Урок русского языка на тему «Словари — наши помощники» (5–7 классы)

6
2
Материал опубликован 27 May 2017 в группе

Галашова Оксана Олеговна,

учитель русского языка

МОУ «Университетский лицей»

Словари – наши помощники

Пояснительная записка к уроку

Предмет: русский язык

Тема урока: Словари – наши помощники («Вся вселенная в алфавитном порядке»).

Цель: знакомство с многообразием словарей.

Задачи учителя:

Образовательные:

организовать деятельность обучающихся, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов;

учить пользоваться словарями;

Развивающие:

развивать речь обучающихся;

сформировать потребность в использовании словарей различных типов;

Воспитательная:

прививать чувство любви к великому русскому языку.

Задачи обучающихся:

научиться пользоваться словарями;

узнать, какую информацию можно получить из словарей разных типов;

уметь применять знания на практике.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; работа индивидуальная, в парах, группах, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/569382/, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/urok-igra-v-gostyakh-u-slovarey, http://pedsovet.su/load/28-1-0-41482, https://learningapps.org/myapps.php.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: выставка словарей, карточки / конверты с письмами от словарей – раздаются группам, карточка с таблицами по словарям – у каждого, презентация.

Основные понятия: словарь, словарная статья, этимология, лексикология, орфоэпия, орфография.

Программа:

Русский язык. Теория. 5-9 классы Учеб. для общеобразоват. учреждений. // Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. -
М.: 2012 - 320с. (Курс рассчитан на 6 часов в неделю, 210 часов в год. Данная тема даётся в конце четвёртой четверти 5-ого класса § 55, раздел «Лексикология и фразеология»).

Или

Русский язык, 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2012. (Курс рассчитан на 5 часов в неделю, 175 часов в год. Данная тема даётся в первой четверти § 28, раздел «Лексика. Культура речи»).

Организационная структура (сценарий урока)

Этап

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.

Мотивация (само-опреде-ление ) к уч. деят.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению материала

1. Вступительное слово:

-Здравствуйте!

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Сегодня вы целый урок будете работать в группах, поэтому столы расставлены необычным для вас образом. Каждая группа имеет маршрутный лист с заданиями, ответы на которые в конце урока вы должны представить классу. В каждой группе должен быть капитан, который распределяет роли, следит за работой каждого члена, заполняет оценочный листок.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку и работе

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности

Листочки обратной связи

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Посмотрите на доску: здесь записаны пары-тройки слов, нужно определить, какое написание верно.

президент – призидент – призедент.

баловАть – бАловать

дипломат – дипломант – составьте предложения, включив данные слова, опираясь на лексическое значение

ведьма и невеста – родственные слова?

Воспроизведение и фиксация ЗУН. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память и т.д.).

Попытка самостоятельно выполнить задание.

Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Парная – обсуждение с соседом.

Фронтальный опрос мнений

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Устные ответы

3. Формулирование темы и целей урока.

Словесно-иллю-стративный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации

Достаточно ли ваших знаний, чтобы определиться с правильными ответами? Что нам может помочь не ошибиться? Правильно, словари!

Сформулируйте тему нашего урока! – Словари - наши помощники!

Целеполагание.

Формулирование задач, которые предстоит решить на уроке.

Формулируют тему урока, ставят перед собой цели.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная.

В парах – обсуждение задач

Личностные: самоопределение.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация мнения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Устные ответы

4. Построение проекта выхода из затруднения, самостоятельная работа со взаимопроверкой и взаимооцениванием внутри группы.

Работа с заданиями на карточках. Выбор способа и средств реализации целей учебного действия для построения выхода из затруднения.

Групповая работа. Каждой группе дано своё задание, продукт которого в конце урока презентуется классу.

Инструкция, алгоритм работы.

В конвертах – письма от словарей.

После того, как ребята отгадали, с каким словарём им предстоит работать, учитель раздаёт словари группам.

  • Толковый словарь.

    Орфографический словарь и орфоэпический словарь.

    Этимологический словарь.

    Словообразовательный словарь.

    Рекламное агентство – задача этой группы состоит в том, чтобы создать рекламу словарям в целом и каждому словарю по отдельности. Продуктом этой группы будет стенгазета или брошюра. В качестве домашнего задания можно предложить снять небольшой ролик.

В каждой группе участники получают роли:

1 капитан (следит за работой каждого члена группы, оценивает, представляет результат работы);

1 историк (работает с текстом «История создания словаря», знакомит членов группы с тем, когда был создан этот словарь, сколько видов словаря данного типа существует, кто является авторами таких словарей и т.п.);

1 экскурсовод (работает со словарной статьёй, представляет её основные особенности, приводит примеры);

2 практика (работа непосредственно с заданиями, связанными с назначением словаря).

Обдумывают ответы на вопросы, понимают недостаточность знаний для полных ответов. Слушают, работают с информацией

Групповая. Каждый член группы получает свою роль, работает над своим заданием. Доносит до участников группы результаты своей работы, советуется, если возникают затруднения

Личностные: смыслообразование, освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, обращаются к помощи одногруппников.

Маршрутные листы

5. Физкультминутка

 

http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

       

6. Представление результатов работы, взаимопроверка групп.

Составление связного рассказа по окончании выполнения разноуровневых упражнений. Обобщение полученных на уроке сведений.

Учитель организует работу включения в систему знаний и повторения. Помогает обучающимся выявить границы применимости нового знания.

Выявление и фиксация границ применимости нового знания, умение использовать его в системе ранее полученных знаний. Доведение его до уровня автоматизированного навыка.

Ученик – группа, группа – ученик, ученик – класс, класс, ученик, ученик – учитель.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения, презентуют итоги работы.

Оценивание работы.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа.

Итак, что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где и как вы их будете использовать?

Столкнулись ли вы с трудностями на уроке? Что понравилось больше всего?

Написание синквейна.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Взаимооценивание, самооценка.

Рефлексия и оценка учениками собственной деятельности на уроке.

Соотнесение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степени их соответствия.

Обучающиеся намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки.

Фронтальная. Индивидуальная / парная / групповая – при написании синквейна.

Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, сравнение с образцом, взаимооценивание – осознают правила контроля.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения.

Листочки обратной связи.

8. Дом. задание:

 

Задание на выбор:

Работа с табличкой «Мои домашние словари» или «Что можно узнать из словарей разных типов».

Творческое задание: мини-сочинение или сказка «В гостях у словарей».

Составить кроссворд или ребусы по теме урока.

       


 

Приложение


 

Материал для историков и практиков учитель выбирает в зависимости от класса, в котором он даёт урок.

Примерные задания:

1. Узнай слово по его лексическому значению:

- все слова русского языка, словарный состав языка – лексика.

- раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи – морфология.

- описание жизни человека – биография.

- а когда человек сам описывает свою жизнь – автобиография.

- устройство для дыхания человека под водой – акваланг.

- учебное заведение ,где получают начальное, общее, среднее образование – школа.

- прекращение занятий в учебных заведениях на определённое время для отдыха учащихся летом, осенью, зимой и весной – каникулы.

2. Прочитай и проанализируй следующие словарные статьи:

Аккорд, ботфорты, ступа, фиксаж.

3. Игра “Переводчик”. Замени иноязычное слово русским, найди пару.

Сувенир перерыв

Аргумент подарок

Антракт начитанность, глубокие и широкие познания

Эрудиция доводы в процессе доказательства

4. Тест:

1. Как пишется сложное прилагательное в предложении: (Красно) желтые гвоздики смотрелись превосходно.

а) слитно
б) раздельно
в) через дефис

2. В каком слове после приставки пишется буква И?

а) безызвестный
б) сверх...нтересный
в) с.грать

3. Выберите слово с двумя Н ?

а) серебря...(н,нн)ый
б) оловя...(н,нн)ый
в) дли...(н,нн)ый

4. Как пишутся слова (пол)дня, (полу)автомат, (пол)часа).

а) слитно
б) через дефис
в) раздельно

5. Приставка пре пишется в слове

а) (пре, при) открыть
б) (пре, при) забавный
в) (пре, при) школьный

6. Слово деревянный пишется с двумя НН, так как:

а) образовано с помощью суффикса ЯНН
б) является исключением из правила д
в) два Н пишется на стыке двух морфем (.. .Н + Н)

7. Укажите слова с неправильным написанием

а) мориплаватель
б) лесоруб
в) микрорайон

8. В каком ряду все имена прилагательные пишутся с двумя НН?

а) стекля... ый, оловя... ый, деревя... ый
б) мужестве... ый, серебря... ый, деревя... ый
в) дли.. .ый, багря.. .ый, сви.. .ой.

9. В каком слове пишется приставка ПРИ, так как имеет значение близкое к слову «чуть-чуть», «немного».

а) приоткрыть
б) прибить
в) привокзальный

10. Прилагательное (ярко) белый пишется:

а) раздельно
б) слитно
в) через дефис


 

5. Прочитай вполголоса и укажи ударение. Какие слова можно отметить дважды и почему?

Баррель

плато

жалюзи

договоренность

Маркетинг

инсульт

духовник

определен

Сливовый

таможня

исповедание

хлопкопрядение

Кухонный

мениск

каталог

винокурение

Скаредный

оксюморон

осмысление

хлебопечение

Иконопись

дефис

амнезия

иконописец

Праотцы

депорт

апостроф

осведомление

Мученичество

агент

алфавит

изобретение

Древко

табу

обеспечение

ворожея

Иночество

пуловер

некролог

газопровод

Крашение

мытарство

договор

сосредоточение

Средства

ходатайство

поделенный

приобретение

Ухарство

намерение

верховенство

шизофрения

Оборотень

отзыв (депутата)

положил

разновременность

Свекла

танцовщик

индустрия

синонимия

Знамение

упрочение

принята

агрономия

Холодность

квартал

гофрированный

санитария

Знахарство

колосс

документ

христианин

Статус

статут

баловать

аристократия

Катарсис

партер

позвонит

легкоатлет

Ненависть

потуги

нарвала

асимметрия


 

6. «Я начну, а ты продолжи»:

На все руки (мастер).

Смотреть правде (в лицо).

Выносить сор (из избы).

Держать язык (за зубами).

Как корова (языком слизала).

Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).

Подбери фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Ползет, как черепаха.

За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

Топает, как слон.

Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

7. “Этимологический микроскоп”. Предлагаются вопросы разного происхождения.

- Почему стол назвали столом?

- Имеет ли луг отношение к югу?

- Почему компьютер называют компьютером?

- Всегда ли портик - “маленький порт”?

Можно выявить не только начитанность, сообразительность, но и умение быстро ориентироваться, с достоинством выходить из затруднительного положения, не унывая при любых обстоятельствах. Вопросы, требующие короткие и остроумные ответы.

- Как вы считаете, являются ли родственными саксофон и саксаул?

- Бывают ли бухты в форме восьмерки?

- Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный?

- Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву е?

- Кем приходится графу графин?

- Чем отличается тапир от тапера?

- Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву о?

- Выскажите предположение, почему в слове трава пишется а?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень интересный урок!

2 August 2017

Интересная разработка! Спасибо!

11 August 2017