Доклад «Обучение школьников работе со словарями на уроках русского языка и литературы»

2
0
Материал опубликован 22 April 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

сообщение

Составитель: И.С. Гранина,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Бохан, 2019 г

«Словари – это вся вселенная

в алфавитном порядке».

Анатоль Франс,

французский писатель.

 

Все уроки русского языка и литературы построены на работе со словом, со смысловым чтением текста. И работа со словарями – один из эффективных способов познания семантики и грамматики слова, который способствует расширению словарного запаса школьников, формированию знаний об этимологии, правилах написания и произношения слов. Поэтому так много внимания уделяется формированию у обучающихся навыков работы со справочной литературой. Важно помнить, что словарная работа на уроках должна быть тщательно спланированная и хорошо организованная.

     На уроках русского языка и литературы чаще всего мы обращаемся к следующим словарям:

1) Школьный орфографический словарь используют дети на уроках русского языка, когда у них возникают сомнения в написании слов. Считаю, что его необходимо систематически использовать на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса, особенно во время изложений и сочинений (постепенная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ), а также только в 5 классе разрешаю их использовать во время диктантов.

Цель: формирование орфографической зоркости, зрительной памяти, наблюдательности, запоминание формы слова, самоанализ.

Варианты заданий:

Подбор слов из словаря на определённый тип орфограммы (5-10 слов). Например, при орфографической минутке: Классная работа, подберите из словаря 5 слов с удвоенной согласной в корне слова (касса, шоссе, аллея и т.д.);

Поиск новых словарных слов с пропущенными орфограммами;

«Найди ошибку», например, в 5 классе записываю на доске названия всех месяцев, некоторые с ошибками, дети записывают уже исправленные слова по словарям.

«Проверь себя», самопроверка или взаимопроверка словарных диктантов по словарям.

Например, по литературе словарный диктант по терминам – жанрам произведений. И другие.

«В алфавитный порядке» расставить слова (словарные), например, при изучении раздела Графика.

2) Толковые словари (чаще всего «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля) школьники используют при незнании, неполном или неверном понимании значения слова. Например, в 5 и 7 классах при изучении темы «О-Ё после шипящих и Ц» дети спрашивают значение слов жокей, чопорный, трущоба, парчовый. И вообще считают, что жокей – это название кофе (по рекламе…)

Цель: расширение кругозора, обогащение словарного запаса обучающихся, уточнение и коррекция знаний о семантике слова.

Варианты заданий:

Составление и ведение словариков с 5 по 9 класс (1. по литературе ведём словарики терминов и непонятных слов, которые они встречают во время чтения текста. Состоят они из двух столбиков: слово – значение слова по словарю или по учебному приложению; 2. по русскому языку обучающиеся ведут словарики понятий, как этап подготовки к сочинению в 9 классе. Например:

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил поведения.);

«Знаток»; в 5 классе при подготовке к уроку заранее делаю закладки на трудных или незнакомых для детей словах, а в начале уроке назначаю «знатока», который будет работать со словарём и читать значение слов. Каждый урок – новый «знаток». В 7-9 классах дети сами ищут значение слов и комментируют, здесь возможна работа с электронными словарями;

Определите значение слова;

Запишите слово по его значению;

Лексический диктант, диктую слова, а дети записывают их и дают им определение. И другие.

3) Этимологические словари чаще всего используют при изучении раздела Лексика, но на практике работа с происхождением и историей слова проходит намного чаще. Дети часто интересуются возникновением слов, их современных значением, особенно это касается названий телефонов, машин, блюд, устаревших слов. Работа с этимологическими словарями часто провожу во время морфемного разбора при определении корня слова и подбора однокоренных слов. Большинство тем для индивидуальных проектов обучающихся 7-9 классов и работ для НПК «Шаг в будущее» дети выбирают по этимологии. Например:

- «Этимология названий и эмблем автомобилей» Иванов Д. НПК «Шаг в будущее» 1 место в районе;

- «Этимология названий улиц п.Бохан» Кудрявцева А. ИИП;

- «Этимология фамилий моих одноклассников» Шохонова М. ИПП

- «Этимология названий национальных блюд» Бойко В. ИИП;

- «Этимология названий марок и логотипов телефонов» Золхоева А. ИИП;

- «Фамильная этимология» Налётова К. ИИП.

- «Происхождение названий боевых орудий и машин» Кодатенко С., Стариков Н., сообщение. И другие.

На уроках литературы использую работу по этимологии при уточнении значения новых слов или дополнительной информации по уже известным словам. Например, в 5 классе такая работа проходит по сказкам: значение слов кощей, знахарь, ведьма, вещий, кольчуга, околица и другие.

4) Орфоэпические словари (например, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие) обучающиеся используют на уроках русского языка, когда у них возникают сомнения в произношении слов. Такая словарная работа проводится систематически по словам из УМК в конце изучения каждого раздела, также изучая темы «Краткая форма прилагательных, причастий», «Сравнительная степень прилагательных», «Мн.число существительных» и другие. Задания по орфоэпии постоянно входят в промежуточные срезы, а в конце года провожу словарный диктант по орфоэпическому минимуму.

Цель: формирование навыков правильного произношения слов.

Варианты заданий:

Орфоэпические словарные диктанты: расставь правильно ударение, взаимопроверка по словарям.

Сгруппируй слова по месту ударного слога (ударение на 1 слог, 2,3)

Исправь ошибки, проверяя по словарю

Произнеси правильно (работа по цепочке слова произносим)

5) Словообразовательный словарь («Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова) обучающиеся используют при выполнении морфемного разбора, а также при определении способа словообразования. Чаще использую при изучении разделов «Морфемика» и «Словообразование», темы «Омонимы», по возможности при планировании на уроке морфемных разборов, при проверке самостоятельных работ.

Цель: формирование навыков подбора однокоренных слов, определения способов словообразования.

Варианты заданий:

Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных медвежий, красный, чистый.

«Подбери приставки»: выясните по словарю, какие глаголы можно образовать от глагола идти приставочным способом

От корня –вод - образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Найди приставки, например, по-, под-, подо- в слова походка, подосиновик, подошёл и т.п.

6) Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка», «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова

Цель: формирование у обучающихся стремления к самообразованию, точное употребление слов в соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Варианты заданий:

«Кто быстрее?» Например, выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

 Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

«Кто больше?» Приведите примеры, когда антонимы входят в заглавие произведений.

Найдите в художественных произведениях или небольших текстах антонимы/синонимы/фразеологизмы.

Объясни значение фразеологизмов. Проверьте правильность своих ответов по словарю. И другие.

Словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации