Работа со слабоуспевающими детьми в школе.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.
Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.
В процессе изучения нового материала внимание «слабого» ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах новой темы, учитель чаще обращается к нему с вопросом, выясняющим степень понимания учебного материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допущенных ими при ответах в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечают типичные затруднения в работе и указывают способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Это могут быть карточки-задания, задания на повторение материала, который необходим для изучения новой темы.
С целью ликвидации пробелов в знаниях, приобретения умений и навыков следует использовать следующие виды деятельности:
Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и т.п.)
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий)
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
Помощь в планировании учебной деятельности
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься при большой запущенности программного материала лучше, если учитель сам будет проводить дополнительные занятия.
Причины неуспеваемости и невоспитанности ученика.
Внутренние по отношению к школьнику
Недостатки биологического развития личности;
а) Дефекты органов чувств
б) Соматическая ослабленность
в) Особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение.
г) Психологические отклонения
Недостатки психического развития личности:
а) Слабое развитие интеллекта
б) Слабое развитие воли
в) Слабое развитие эмоциональной сферы личности
г) Отсутствие должных познавательных интересов
Недостатки воспитанности личности:
а) Недостатки в развитии моральных качеств личности
б) Недостатки в отношениях ученика с учителем, коллективом, семьей и др.;
в) Недостатки в трудовом воспитании
Внешние по отношению к школьнику
Недостатки образовательного опыта личности
а) Пробелы в знаниях, специальных умениях
б) Пробелы в навыках учебного труда
Недостатки влияния школы
а) Недостатки процесса обучения, учебных пособий, и др.;
б) Недостатки процесса воспитания в школе (со стороны педагогического коллектива, коллектива учащихся и др.)
Недостатки влияния внешкольной среды
а) Недостатки влияния семьи
б) Недостатки влияния сверстников
в) Недостатки влияния культурно-производственного окружения.
10 правил работы со слабоуспевающими учащимися.
Верь в способности любого ученика и старайся передать ему эту веру. Радуйся каждому шагу вперед своего воспитанника.
Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок – это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель по теме, состоящей из 15-20 уроков, отработает главные вопросы, при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложите его, повторите и закрепите.
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций. Чувств, интереса к учению, формированию общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общение со слабыми, не получишь результатов обучения.
Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал;2-3 – закрепляют, проговаривая главное;3-4 – переписывают с доски и т.д. Все это дополняется демонстрацией, самостоятельной работой и т.п.
Научитесь привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один ученик. Научитесь строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
У слабоуспевающих плохо развить мышление. Ищите образ в изучаемом материала. Привлекайте к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыку, поэзию, слайды, образный показ).
Кроме того существуют некоторые другие правила, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не все могут освоить. Не убивай оценками в них человека.
При работе со слабоуспевающими детьми в школе необходимо вести документацию. В которой отражается проведенная работа. Вот один из вариантов плана работы со слабоуспевающими учениками.
План работы учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
Составление списка слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию предоставить зам.директору | Август |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: - определение фактического уровня знаний детей; - выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классными руководителями, психологом, социальным педагогом | Сентябрь |
Встречи с родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года |
Участие в обсуждении вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсоветах, заседаниях МО) | В течение учебного года |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года |
Составлять план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, обновлять по мере необходимости |
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса | В течение учебного года |
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету | В течение учебного года |
Индивидуальные консультации учащихся | В течение учебного года |
Работа по тренировке заполнения бланков | В течение учебного года |
Подготовка к проведению краевых диагностических работ, пробных экзаменов | В течение учебного года |
Определить темы, с которыми учащиеся справляются наиболее успешно, и продолжить совершенствование выполнения данных заданий | В течение учебного года |
Включать в тематические контрольные и самостоятельные работы задания в тестовой форме, соблюдая временной режим | В течение учебного года |
Организовать в классе разноуровневое повторение по выбранным темам | В течение учебного года |
Распределение учащихся _____ класса по уровню подготовки
№ | ФИ учащихся | Форма работы |
Учащиеся, имеющие уровень подготовки выше среднего | ||
1 | | |
Учащиеся, имеющие средний уровень подготовки | ||
1 | | |
Учащиеся, имеющие уровень подготовки ниже среднего | ||
1 | | |
Учащиеся, имеющие низкий уровень подготовки (слабоуспевающие) | ||
1 | | |
| | |
График индивидуальных консультаций и дополнительных занятий
для учащихся _____ класса
День недели | Время | Вид работы |
| | |
Индивидуальная работа с родителями
№ п/п | Дата проведения | Тема беседы | Подпись родителей |
| | | |
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося _____________________________________________
Класс ______________________________________________________
Предмет ____________________________________________________
Причина неуспеваемости ______________________________________
Учитель ______________________________________________________
Пробелы в знаниях | Даты проведения индивидуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Что задано | % выполнения | Отметка | Подпись учащегося, родителя |
| | | | | | |
Конечно, работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. ФИО учителя--------------------- Фамилия ученика(класс)------------------------------------ Предмет----------------------------------------------------------- Пробелы в знаниях уч-ся(тема, проблема)--------------------------------------------------
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
Подпись Дата |
| | |
|