Урок русского языка на тему «Словари — наши помощники» (5–7 классы)
Галашова Оксана Олеговна,
учитель русского языка
МОУ «Университетский лицей»
Словари – наши помощники
Пояснительная записка к уроку
Предмет: русский язык
Тема урока: Словари – наши помощники («Вся вселенная в алфавитном порядке»).
Цель: знакомство с многообразием словарей.
Задачи учителя:
Образовательные:
организовать деятельность обучающихся, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов;
учить пользоваться словарями;
Развивающие:
развивать речь обучающихся;
сформировать потребность в использовании словарей различных типов;
Воспитательная:
прививать чувство любви к великому русскому языку.
Задачи обучающихся:
научиться пользоваться словарями;
узнать, какую информацию можно получить из словарей разных типов;
уметь применять знания на практике.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; работа индивидуальная, в парах, группах, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/569382/, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/urok-igra-v-gostyakh-u-slovarey, http://pedsovet.su/load/28-1-0-41482, https://learningapps.org/myapps.php.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: выставка словарей, карточки / конверты с письмами от словарей – раздаются группам, карточка с таблицами по словарям – у каждого, презентация.
Основные понятия: словарь, словарная статья, этимология, лексикология, орфоэпия, орфография.
Программа:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Учеб. для общеобразоват. учреждений. // Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. -
М.: 2012 - 320с. (Курс рассчитан на 6 часов в неделю, 210 часов в год. Данная тема даётся в конце четвёртой четверти 5-ого класса § 55, раздел «Лексикология и фразеология»).
Или
Русский язык, 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2012. (Курс рассчитан на 5 часов в неделю, 175 часов в год. Данная тема даётся в первой четверти § 28, раздел «Лексика. Культура речи»).
Организационная структура (сценарий урока)
Этап |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность обучающихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые УУД |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (само-опреде-ление ) к уч. деят. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению материала |
1. Вступительное слово: -Здравствуйте! Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. Сегодня вы целый урок будете работать в группах, поэтому столы расставлены необычным для вас образом. Каждая группа имеет маршрутный лист с заданиями, ответы на которые в конце урока вы должны представить классу. В каждой группе должен быть капитан, который распределяет роли, следит за работой каждого члена, заполняет оценочный листок. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку и работе |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности |
Листочки обратной связи |
2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. |
Посмотрите на доску: здесь записаны пары-тройки слов, нужно определить, какое написание верно. президент – призидент – призедент. баловАть – бАловать дипломат – дипломант – составьте предложения, включив данные слова, опираясь на лексическое значение ведьма и невеста – родственные слова? |
Воспроизведение и фиксация ЗУН. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память и т.д.). Попытка самостоятельно выполнить задание. Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия. |
Парная – обсуждение с соседом. Фронтальный опрос мнений |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. |
Устные ответы |
3. Формулирование темы и целей урока. |
Словесно-иллю-стративный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации |
Достаточно ли ваших знаний, чтобы определиться с правильными ответами? Что нам может помочь не ошибиться? Правильно, словари! Сформулируйте тему нашего урока! – Словари - наши помощники! Целеполагание. Формулирование задач, которые предстоит решить на уроке. |
Формулируют тему урока, ставят перед собой цели. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы |
Фронтальная. В парах – обсуждение задач |
Личностные: самоопределение. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация мнения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Устные ответы |
4. Построение проекта выхода из затруднения, самостоятельная работа со взаимопроверкой и взаимооцениванием внутри группы. |
Работа с заданиями на карточках. Выбор способа и средств реализации целей учебного действия для построения выхода из затруднения. |
Групповая работа. Каждой группе дано своё задание, продукт которого в конце урока презентуется классу. Инструкция, алгоритм работы. В конвертах – письма от словарей. После того, как ребята отгадали, с каким словарём им предстоит работать, учитель раздаёт словари группам.
В каждой группе участники получают роли: 1 капитан (следит за работой каждого члена группы, оценивает, представляет результат работы); 1 историк (работает с текстом «История создания словаря», знакомит членов группы с тем, когда был создан этот словарь, сколько видов словаря данного типа существует, кто является авторами таких словарей и т.п.); 1 экскурсовод (работает со словарной статьёй, представляет её основные особенности, приводит примеры); 2 практика (работа непосредственно с заданиями, связанными с назначением словаря). |
Обдумывают ответы на вопросы, понимают недостаточность знаний для полных ответов. Слушают, работают с информацией |
Групповая. Каждый член группы получает свою роль, работает над своим заданием. Доносит до участников группы результаты своей работы, советуется, если возникают затруднения |
Личностные: смыслообразование, освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, обращаются к помощи одногруппников. |
Маршрутные листы |
5. Физкультминутка |
||||||
6. Представление результатов работы, взаимопроверка групп. |
Составление связного рассказа по окончании выполнения разноуровневых упражнений. Обобщение полученных на уроке сведений. |
Учитель организует работу включения в систему знаний и повторения. Помогает обучающимся выявить границы применимости нового знания. |
Выявление и фиксация границ применимости нового знания, умение использовать его в системе ранее полученных знаний. Доведение его до уровня автоматизированного навыка. |
Ученик – группа, группа – ученик, ученик – класс, класс, ученик, ученик – учитель. |
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения, презентуют итоги работы. |
Оценивание работы. |
7. Рефлексия учебной деятельности. |
Заключительная беседа. |
Итак, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где и как вы их будете использовать? Столкнулись ли вы с трудностями на уроке? Что понравилось больше всего? Написание синквейна. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Взаимооценивание, самооценка. |
Рефлексия и оценка учениками собственной деятельности на уроке. Соотнесение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степени их соответствия. Обучающиеся намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки. |
Фронтальная. Индивидуальная / парная / групповая – при написании синквейна. |
Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, самооценка на основе критерия успешности. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, сравнение с образцом, взаимооценивание – осознают правила контроля. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения. |
Листочки обратной связи. |
8. Дом. задание: |
Задание на выбор: Работа с табличкой «Мои домашние словари» или «Что можно узнать из словарей разных типов». Творческое задание: мини-сочинение или сказка «В гостях у словарей». Составить кроссворд или ребусы по теме урока. |
Приложение
Материал для историков и практиков учитель выбирает в зависимости от класса, в котором он даёт урок.
Примерные задания:
1. Узнай слово по его лексическому значению:
- все слова русского языка, словарный состав языка – лексика.
- раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи – морфология.
- описание жизни человека – биография.
- а когда человек сам описывает свою жизнь – автобиография.
- устройство для дыхания человека под водой – акваланг.
- учебное заведение ,где получают начальное, общее, среднее образование – школа.
- прекращение занятий в учебных заведениях на определённое время для отдыха учащихся летом, осенью, зимой и весной – каникулы.
2. Прочитай и проанализируй следующие словарные статьи:
Аккорд, ботфорты, ступа, фиксаж.
3. Игра “Переводчик”. Замени иноязычное слово русским, найди пару.
Сувенир перерыв
Аргумент подарок
Антракт начитанность, глубокие и широкие познания
Эрудиция доводы в процессе доказательства
4. Тест:
1. Как пишется сложное прилагательное в предложении: (Красно) желтые гвоздики смотрелись превосходно.
а) слитно
б) раздельно
в) через дефис
2. В каком слове после приставки пишется буква И?
а) безызвестный
б) сверх...нтересный
в) с.грать
3. Выберите слово с двумя Н ?
а) серебря...(н,нн)ый
б) оловя...(н,нн)ый
в) дли...(н,нн)ый
4. Как пишутся слова (пол)дня, (полу)автомат, (пол)часа).
а) слитно
б) через дефис
в) раздельно
5. Приставка пре пишется в слове
а) (пре, при) открыть
б) (пре, при) забавный
в) (пре, при) школьный
6. Слово деревянный пишется с двумя НН, так как:
а) образовано с помощью суффикса ЯНН
б) является исключением из правила д
в) два Н пишется на стыке двух морфем (.. .Н + Н)
7. Укажите слова с неправильным написанием
а) мориплаватель
б) лесоруб
в) микрорайон
8. В каком ряду все имена прилагательные пишутся с двумя НН?
а) стекля... ый, оловя... ый, деревя... ый
б) мужестве... ый, серебря... ый, деревя... ый
в) дли.. .ый, багря.. .ый, сви.. .ой.
9. В каком слове пишется приставка ПРИ, так как имеет значение близкое к слову «чуть-чуть», «немного».
а) приоткрыть
б) прибить
в) привокзальный
10. Прилагательное (ярко) белый пишется:
а) раздельно
б) слитно
в) через дефис
5. Прочитай вполголоса и укажи ударение. Какие слова можно отметить дважды и почему?
Баррель |
плато |
жалюзи |
договоренность |
Маркетинг |
инсульт |
духовник |
определен |
Сливовый |
таможня |
исповедание |
хлопкопрядение |
Кухонный |
мениск |
каталог |
винокурение |
Скаредный |
оксюморон |
осмысление |
хлебопечение |
Иконопись |
дефис |
амнезия |
иконописец |
Праотцы |
депорт |
апостроф |
осведомление |
Мученичество |
агент |
алфавит |
изобретение |
Древко |
табу |
обеспечение |
ворожея |
Иночество |
пуловер |
некролог |
газопровод |
Крашение |
мытарство |
договор |
сосредоточение |
Средства |
ходатайство |
поделенный |
приобретение |
Ухарство |
намерение |
верховенство |
шизофрения |
Оборотень |
отзыв (депутата) |
положил |
разновременность |
Свекла |
танцовщик |
индустрия |
синонимия |
Знамение |
упрочение |
принята |
агрономия |
Холодность |
квартал |
гофрированный |
санитария |
Знахарство |
колосс |
документ |
христианин |
Статус |
статут |
баловать |
аристократия |
Катарсис |
партер |
позвонит |
легкоатлет |
Ненависть |
потуги |
нарвала |
асимметрия |
6. «Я начну, а ты продолжи»:
На все руки (мастер).
Смотреть правде (в лицо).
Выносить сор (из избы).
Держать язык (за зубами).
Как корова (языком слизала).
Куда глаза (глядят).
Как ветром (сдуло).
Подбери фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
Ползет, как черепаха.
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
7. “Этимологический микроскоп”. Предлагаются вопросы разного происхождения.
- Почему стол назвали столом?
- Имеет ли луг отношение к югу?
- Почему компьютер называют компьютером?
- Всегда ли портик - “маленький порт”?
Можно выявить не только начитанность, сообразительность, но и умение быстро ориентироваться, с достоинством выходить из затруднительного положения, не унывая при любых обстоятельствах. Вопросы, требующие короткие и остроумные ответы.
- Как вы считаете, являются ли родственными саксофон и саксаул?
- Бывают ли бухты в форме восьмерки?
- Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный?
- Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву е?
- Кем приходится графу графин?
- Чем отличается тапир от тапера?
- Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву о?
- Выскажите предположение, почему в слове трава пишется а?
Сафонова Елена Валерьевна
Валентина