12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Юрьевна Бровкина14

Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

  Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей: не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне нужно найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно одинаково успешно обучать всех учеников. Ведь чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарной работе в школе зачастую уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.  

Работая в школе не первый год и анализируя результаты контрольных работ, диктантов, я заметила, что наибольшее количество учащихся допускают ошибки в правописании словарных слов.

Меня всегда волновал вопрос: в чем же причины такого состояния орфографической грамотности учащихся?

Просмотрев страницы учебника «Русский язык» для 2 - 3 класса, можно увидеть, что в одном случае на уроке для рассмотрения предлагается несколько словарных слов, а в другом – на протяжении нескольких уроков к словарным словам вообще не обращаются - они отсутствуют на страницах учебника.

Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической зоркости»

Целью моей работы является:  определение путей совершенствования словарной работы на уроках русского языка как важного средства повышения орфографической грамотности учащихся.

Для реализации поставленной цели  были намечены следующие задачи:

-  изучить методическую литературу по теме;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.



 У меня сложилась система по усвоению правописания слов.

Знакомство со словарными словами начинаю с первого класса. Так на страницах букваря, в учебниках математики, предмета «Окружающий мир» можно встретить такие слова как: корова, сорока, малина и др.  – однако, в силу возраста детей понятие словарные слова не вводится. В этот период обучения своим ребятам на уроках письма, чтения предлагаю такие задания:

- из предложенных слогов (По, со, ко) вставьте подходящий, слова запишите:  ..рова,  ..мидор,  .. рока. 

- подчеркните гласные буквы.



 При знакомстве ребят с новым словом пользуюсь алгоритмом по его введению.

1-й этап     Осознание лексического значения слова, через

а) отгадывание загадок  

Рогалик, рогалик,                                        Он всегда во всем пример

Золотые рожки!                                           Хоть и не милиционер,

Тучке сел на плечи,                                     Зорко он вокруг глядит -

С тучки свесил ножки.                                За порядком он следит.

То он – блин, то он – клин,                                              ( Дежурный.)

Ночью в небе он один. ( Месяц.)   

 б) демонстрацию картинки с изображением предмета. Ребята рассматривают предмет и называют его словом, определяют значение слова.

в) разгадывание ребуса, шифровки.

Например, при изучении темы «Правописание парных звонких и глухих»  ребятам была предложена шифровка п,я,с,г,ф,о,к,д,ш,а и задание: зачеркните парные глухие согласные и вы узнаете слово, с которым мы будем знакомиться на уроке.  

 2-й этап Звуковой анализ слова.

На этом этапе прошу ребят произнести слово хором, затем по одному или соседу по парте орфоэпически, выделяем слоги, ставим ударение, интонируем все звуки, определяем опасное место в слове.

3-й этап  Запись слова в тетрадь с показом «опасных»   мест.

  Непременное условие при такой форме записи: вместо пропущенной буквы должен ставиться какой-либо «сигнал опасности» - например, точка, окошко:

«к .рова». При таком способе работы учащиеся совершенствуют свою орфографическую зоркость.

4-й этап  Решение орфографической задачи.

Предлагаю ребятам подобрать проверочное слово или однокоренные слова для определения буквы, которую необходимо вставить в слово.

5-й этап  Работа над «буквенным» зрительным образом слова.

  Это может быть запись словарного слова на карточке (с выделенной другим цветом буквой), на доске, обращение к орфографическому словарику.   

  Берёза – лиственное дерево с гладкой белой корой и сердцевидными листьями. Получила своё название по цвету коры: бер – значит светлый, ясный, белый.

6-й этап  Повторное чтение слова орфографически, орфоэпически и запись его в словарик. 

 На этом этапе можно предложить ребятам стихотворные «запоминалки-рифмовки».

 Шёл дождь на сотне мягких лап.

Стучали капельки кап-кап!

Как только кап-кап-кап звучало,

Капуста сразу подрастала.   

 

Берёза так была бела,

Что буква е из слова «белый»

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.         

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе основной формой деятельности является игра.   Многие игры дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов   направлена на накопление, систематизацию и применение игровых приёмов.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому прежде всего я обратила внимание на зрительное запоминание слов.  

Одним из приёмов, обеспечивающих запоминание, является метод графических ассоциаций. Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.  

Следующим направлением моей работы был отбор дидактических игр, которые содействовали бы глубокому и прочному усвоению словарных слов, развитию смекалки, находчивости, сообразительности.  Из всего многообразия игр я остановилась на следующих: «Помоги найти домик», «Толковый словарь», «Картинный словарь», «Копилка-минутка», «Заколдованные слова», «Наборщик».

 Настоящим открытием для меня стала игра «Изографы», когда словарное слово представляется его буквенной композицией.

 Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

 Конечно, такая работа требует от учителя затраты сил, времени, наличие наглядного материала. Однако, видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.

 Таким образом,  проведя наблюдение, проанализировав достигнутые результаты при изучении словарных слов, я убедилась в целесообразности использования описанных мною игровых методов и приёмов на уроках русского языка и необходимости введения их в образовательный процесс.  

В моей копилке  методические разработки уроков согласно теме; подборка мультимедийных презентаций, индивидуальные карточки.



Вывод: Таким образом:

1. Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления.

2. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

3. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

4. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.

5. Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Я как и Вы пользуюсь интернет ресурсами, и использую в своей работе тренажеры других учителей.

На уроках русского языка я применяю следующие приемы словарно-орфографической работы:

1. Данная работа проводится как на основе слухового, так и основе зрительного восприятия. Каждое слово вначале комментируется, а затем записывается. Учитель диктует слова (или записывает слова на доске, пропуская двойные согласные)

Ж ужжат, коллекция, суббота, аппетит, программа, пассажир, колонна, бассейн, перрон.

Задание: подчеркните орфограммы (безударные гласные, двойные согласные).

2. Данная работа проводится как объяснительный диктант. Слова с непроверяемыми написаниями, записанные учителем на доске, заранее не разбираются. Комментирование и исправление ошибок проводятся после написания всех слов

З…яц, к…мбайн, к…пуста, к…ртофель, м…л…ток, к…рабль.

Задание: подчеркните орфограммы.

3.Найдите и подчеркните словарные слова.

Карандаш, вагон, месяц, счастье, каникулы, магазин, столы, вчера, сегодня, звезда, портфель, хороший, бело­русский, воскресенье.

4.Запишите словарные слова: в первый столбик те,
которые отвечают на вопрос кто?, во второй — те, которые
отвечают на вопрос что?

Щенок, ворона, ягода, воробей, помидор, корова, язык, ребята, яблоко, берёза.

5. Пользуясь шифром и ключами, угадайте словарные
слова.


а

б

в

г

д

е

1

с

к

н

м

т

ц

2

а

в

ч

е

и

ь

3

ы

У

г

л

о

я




а) 16, Зд, 1г, 1в, 2а, 1д, 2а

б) 16, 2а, 1в, 2д, 16, 36, Зг, За

в) 1а, 2в, 2а, 1а, 1д, 2е, 2г

г) 1г,2г,1а,Зе,1е
д) 2б, 2а, Зв.Зд, 1в

6.В предложениях подчеркните известные вам сло­варные слова.

1. Города Беларуси чистые и красивые. 2. Погода на ка­никулах была чудесная. 3. Вчера и сегодня я ходил в мага­зин. 4. Мама купила мне в воскресенье новый портфель. 5. В моей комнате светло и чисто. 6. Ребята рисовали цвет­ными карандашами.

7.Запишите словарные слова, называя предмет
одним словом.

Большой населённый пункт —

Наша Родина —

Часть дома, квартиры —

8. Образуйте от словарных слов однокоренные слова.

Яблоко —

Пирог —

Библиотека —

Бульон —




9. Разгадайте ребусы — словарные слова.

t1638104185aa.png








Ответы: ворона, воробей, помидор

10. Запишите словарные слова, в которых есть сочета­ние -оро-.




X

О

Р

О

Ш

И

Й


О

Р

О





О

Р

О





О

Р

О





О

Р

О







11. Разгадайте кроссворд.





1

О











2

О











3

О








4

О








5

О






6


О







7

О










1.Птица с серенькой шапочкой.

2.Седьмой день недели.

3.По морям, по волнам.

Нынче здесь, завтра — там.

4.Не живая, а идёт, неподвижна, а ведёт.

5.От рогатой берут

Да малым деткам дают.

6.Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для неё кузовки и лукошки.

7.Растёт на грядке зелёная ветка,

А на ней красные детки.

13. Выпишите в один столбик слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, а в другой- слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают один звук.

Щенок, язык, дежурный, яблоко, ягода, берёза, ноябрь, сентябрь, воробей.

14. Из первых букв слов, записанных в строчку, составьте словарные слова, запишите их.

Медведь, олень, лось, овца, кабан, овод.

Явор, бархатцы, лилия, осина, крокус, орхидея.

Ягуар, гиена, осел, динго, акула.

15. Выпишите слова с ударением на первом слоге.

Автобус, бассейн, бегемот, иней, газета, космос, огурец, праздник, природа, человек, корзина, конфеты, километр.

16. Отгадайте загадки

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает. (Корова)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн)


Пословицы и поговорки со словарными словами на минутках чистописания.

В..робей и на кошку чирикает.

Слово не в..робей: вылетит – не поймаешь.

В..рона и за море летала, да в..роной и вернулась.

В..роне соколом не быть.

С..рока стрекочет – гостей пророчит.

С..рока один раз клюнет – десять раз осмотрится.

С..року губит не осторожность, а жадность.

С..рока без причины не стрекочет.

С..рока не ворона, в одно перо родится.

С..ловей берет пением, а человек – умением.

С..ловей поет – себя тешит.

С..ловья баснями не кормят.

Л..сица и во сне кур считает.

Л..сица семерых волков проведет.

Близ норы л..сица на промысел не ходит.

Л..сица все хвостом прикроет.

Старую лисицу не травят молодыми с..баками.

Поет п..тух, да не по-с..ловьиному.

С курами ложиться, с п..тухами вставать.

Важный как п..тух.

Ходить п..тухом.

Задирист как п..тух.

С..бака лает, ветер носит.

С..бака на сене.

С..баку съесть.

С..бака кусает не для сытости, а для лихости.

По х..зяину и с..баке честь.

На смелого с..бака лает, а трусливого кусает.

Маленькая с..бачка до старости щенок.

Мур..вей ростом мал, да трудом велик.

Мур..вей невелик, да горы копает.

Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублей.

Труслив как за..ц.

Хорош за..ц белый, а охотник смелый.

Л..сица живет хитростью, а за..ц – прыткостью.

За..чья душа.

Быстро за..ц бегает, да дешево стоит.

Время быстр.. летит.

К..рову не накормишь – м..лока не надоишь.

К..рова с м..дведем тягалась – остались рога да копыта.

К..рова без клички – мясо.

Сидит как на к..рове седло.

Как к..рова ..зыком слизала.

Бодливой к..рове Бог рогов не дает.

Без м..лока сливок не бывает.

М..дведь на ухо наступил.

М..дведь в лесу – что боярин в гор..ду.

Делить шкуру неубитого м..дведя.

М..двежья услуга.

Два м..дведя в одной берлоге не живут.

Мал с..ловей, да голосом велик.

Что написано пером, не вырубишь т..пором.

Без т..пора по дрова не ходят.

Т..пор острее, так и дело спорее.

Не все т..пор, что рубит.

Где не возьмет т..пор, там возьмет смекалка.

Без т..пора не плотник, без иглы не портной.

Взял т..пор, возьми и т..порище.

Мужик т..пор сулил, вытащил – и т..порища жаль.

Ждать у моря п..годы.

Хоть х..рошая п..года, а зонтиком запасайся.

П..года такая, что добрый х..зяин с..баки со двора не выгонит.

Весна да осень – на дню п..год восемь.

Не страшен м..роз, что на дереве трещит, коли гречневая каша в печи стоит.

М..роз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Береги нос в большой м..роз.

М..роз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

Р..стенье – земли украшенье.

Р..стенье – берегам спасенье.

Ур..жай бывает не от росы, а от пота.

Ур..жайный год – перед суровой зимой.

Х..роший снежок ур..жай сбережет.

Пш..ница годом родится, а добро вс..гда пригодится.

Хвали пш..ницу в стогу.

Сей пш..ницу в пору.

И у б..резы слезки текут, когда с нее кору дерут.

Где дубняк, там и б..резняк.

Б..реза не угроза: где стоит, там и шумит.

Зеленый н..ряд радует взгляд.

Не жизнь, а м..лина.

К..пуста не пуста, сама летит в уста.

Ни один рот без к..пусты не живет.

Ябл..ку негде упасть.

Ябл..ко от яблони недалеко падет.

Мимо ябл..ньки ябл..чко не падает.

Не срывай ябл..ко, пока зелено.

Ябл..ньку за ябл..чки любят, пчелку – за мед.

Только глупец рубит ябл..ню, чтобы достать ябл..ко.

Ябл..чное семя знает свое время.

Ябл..нный куст не живет пуст.

Красивая, как румяное ябл..ко.

Кр..сна яг..дка – да на вкус горька.

Не с каждого цветка яг..дка, не всякое дерево дает плоды.

Расставаясь с другом, плачут семь лет; расставаясь с Род..ной – всю жизнь.

Род..на – мать, умей за нее постоять.

Родина любимая – мать любимая.

Человек без Род..ны, что с..ловей без песни.

Скор.., да не споро.

Скор.. дерево садят, да не скоро с него плоды едят.

Скор.. сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Бросать слова на вет..р.

У него вет..р в голове.

Ищи ветра в поле.

Это было при царе Г..рохе.

Солнце с..яет, а мес..ц светит.

У каждого мес..ца свои порядки.

Как молодой мес..ц: покажется да опять спрячется.

..ктябрь развезет – н..ябрь подберет.

..ктябрьмес..ц близкой пороши.

В ..ктябре на одном часу и дождь, и снег.

Н..ябрь сум..рки года.

Н..ябрь без т..пора мосты наводит.

Н..ябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

В д..кабре солнце поворачивается на лето, а зима на м..роз.

Д..кабрь гвоздит, д..кабрь приколачивает.

Д..кабрь год кончает, а зиму начинает.

..нварь – году начало, зиме – середина.

..нварь-батюшка год начинает, зиму величает.

Месяц ..нварь – зимы государь.

М..роз и м..тели под ф..враль налетели.

Ф..враль силен м..телью, а март – к..пелью.

Как, ф..враль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет.

В ..преле земля преет.

Март с водой, ..прель с травой.

Май холодный – год хлеб..родный.

В ..юне на дворе пусто, а на поле густо.

..юнь-скопидом ур..жай копит на целый год.

..юнь-батюшка растит все, что было посажено и посеяно предыдущей осенью и весной.

..юль – лету м..кушка, году – середка.

Вес..ло поется, вес..ло и прядется.

Вес..ло коням, когда скачут по полям.

Вес..ло время пройдет, да что в рот попадет?

..зык длинный, мысли короткие.

Без к..пусты щи не густы.

Не ..дежда красит человека, а добрые дела.

По ..дежке встречают, по уму провожают.

Х..рошая р..бота два века живет.

Р..боте время, потехе час.

Р..бота веселье любит.

Р..бота мастера хвалит.

Р..бота и мучит, и кормит, и учит.

Р..бота с зубами, а лень с языком.

Р..бочие руки не знают скуки.

Р..бочий с сошкой, а лодырь с ложкой.

Тракт..ром пахать – не л..патой копать.

Чтобы х..рошо учиться, не надо лениться.

В гостях х..рошо, а дома лучше.

Х..рошо в д..рожку пирожок с г..рошком.

Х..рошо говорить, да было бы что слушать.

Х..рошо трудиться, хлеб родится.

..зык говорит, а голова и не ведает.

..зык – враг: прежде ума глаголет.

..зыком болтай, а рукам воли не давай.

..зык не л..патка: знает, что горько, что сладко.

..зыком не спеши, а делом не ленись.

Держать язык за зубами.

..зык до Киева доведет.

Не сходит с ..зыка.

..зык не поворачивается.

..зык без костей.

Вмест.. воевать – вмест.. горевать.

Вмест.. тесно, а врозь скучно.

В..зде х..рошо, где нас нет.

Самая легкая д..рога та, которую уже прошел.

Самая трудная д..рога та, которую знаешь.

Умный т..варищ – половина д..роги.

Одному ехать – длинная д..рога.

Всякому ов..щу свое время.

Без спора нет силы, а без ов..щей здоровья.

Ов..щи хороши во щи.

Праз..ник помни, а будни знай.

Всякая душа праз..нику рада.

Праз..ник придет, гостей приведет.

Пр..ветливое слово гнев побеждает.

Кто тонет, тот и за с..ломинку хватается.

Кто вч..ра солгал, тому и завтр.. не поверят.

Вч..ра солгал, а с..годня лгуном называют.

С..годня густо, а завтр.. пусто.

Се..одня съедим, завтр.. поглядим.

Се..одня ведро, завтр.. ненастье.

Се..одня с..поги шьет, завтр.. пироги печет.

Лучше потерять якорь, чем весь к..рабль.

Большому к..раблю – большое плаванье.

Даже большой к..рабль может затонуть от маленькой течи.

Не верь морю, а верь к..раблю.

Ок..ло большого к..стра можно дров набрать.

Ок..ло реки колодца не копают.

Ок..ло хлеба и мыши водятся.

В х..зяйстве и веревочка пригодится.

Х..зяйство водить – не разиня рот ходить.

Пустая п..суда звенит громче всего.

Каков мастер – такова и р..бота.

За двумя зайц..ми погонишься – ни одного не поймаешь.

Мели, Емеля, твоя н..деля.

Иному что ни день, то и су..бота.

В су..боту – на р..боту, в в..скр..сенье – на в..селье.

Не суйся, с..р..да, н..п..ред ч..тверга.

Кто в ч..тверг до в..схода умоется с с..ребра и яйца, зд..ров и чист будет.

С..р..да да пятн..ца ч..твергу не указчица.

Долог день до веч..ра, коли делать нечего.

Была бы охота, будет ладиться и р..бота.

Апп..тит приходит во время еды.

..бед красен не ложкой, а едоком.

Пролежал на печи, про ..бед и молчи.

..бед не обед, как х..зяина нет.

..бед тогда варят, когда дрова горят.

С..лома с огнем не уложится.

С..ломой покроемся, да с..ломой не оденемся.

Кто тонет, тот и за с..ломинку хватается.

..вес в кафтане, а на гречихе и рубахи нет.

..вес и сквозь лапоть прорастает.

..дежда лучше новая, а друг – старый.

Не ..дежда красит человека, а добрые дела.

М..сква не сразу строилась.

Кто в М..скве не бывал, тот кр..соты не видал.

М..сква от глаза далека, да сердцу близка.

М..сква слезам не верит, ей дело подавай.

Сначала думай, а п..том делай.

Сначала не прытко, да и п..том потише.

Сперва подумай, а п..том говори.

Сначала цветочки – яг..дки п..том.

Б..седа д..рогу коротает, а песня – р..боту.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.