РАДУГА и Я
Автор и художник
Валерия Березовская
Кяхта
2017
Хокку
Радугу вижу
И восхищаюсь тихо…
Могу так же я?..
Огонь
Смотрю на костёр: языки пламени двигаются под музыку ветра, забыв про свой неминуемый финал…
Смотрю и думаю об Агазии и Прометее…
Их история меня потрясла. О ней я узнала, прочитав трагедию башкирского поэта Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!» Сейчас я вам её расскажу.
Это история любви Прометея и Агазии, Земли и Неба. Прометей украл небесный огонь, чтобы соединить его с земным, подарить людям свет и навсегда остаться со своей любимой. Но богиня раздора Эрида старалась заставить людей прогнать Прометея и растоптать огонь, убеждая их, что при свете люди увидят своё уродство. У нее это получилось бы, если Агазия не вспыхнула бы огнём Земли и не осветила людей, показав им всю их красоту, Прометей тоже запылал огнём небесным:
-Пылая всё ярче, Прометей приближается к Агазии. Они стоят вместе. Два пламени сливаются в одно.
Это был не просто огонь. Это был Огонь их Любви друг к другу, который был столь огромен, что осветил все вокруг своим вечным полыханием.
Автор превратил древнегреческий миф в историю любви бессмертного Бога и земной женщины.
Жарки
Жарки на нашем приусадебном участке... Какие они живые, тёплые... Как огоньки пламени на земле. Но сколько в них тоски, грусти по родной полянке.
Это мы их забрали из лесу, уж очень захотелось любоваться ими, не выходя со двора. Это мы их разлучили с лесом, с родным косогорчиком … И теперь они тут, в незнакомом им месте, в нашем огороде.
Каждый год в назначенное природой время они одаривают нас своим недолгим огнём, а потом их облетевшие стебельки торчат , как напоминание о скоротечности красоты…
Иногда я говорю с ними, спрашиваю, что их тревожит. Они, печально опустив свои рыжие головы, рассказывают о своей поляне, о том, как они скучают по ней. Как они одиноки среди огородной зелени…
Частенько меня посещает мысль вернуть их в родной лес, но я сомневаюсь, а приживутся ли они после наших домашних условий ?...
Одуванчики
Странно, больно, обидно наблюдать, как жёлтенький, мягкий, сочный одуванчик превращается сначала в белоголовое, лёгкое облако, а потом в иссохший, жалкий стебелёк.
Так и в жизни розовощёкий бутуз со временем превратится в старенького, сухонького человечка…
Таков закон Природы, таков закон жизни… Всё справедливо, всё гармонично. Парашютики приземлятся и под действием дождя и солнышка превратятся снова в …одуванчики!
Зеленый
Зеленый, зелёный, зелёный… Как я люблю повторять это слово! Зелёный… и я - в сосновом лесу! От чистого, пьянящего воздуха кружится голова, вековые сосны сторожат маленькие сосёнки, которые карабкаются по косогорам. Под мягкими, укрытыми хвоинками шапками прячутся пятачки рыжиков. После удачной грибной охоты даже во сне рыжики, рыжики…
Зелёный… и я глажу тёплый, гладкий полосатый …ну-ну… арбуз!!! Блаженство. Сладкий сок течёт по подбородку, шее, рукам... Хочется ещё и ещё.
Зелёный… и я вижу зелёного, смешного, глядящего на меня с мольбой и вызовом: « Ну, купи, а!» …попугая. 15 тысяч!!! Сколько??? И мне его не купили …!
Пусть на моей Планете будет как можно больше зеленого!
Зелёных бескрайних лесов, без страшных следов после посещения человека, зелёных полей, засеянных злаками, ухоженных и обширных! Зелёных полян, усеянных душистыми и яркими цветами с разноцветными бабочками.
Я и небо
Небо… Какое оно разное… Боюсь ночного неба! Маленький, одинокий, смешной человечек и огромное, холодное ,ночное небо. А миллиарды звезд издевательски подмигивают, дразня своим мертвенным завораживающим сиянием.
Когда я была совсем маленькой, очень почему-то боялась Луны. Она мне казалась живой……
Люблю, обожаю летнее дневное небо! Особенно когда лежишь на спине в траве, раскинув руки, усталый, довольный, а рядом – полный туесок земляники. Рука невольно тянется за ягодкой, глаза слипает сладкий сон… И то ли в полудрёме, то ли наяву видишь, как по бездонному небу проплывает белый добрый пудель, а за ним плавно движутся розовые лошадки….. А вот голубой котёнок играет с пушистым, мягоньким клубочком. За ним наблюдает сказочная белая птица с огромными расправленными крыльями. И даже не замечаешь, как явь переходит в сон. Глаза медленно закрываются, и вот ты уже спишь. И во сне сам начинаешь кружиться, летать и обниматься с небесными облачными друзьями.
Байкал
Пять лет я учусь в Детской Школе Искусств на художественном отделении. После долгого поиска себя я наконец-то нашла то, что мне интересно, что у меня получается. После безуспешного попадания в такт музыке на уроках танцев, после страха сломать ноги на шпагате я с радостью , как только закончатся уроки в основной школе, бросаю рюкзак с учебниками, , наскоро пообедав, беру папку с пастелью, пеналом и акварельной бумагой и бегу в свою старенькую двухэтажную школу, где меня ждут натюрморты, пейзажи, портреты, композиции…
На одном из уроков композиции была интересная тема: «Мифы и легенды Байкала». Их очень много, но меня заинтересовала легенда о Пламенном Драконе. Слушайте…
По одной из легенд создателем Байкала был Пламенный Дракон. Он появился на закате, сверкая огненной чешуей, восседая в колеснице из чистого золота. Опустившись на землю, Дракон махнул своим огненным хвостом и от удара земля раскололась. Махнул еще раз, и лед на вершинах гор растаял, мощнейшими потоками обрушившись вниз и заполнив расщелину до краев. Возле появившегося озера мгновенно все покрылось зеленью, птицы запорхали над прозрачной водой, весело забегали звери. Посмотрев на созданное чудо, Дракон вошел в озеро и опустился на его дно. Но каждые 120 лет он выходил на поверхность, и люди устраивали в честь него великие празднества. Один раз люди забыли о том, что Дракон должен явиться. Тогда Пламенный Дракон разгневался и залил водой всю землю от края до края. Позже появились другие племена, иные народы, но никто больше не слышал о Драконе. В напоминание о нем осталось только озеро – Байкал.
Как часто живопись и слово помогают друг другу…
Читаю что-то интересное, завораживающее и хочется немедленно взять кисть и краски и выплеснуть на бумагу то, что появилось в воображении… быстрее, быстрее, пока они не исчезли. Вот так появилась картина Байкал, как напоминание о Пламенном Драконе…
Багульник
Жаркий, солнечный день. Покоряю очередную вершину и вижу справа внизу ... фиолетовое море! Это цветет багульник. Лёгкий ветерок колышет его цветы, как волны, и, кажется, что это фиолетовое цунами вот-вот меня накроет. Красота! Я сбегаю вниз, купаюсь в весеннем фиолетовом море:
Я не дышу, а пью благоуханье
Моей земли…
На ум приходят эти слова…
Так хочется унести с собой хоть кусочек этой фиолетовой красоты!
Я веточка за веточкой рву огромный букет и, счастливая, направляюсь к бабушке, предвкушая её радость.
Бабушка, как всегда, на кухне, на столе огромной горкой лежат пирожки!
- С луком и яйцом?! – спрашиваю я и протягиваю лесной букет.
-Ничего лучшего не могла придумать?! – нахмурилась бабушка.
- Ты о чём? Что не так? – удивилась я.
-Зачем ты сорвала эти цветы? Этого делать нельзя! - воскликнула она.
-Но они ведь такие красивые! Я очень хотела показать их тебе, – прошептала я.
-Не тобой посажены, не тобой сорваны,– твёрдо и сердито сказала бабушка.
Я поняла, что провинилась и молча опустила голову.
-Эти цветы очень красивые, но их место в лесу. Ими надо любоваться, а не рвать их,- добавила бабушка и поставила букет в вазу. Вечером и мама прочитала мне целую лекцию, показала статью из Красной книги…
Багульник я больше не рву. А в кухне над обеденным столом висит любимый бабушкин натюрморт с багульником. Тем самым…
Часть 2
Побег в мир грёз
Каждое утро господин М. вставал в 6:30, умывался, чистил зубы, завтракал и шел на работу. Работа у него не самая интересная, даже, можно сказать, скучная. Придя на службу, он, едва слышно, приветствовал коллег, а затем тихо, как мышка, прошмыгивал в свой кабинет. Кабинет у него был вполне обычный: небольшой письменный стол, деревянный стул, старый шкаф, на полках которого лежали книги и документы. В кабинете было одно небольшое, но светлое окно. Войдя в кабинет, он ставил свой портфель на стул, снимал пальто и, аккуратно повесив его, садился за стол. Он хорошо выполнял свою работу, хотя и делал это без удовольствия. Он почти никогда не покидал своего кабинета в течение всего рабочего дня. Стрелки на старых часах вяло и лениво ползли к заветной цифре.
В 18:00 господин М. заканчивал свою работу и шел домой. Квартира у него была небольшая, но уютная. Зайдя домой, он переодевался, разжигал камин и садился ужинать. После ужина он шел в гостиную, брал книгу, утопая в мягком кресле у камина, и … начинал читать. Читал он обычно чуть больше часа, а затем, держа закрытую книгу в руках, наблюдал за огнем в камине, медленно погружаясь в свои мысли. Так он мог сидеть часами, думая о своей жизни и том, какой она могла бы быть. Когда он начинал мечтать, на его лице появлялась странная блаженная улыбка. Глядя неотрывно на колеблющиеся языки пламени, он видел причудливые замки, огнедышащих драконов, танцующие женские силуэты... Он, не вставая с кресла, был то рыцарем, то королем, то разбойником, то укротителем драконов. Его мечты и фантазии отличались только тем, с каким настроением он садился в свое волшебное кресло. Если день был особенно безрадостным и монотонным, его грезы были мрачными и трагичными, но он продолжал мечтать, чтобы отвлечься от жестокой реальности. А когда на душе у него было легко и приятно, мечты приобретали яркие и сочные краски. Хотя рабочие дни были рутинными, фантазии каждый день были разными. Они не были роскошными, скорее уютными. Он погружался в мечты не для того, чтобы хотя бы там жить роскошно и красиво, а для того, чтобы создать волшебную сказку, где его разум и чувства отдыхали от скучной жизни. Его мечты имели довольно простой сюжет, но они были необычными и интересными. Он был счастлив, и его вполне устраивала такая монотонная, но уютная жизнь, поэтому его мечты были такими же спокойными, как его жизнь, но более интересными и сказочными...
Мы смотрим на людей и видим лишь внешнюю оболочку, иногда футляр или кокон, мы считаем их серыми, неинтересными, не стоящими нашего внимания и понимания. Между тем их внутренний мир ярок, интересен и индивидуален. И если когда-нибудь подойти и погладить их согбенные плечи, заглянуть в их глядящие в себя глаза, как знать, может быть, из кокона выпорхнет бабочка и ошеломит нас своими радужными дивными крыльями! И не всегда стоит судить человека по обложке. Быть может, душа его - полная противоположность серому футляру, в котором она прячется, защищая свои яркие и сочные краски от скучной и жестокой реальности…
Садварий Жанна Владиславовна