, то есть последовательности событий во времени. А история — это не наука о датах. История — это биография народа. В данном случае наша с вами биография, биография русского народа...
(Б. Васильев)
Проблема:
Можно ли говорить о любви к Родине, что значить знать родину, что такое история родины.
Задания к тексту:
В каком предложении передана главная мысль текста?
Подберите заголовок, наиболее точно отражающий основную идею текста.
Подберите глагол, который должен стоять на месте пропуска в предложении:
Родине служат, родине сострадают, за родину <…>, но болтать о любви к ней может только человек глубоко равнодушный.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте.
ИСТОРИЯ, -и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. 3. чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И.театра. 4. чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни(карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного). 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И.умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.). 6.Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории. 7.Происшествие, событие, пре-имущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н. * Вот какая история! (разг.) - вот оно что, вот в чем дело, вот как обстоит дело. Вот так история! (разг.) – выражение удивления по поводу какого-н. события, происшествия. Вечная история! (разг., неодобр.) - о чем-н. постоянно повторяющемся, одном и том же. Опять нужно его ждать! Вечная история! II уменьш. историйка, -и, ж. (к 6 и 7 знач.; шутл.). II прил. исторический, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).
Поставьте и объясните знаки препинания в предложении, выполните синтаксический разбор предложения:
Во-первых родина это не столько то что вокруг нас сколько то что под нами прошлое судьба история.
Выполните морфологический разбор слов «будто, будите»
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Так давайте же не будем клясться в любви, давайте доносить свою любовь делами.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
Неправильное употребление числа | А история – это не науки о датах. |
Нарушение в построении предложения с однородными членами | Родина — это не столько то, что вокруг нас, а то, что под нами |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Дядя и я сморщился, будто разгрыз зеленый крыжовник |
Какое утверждение НЕ находит отражения в тексте?
Любовь – это действие, а не слова;
Нужно постоянно говорить, что любишь свою Родину;
Родине служат, Родине сострадают, за Родину умирают;
История – это не наука о датах.