Экологическое просвещение учащихся среднего звена
Тема: «Экологическое просвещение учащихся среднего звена»
Руководитель:
Поломошнова
Неля Владиславовна.
Новосибирск.
Содержание.
Введение.
1.Обзор литературы.
1.1. Экология как наука.
1.2. Глобальные экологические проблемы.
1.2.1. Сокращение озонового слоя.
1.2.2. Загрязнение воздуха.
1.2.3. Загрязнение воды.
1.2.4. Вырубка лесов.
1.2.5. Опустынивание.
1.3. Экологическое образование и просвещение.
2.Собственная работа.
2.1. Методы и результаты исследования.
3.Выводы.
4.Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность.
Конец ХХ века характеризуется мощным рывком научно технического
прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
Поистине, наша планета никогда раньше не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже ХХ – ХХI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же и создал.
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территории.
Люди забывают о своем природном происхождении и начинают принимать природные дары как должное. Экологическое образование в нашей стране практически отсутствует, что только усугубляет положение.
За прошедшие годы, во время активных роста прогресса, человек забыл о необходимости заботиться, о природе, не вмешиваться в ее развитие, пытаться сохранить баланс между своими потребностями и разумным использованием природных ресурсов. В связи с этим разрушается среда обитания человека и, несмотря на достижения медицины, подрывается их здоровье (сокращение озонового слоя атмосферы, загрязнение водных бассейнов и воздухов, нехватка питьевой воды, перенаселенность мегаполисов, эпидемия СПИДа, наркомания и др.) Таким образом, в настоящее время экология превращается в чрезвычайно широкую и весьма важную научную дисциплину, рассматривающую "человека" в его "доме", где "дом" - наша планета Земля.
Цель.
Цель нашей работы рассмотреть основы экологии и побудить интерес к её изучению у подростков.
Задачи.
1.Рассмотреть глобальные экологические проблемы.
2.Обозначить цели и задачи экологического образования.
3.Провести экологическое исследование и оценить его результаты.
Обзор литературы.
Экология как наука.
Экология — это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. В буквальном переводе слово "экология" означает учение о "доме" (от греч, "ойкос" - местообитание, жилище, дом и "логос" - учение). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. В своем капитальном труде "Всеобщая морфология организмов" он писал: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт".
Как видно из определения, зоолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, что к настоящему времени существенно изменилось. На настоящий момент при накопленном значительном экспериментальном и теоретическом материале экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом.
Одним словом, экология- это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе. Достижения ее успешно используются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании ее ресурсов.
Глобальные экологические проблемы.
Сокращение озонового слоя.
Озоновая дыра - разрыв озоносферы диаметром св. 1000 км. По своему воздействию на живые организмы жесткий ультрафиолет близок к ионизирующим излучениям, которые вредят человеческому организму.
Охрана озонового слоя в мире началась вскоре после того, как ученые открыли способность хлорофторуглеродов разрушать озон, однако изначально она была главным образом пассивной, т.е., направленной на углубленное изучение процессов разрушения озонового слоя и устно высказываемыми намерениями пресечь причины разрушения озонового слоя. Однако после открытия т.н. «озоновой дыры» в 1985 году охрана озонового слоя стала одним из приоритетов мирового сообщества. 16 сентября 1987 года был принят Монреальский протокол «По веществам, разрушающим озоновый слой», «Об охране озонового слоя».
Согласно расчетам ученых, если бы не было Монреальского протокола и не были проведены мероприятия по охране озонового слоя, разрушение озонового слоя в 2050 году в северной части Земного шара достигло бы как минимум 50 %, а на юге – 70 %. Достигающее Землю ультрафиолетовое излучение в северной части удвоилось бы, а на юге – увеличилось в четыре раза. Объем эмитированных в атмосферу веществ, разрушающих озоновый слой, увеличился бы в 5 раз. Чрезмерное ультрафиолетовое излучение вызвало бы более чем 20 миллионов случаев заболеваний раком, 130 миллионов случаев заболеваний катарактой глаз и т.д.
Загрязнение воздуха.
В наше время очень актуален вопрос о загрязнение воздуха, так как это становиться всеобщей проблемой и если сейчас все чаще появляются проблемы со здоровьем из-за грязной атмосферы, то, что же будет в дальнейшем.
Примерно 10% загрязнителей попадают в атмосферу вследствие таких природных процессов, как, например, вулканические извержения, которые сопровождаются выбросами в атмосферу пепла, распыленных кислот, в том числе серной, и множества ядовитых газов. Кроме того, основными источниками серы в атмосфере служат брызги морской воды и разлагающиеся растительные остатки. Также следует отметить лесные пожары, в результате которых образуются плотные клубы дыма, обволакивающие значительные площади, и пыльные бури.
Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы несколькими путями: 1) доставляя аэрозольные частицы и ядовитые газы в дыхательную систему человека и животных и в листья растений; 2) повышая кислотность атмосферных осадков, которая, в свою очередь, влияет на изменение химического состава почв и воды; 3) стимулируя такие химические реакции в атмосфере, которые приводят к увеличению продолжительности облучения живых организмов вредоносными солнечными лучами; 4) изменяя в глобальном масштабе состав и температуру атмосферы и создавая, таким образом, условия, неблагоприятные для выживания организмов.
Загрязнение воды.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения вода содержит 13тыс. потенциально токсичных элементов; 80% заболеваний передается водой; 25 млн. человек ежегодно умирают от них.
Источники загрязнения: населенные пункты, промышленность, тепловое загрязнение, сельское хозяйство, органические вещества, содержащиеся в сточных водах, радиоактивное загрязнение.
Загрязнение вод началось в центральной России еще в XVI в., когда начали удобрять поля навозом. С тех пор в центральных районах страны основным загрязнителем вод было сельское хозяйство. В северных районах большую роль играл сплав леса, особенно молевой, при котором бревна тонули и гнили в воде. С развитием промышленности и ростом городов стала расти роль коммунальных и промышленных загрязнений.
Резкое усиление загрязнений произошло в ХХ в. Особая опасность связана с совпадением периода роста сбросов загрязненных сточных вод и многовековой тенденции нарастания сухости климата, снижения водности водоемов. В этих условиях растут концентрации поллютантов в растворах и, следовательно, степень их вредного воздействия на природные системы и здоровье человека.
К началу 90-х гг. в России создалась довольно сложная ситуация. Качество вод большинства поверхностных водоемов страны не отвечало установленным нормативам. Главными загрязняющими поверхностные воды веществами являются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые органические вещества, соединения меди и цинка, аммонийный и нитратный азот.
Уже несколько десятилетий в результате промышленных и коммунальных сбросов нельзя пить воду из Средней и Нижней Волги. Несмотря на относительно высокую для России степень обеспеченности бассейна очистными сооружениями, они работают не эффективно. Так, в 1994 г. в водоемы бассейна было сброшено: нефтепродуктов - 6.8 тыс. т., взвешенных веществ - 257 тыс. т., сульфатов - 1344 тыс. т., органических загрязнителей 176 тыс. т., общего азота - 12 тыс. т., нитратов - 69.7 тыс. т., железа - 35 тыс. т., цинка - 0.6 тыс. т., алюминия - 5.5 тыс. т., магния - 10.7 тыс. т., и ртути - 61 кг.
Самые распространенные заболевания человека, связанные с загрязнённой водой: потеря остроты зрения, гипертония, генетические изменения, менингит, гепатит и полиомиелит.
Исчезающие леса.
Когда-то лесами была занята большая часть поверхности суши планеты. Однако с развитием цивилизации ситуация резко изменилась, и сейчас все леса занимают около трети поверхности суши. Уже первые земледельцы выжигали обширные участки лесов, чтобы расчистить территорию для посевов. С развитием сельского хозяйства и промышленности леса стали быстро исчезать. В ХХ веке большую часть древесины добывали в развивающихся станах, в тропических лесах, площади которых представлялись огромными, а запасы древесины почти неистощимыми. Но оказалось, что это не так. Сегодня тропические леса занимают всего 7% суши; крупнейшие массивы хвойных таежных лесов сохранились в России, Канаде и США. Россия имеет свыше 45% всех внетропических лесов мира.
Деградация лесов связана с изменением видового состава: преобладают вторичные виды деревьев, появляющиеся после вырубок (например, на месте сосняков разрастается береза). Вторичные леса, как правило, обладают меньшим биологическим разнообразием. Выборочные рубки ведут к прореживанию лесов, и они превращаются в редколесье, т. Е. в совершенно иные экосистемы.
Обезлесение тесно связано с опустыниванием и эрозией почв. Ленная растительность защищает почву, если лес свести, то почвы быстро размоются водой, особенно в тропических районах. На многих территориях обезлесение уже привело к полному исчезновению почвенного покрова. Уменьшение площади лесов влечет за собой сокращение запасов биомассы на планете и, а, следовательно, снижает возможности биосферы поглощать углекислый газ, тем самым способствуя усилению парникового эффекта. В конечном итого обезлесение ведет к заметным изменениям климата на локальном, региональном и даже глобальном уровнях
Опустынивание.
Для миллионов людей на планете «опустынивание»- страшное слово. Оно означает деградацию растительности и почвы, сокращение или даже полную потерю их биологической и экономической продуктивности. Опустынивание неизбежно влечет за собой катастрофические неурожаи, падеж скота, пересыхание источников воды, засоление пахотных участков, наступление песков на жилища людей, а в результате - бедность, голод, болезни.
Опустыниванию подвержено около 3,6 млрд. га (территория в три раза больше Европы) засушливых земель нашей планеты.
Проблема опустынивания стала очевидной с начала 70-х гг. ХХ в., после катастрофических засух в зоне Сахеля в Африке.
Опустынивание и засухи часто следуют «рука об руку», и их совместный эффект оказывается особенно губительным. Среди процессов опустынивания особенно выделяют: сокращение растительного покрова, эрозию почв, засоление почв, исчезновение многолетних растений. За свою историю человек превратил в пустыню не менее 1 млрд. г некогда продуктивных земель.
Опустынивание признано одной из глобальных проблем человечества, решение которой требует обьединения всех стран. Поэтому в 1994 г. была принята Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.
Экологическое образование и просвещение.
В России на основании Федерального закона “Об охране окружающей среды” (2002 г.) продолжается работа по формированию системы непрерывного всеобщего экологического образования, просвещения и воспитания населения. На эти цели на федеральном, региональном и местном уровнях выделялись бюджетные и внебюджетные средства. Деятельность в сфере экологического образования и просвещения осуществляется в тесном взаимодействии территориальных органов МПР России и администраций с образовательными учреждениями, общественностью, учреждениями культуры, СМИ.
Экологическое образование (образование в сфере экологии) - непрерывный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной, социальной и техногенной средой, а также на получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности;
Экологическое просвещение (просвещение в сфере экологии) - распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе;
Экологическая культура - система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия человека, общества с окружающей средой.
Цель экологического образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. Цель этого образования - формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.
Принципы экологического образования реализуются в процессе решения следующих задач:
-усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;
-понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;
-овладение знаниями и умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия решений по ее улучшению, способностей предвидеть возможные последствия своих действий;
-развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;
-сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;
-активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
В субъектах Российской Федерации продолжается работа по формированию правовой базы развития экологического просвещения и образования: были приняты законы об экологическом образовании, подписаны указы и постановления глав администраций. Разрабатываются концепции и программы: “Экологическое образование, воспитание и просвещение населения”, информационное и учебно-методическое обеспечение.
Собственная работа.
Экологизация проводится во всех субъектах Российской Федерации с большим или меньшим успехом, что зависит от ряда субъективных и объективных причин. Работа по экологическому образованию и просвещению находит отражение в ежегодных государственных докладах о состоянии и охране окружающей среды субъектов Российской Федерации. Активно ведется просветительская работа в регионах в период проведения Общероссийских дней защиты от экологической опасности. В это время проводятся такие массовые мероприятия, как акции по благоустройству, очистке, посадке зеленых насаждений.
Различные темы экологии не только важны, но и интересны для изучения. Поэтому мы и решили выполнить данную работу.
Мы провели тестирование среди учащихся 8-ых классов школы №180 (протестировано 48 учащихся). Тест составлен на основе начальных знаний по экологии и с учётом различных бытовых ситуаций. Затем в течение месяца мы зачитывали сообщения, проводили беседы по разным экологическим вопросам, старались объяснить, какое важное место занимает эта наука в жизни человека. И по истечению этого срока (месяц) провели повторное тестирование. Результаты тестирования отображены в диаграмме.
Тест.
1.Когда я последним выхожу из комнаты у себя дома, я выключаю свет. Да Нет
2.Когда я чищу зубы, вода льется, пока я не закончу. Да Нет
3.Если во время прогулки я найду у себя в кармане ненужную бумажку,
я брошу её на землю. Да Нет
4.Мы в нашей семье повторно используем или сдаем стеклянные бутылки. Да Нет
5.Когда я вырастаю из своей одежды, я отдаю её кому-нибудь кто меньше
меня. Да Нет
6.Однажды я вырезал свои инициалы на дереве. Да Нет
7.Мне нравится читать книги и статьи из журналов о Земле. Да Нет
8.Когда я пользуюсь дома салфеткой, то она____матерчатая или ____бумажная.
9.Направляясь от дома до работы, я обычно____ еду на велосипеде,____иду
пешком,____еду на автомобиле.
10.Когда я вижу на тротуаре бумагу или другой мусор, я____останавливаюсь
и подбираю его или____не обращаю на него никакого внимания.
11.Дома мы обсуждаем экологические вопросы. Да Нет
12.Я обычно принимаю____душ или____ванну.
13.Я иногда убиваю насекомых ради смеха. Да Нет
14.У меня дома есть вещи, изготовленные из редких и исчезающих растений Да Нет
или из кости и меха редких животных.
15.Когда я хочу пить в летний жаркий день, я долго спускаю воду из
крана, пока она не станет достаточно холодной. Да Нет
16.Когда я мою посуду вода течет всё время. Да Нет
17.Если я собираю цветы, я рву только те цветы, которых много
и которые не охраняются законом. Да Нет
18.Я стараюсь показать хороший пример отношения к окружающей среде. Да Нет
19.Нужена ли экология как предмет в школе. Да Нет
20.Ваши предложения по защите окружающей среды.
Выводы.
По данным проведенных исследований мы составили диаграмму, по которой видно как изменилось отношение учеников к окружающей их среде. Кроме того, 20 вопрос теста предполагал развёрнутый ответ,… Мы считаем, что изучать экологию, искать пути решения глобальных экологических проблем очень важно и нужно. И, возможно, именно наше поколение сделает это!
Заключение.
Экология-это очень важная тема на сегодняшний день. Цели ее совпадают с желаниями многих людей, поэтому мы должны стремиться к внедрению ее во все школы.
Экология также изучает среду, в которой мы живем и её проблемы, она связана со многими другими науками такими, как химия, физика, география, биология, именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания.
Экология прививает дисциплину, любовь и уважение к окружающей природе, что немало важно в наше время.
Список литературы.
Энциклопедический словарь-справочник «Окружающая среда», изд-во Прогресс, М. 1993г.
Учебное пособие фондов Сороса «Окружающая среда и мировое сообщество», Нов-ск.1995 г.