Опыт изучения словарных слов на уроках русского языка в начальной школе
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Четверухина Татьяна Викторовна, Томский район,
с. Богашево, МБОУ «Богашевская СОШ им. А. И. Федорова»,
учитель начальных классов, e-mail: tchetveruhina@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена приемам работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Ключевые слова. Активные способы, словарная работа, игра, упражнения.
Еще Василий Александрович Сухомлинский заявлял, что методы, применяемые в учебной и воспитательной деятельности, обязаны активизировать интерес у ребят к постижению окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости знания, радости творчества, радости общения. Это обусловливает основной смысл деятельности преподавателя: сформировать любому воспитаннику ситуацию успеха.
Преподавателю принципиально соблюдать такой метод как перемену видов деятельности, так как младшие школьники характеризуются понижением трудоспособности. Занятия с учениками обязаны быть насыщены физминутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на формирование мелкой и общей моторики. Активные способы воспитания и обучения это игровые способы, так как для младших школьников игра остается той работой, в которой открываются их способности с большей полнотой.
В качестве примера, я бы хотела остановится на опыте изучения словарных слов на уроках русского языка.
В начальной школе программой по русскому языку учтено непременное исследование слов, орфография которых правилами никак не проверяется. Мы именуем их словарными словами. И любой преподаватель понимает, с каким трудом дается усвоение словарных слов, как быстро ребята устают от однообразного повторения, как без охоты заглядывают в книгу.
Потому конкретно в начальной школе огромное значение придается словарно-орфографической работе, подбору способов и приемов, способствующих изучению школьниками слов с непроверяемыми написаниями.
Своеобразие словарной работы в школе складывается в том, что она ведется в процессе абсолютно всей учебно-воспитательной деятельности педагога. Принципиально, чтобы изучение новых слов проходило не случайно, преподаватель обязан управлять этим действием и использовать такие способы и приемы, какие помогут ребятам упростить ход запоминания, дадут правильность и полноту изучения словарных слов.
Не считая этого, работа над словарными словами не имеет возможность идти обособленно от всей прочей работы над грамотностью. И, потому, прежде чем отправиться с ребятами в многолетнее странствие по поразительной и богатейшей стране слов, нужно поддержать их в бесхитростном, но необходимом открытии: все слова, которые имеются в русской речи, по трудности их написания, возможно, поделить на 3 крупные категории. Данные категории мы договорились именовать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (данные определения взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»).
«Зеркальные слова» - слова, где любому звуку подходит такая же буква. Писать их просто, в них все ясно.
«Опасные слова»- слова с неясными звуками. Перед написанием таких букв нужно подвергнуть их проверке, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.
«Очень опасные слова» - слова с неотчетливыми, коварными звуками, которые практически никакими правилами никак не проверишь. Однако т.к. они все равно уже имеются, люди научились заучивать их верное правописание.
Передовой опыт преподавателей и проведенные исследования обосновывают, что работу над словами с непроверяемыми написаниями возможно рационализировать. Сущность рационализации в том, что для обучения написаниям слов указанной разновидности, необходимо активизировать мыслительную функцию и память учеников. Этого возможно добиться, используя эти способы и приемы, в базе которых обширно применяются игровые упражнения, т. к. конкретно игра считается обычной средой обитания ребят и не прекращает занимать основное место в жизни младшего школьника, представляет для него более увлекательный и интересный вид деятельности: А главное — в ходе игры ученики приобретают знания, ощущая удовольствие. Для учеников игра — прежде всего интересное занятие. Этим она и притягивает педагогов. В игре все одинаковы. Она посильна, в том числе и слабым воспитанникам. Более того, слабый воспитанник имеет возможность стать первым в игре: изобретательность и смекалка тут оказывается иногда наиболее важным, чем знание темы. Некоторые из таких упражнений я применяю на собственных уроках и хочу рекомендовать их для вас.
1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Данный характер работы можно применять с 1 класса, когда словарных слов выучено еще не достаточно. Ребятам предлагается сочинить предложение, в котором имеется выученное словарное слово.
2. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн. согл. Д, который можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
3.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Также один из любимых вариантов занятия у детей. Преподаватель либо «ведущий» воспитанник, не говоря ни слова, однако отчетливо шевеля губами «проговаривает» словарное слово. Другие ребята разгадывают слово, потом также молча его «проговаривают» еще раз и записывают, объясняя. Данный вид занятия вырабатывает навык комментированного письма, что очень существенно при любой письменной работе, а в особенности при письме диктантов, когда ребенок пишет с безмолвным проговариванием. Сокращается доля ошибок, в особенности связанных с пропуском либо заменой букв.
3.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть единичные предметные рисунки к конкретному словарному слову. А возможно данный вид работы усложнить. Для этого нужно или выбирать, или рисовать сюжетную картину (что проще сделать, если слова исследуются группами по конкретной теме). Нужно найти как можно больше словарных слов. Потом можно подбирать к этим словам свойства, действия. В результате можно составить маленькое сочинение по предоставленной иллюстрации, применяя заготовки.
4. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Это также очень увлекательный и необыкновенный вид работы со словарными словами. Ребята с поддержкою педагога либо родителей, либо самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций сочиняют предложение со словарным словом, которое сходно с частью иного слова в предложении либо фразе.
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.
8.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..)
_______ЛЛ__ ( коллектив, коллекция…)
5.«КОПИЛКА - МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
6. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к нового материала. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА, ВОРОНА, ПЕТУХ, КОРОВА, ДОРОГА.
Заранее тщательно подбирают слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д. Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание.
7. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
8. «ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА ГО РОД НА РОД
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .
Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Эти упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их. А также систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Литература:
1.Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 2001.
2.Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 2009.
3.Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа - 2008 - №4.
4.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.
5.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 2001.