Урок русского языка «Работа учащихся среднего звена со словарём-справочником» (5–8 класс)
Работа учащихся среднего звена в словаре-справочнике
В пятом классе, помимо рабочих, контрольных, творческих тетрадей, мы обязательно заводим тетрадь - справочник. Подобные тетради - не редкость у учителей - словесников. Хочется поделиться опытом работы с данным справочником.
Справочник представляет собой общую тетрадь в клетку (не менее 96 листов), состоящую из двух разделов: словарь, о нем чуть ниже, и справочник. В данной тетради учащиеся работают в течение всего курса изучения русского языка.
Работа начинается дома с нумерации страниц. Это важное дело, потому что в дальнейшем изучаемый материал будет располагаться строго в соответствии с местом “проживания”.
На следующих уроках ребята знакомятся с назначением и построением словаря-справочника. Под руководством учителя заполняется содержание словаря - справочника. Нумерация страниц и оглавление помогают детям легко и быстро ориентироваться в изучаемом материале.
Итак, что представляет собой словарь - справочник? Первые двадцать пять страниц тетради - это словарь. Он состоит из трех разделов: 1) Мои ошибки (везде далее предлагаются примеры из справочников обучающихся, возможные ляпы и ошибки – отражение рабочих моментов).
.
2) Пиши правильно. Запомни. 3)Говори правильно.
Остальные страницы отданы под справочник. Как идет распределение материала в справочнике? Материал распределен по разделам, каждому разделу в справочнике определены свои страницы.
Разделы науки о русском я зыке | страницы |
1) Фонетика. Графика | 25- 30 |
2) Морфемика (словообразование)- | 31-35 |
3) Лексика и фразеология- | 36- 40 |
4) Морфология- | 41- 94 |
а) имя существительное | 41- 46 |
б) имя прилагательное | 47- 52 |
в) имя числительное | 53-58 |
г) местоимение | 59- 64 |
д) глагол | 65 -69 |
е) наречие | 70- 73 |
е) причастие | 74- 79 |
ж) деепричастие | 80 - 82 |
з) предлог | 83 – 85 |
и) союз | 86 - 89 |
й) частица | 90 - 92 |
к) междометие | 93 - 94 |
5) Орфография. ( Хотя орфография неразрывно связана с вышеперечисленными разделами, но мы выделяем ее отдельно. Этот раздел в справочниках получается самым интересным) | 95- 125 |
6) Синтаксис. Пунктуация | 126 -156 |
Последний крупный блок, которому отдано около тридцати страниц, посвящен развитию речи. Здесь мы работаем по учебнику “Русская речь”. Основные разделы этого блока: “Речь”, “Текст”, “Стили речи”, “Типы речи”. (Отдельно раздел “Стилистика” не выделяем). Сюда мы записываем основные понятия, чертим таблицы и схемы, относящиеся к данным разделам.
И завершает словарь - справочник оглавление.
При заполнении справочника мы используем опорные схемы, таблицы не только известных методистов (например, Ю.С. Меженко), но и свои собственные находки. Учащиеся с большим интересом включаются в поиск наиболее оптимальных и эффективных форм изложения теоретического материала, предлагают свои варианты опорных сигналов, схем, рисунков.
Каждый раздел справочника начинается с его названия, выделенного красными крупными буквами. Чуть ниже – определение названия данного раздела. Например, Фонетика (от греч. “фоне”- звук) – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Далее в этом разделе идет классификация звуков речи, их характеристика. Записываются фонетические процессы, происходящие в слове, (оглушение, озвончение, стяжение, выпадение, смягчение, редукция). Дается их краткий комментарий. С данными понятиями учащиеся знакомятся уже в пятом классе. В этом же разделе дается отличие звука и буквы, значение букв е, е, ю, я. Вместе звуки и буквы? Фонетика и графика у нас тоже вместе. Все, что касается правописания (обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, мягкий знак после шипящих, гласные после ц и т.д.), мы выносим в раздел “Орфография”.
Раздел “Орфография” у нас самый веселый и красивый. Здесь, помимо традиционных таблиц и схем, буйство фантазии: тут и цветочки, и елочки, и бабочки, и домики, и мячики… Согласитесь, гораздо интереснее запоминать правило в форме цветочка, а не заключенное в траурную рамку.
Так, например, орфограмма “н и нн в суффиксах прилагательных” имеет в справочнике вид новогодней празднично украшенной елочки, вместо игрушек - буковки, а орфограмма “гласные после шипящих” - в виде красивой бабочки.
В дальнейшем, изучая какой – либо материал, ребята с легкостью определяют, к какому разделу отнести ту или иную тему; учатся систематизировать материал, видят в языке систему. Справочник оказывает эффективную помощь при повторении, обобщении изученного материала, т.к. в кратком, сжатом виде тут изложен почти весь курс русского языка. Даны обобщающие таблицы.
Также большую помощь в работе оказывает словарь. С годами (имеются в виду годы педагогической деятельности) он претерпел значительные изменения. В последние годы словарь начинаю разделом “Мои ошибки”. Были попытки выписывать допущенные ошибки на специальные листочки, использовать вместо закладок и всегда иметь перед глазами - листочки бесследно исчезали, терялись. Заводили блокнотики для работы над ошибками, выписывали туда все ошибки, допущенные в контрольных, творческих, рабочих тетрадях. Блокнотики забывались дома. Теперь мы выписываем ошибки в толстую общую тетрадь, которая всегда с нами (все в одном месте: и словарь, и справочник). Ошибки выписываются в таблицу, которая имеет следующий вид:
Число | Вид работы | Допущенные ошибки |
Каждой ошибке – отдельная строка. Обязательно выделяется орфограмма и часть слова, где допущена ошибка. Если есть проверочное слово, подбирается; объясняется орфограмма, если правило известно. Почти каждое домашнее задание в любом классе начинается с работы над ошибками. Подобный вид работы требует от детей самостоятельности, ответственности и хорошего знания учебного материала, поэтому в классах компенсирующего обучения слово только выписывается и обозначается ошибка, затем заучивается. Регулярно с данными словами проводятся разнообразные словарные диктанты.
Следующий раздел словаря – “Пиши правильно. Запомни”.
Тетрадный листок делится на две половины. В правую часть записываются слова, которые вызывают сложности при написании, так называемые словарные слова. В левую часть – подобные слова, но большей частью заимствованные или старославянские, имеющие этимологию. Слова с переводом записываем в левую часть страницы, указывая язык, из которого слово заимствовано.
Словарные слова и слова, в которых допускаются ошибки, активно используются в различных видах работы на уроках, заучиваются. Регулярное употребление данных слов обогащает речь учащихся, помогает избежать ошибок в дальнейшем.
Последний раздел словаря – “Говори правильно”.
В этот раздел записываются слова, в которых нарушаются произносительные нормы; обязательно проставляется ударение, при необходимости слово записывается в транскрипции.
Таким образом, данный словарь – справочник оказывает неоценимую помощь при изложении теоретического материала, повторении изученного материла, приведении знаний в систему и при подготовке учащихся к экзаменам.
Селиванова Галина Геннадьевна
Сидорова Елена Григорьевна