12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Байкова79



Многофункциональное пособие «Радуга-дуга»

t1610991588aa.png

Данное пособие мы разрабатывали, изготавливали и апробировали вместе с родителями.

Сделано пособие из куска ламината, который вырезан в форме полукруга. Этот полукруг закреплен на стойке. Обклеена игра яркой клейкой лентой, устойчивой к выгоранию на солнце. Внизу, справа и слева от стойки прикреплены атласные ленточки соответствующих цветов. Внизу лент пришиты липучки. Остатки цветных лент разрезаны на кусочки равных размеров, обработаны огнем и к ним с изнаночной стороны тоже прикреплены липучки. С лицевой стороны к кусочкам лент прикреплены разные картинки соответствующие задачам занятия. Изготовление данного пособия не составило большого труда. С помощью кусочков лент решается вопрос сменности материала. Пособие получилось ярким, устойчивым и интересным.

Помимо того, что пособие направлено на развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки, с помощью него можно решать следующие коррекционные задачи:

- формирование знаний об основных цветах,

- формирование знаний об основных цветах спектра,

- формирование представлений о форме и величине предмета.

Кроме того, данное пособие может использоваться:

- для автоматизации звуков,

- для дифференциации звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости.

Отбирая материал для пособия, старалась выполнить несколько задач. Если основная задача – закрепление правильного произнесения звука в словах, то попутно решалась проблема активизации словарного запаса, закрепления словоизменения и словообразования, овладения навыками звукового и слогового анализа. Пособие может использоваться в занятиях с детьми 5-6 лет.

Особенности предъявления пособия.

Оборудование: макет радуги, предметные картинки на цветных лентах с липучками, цветные ленточки для выкладывания последовательности радуги, сигнальные карточки с изображением фигур.

Формирование знаний о цветах радуги с помощью многофункционального пособия «Радуга – дуга».

Педагог предлагает рассмотреть Радугу, пока она путешествовала и пришла к ребятам, растеряла разноцветные кусочки. Педагог предлагает помочь Радуге – собрать кусочки и прикрепим к ленточкам так, что бы все цвета совпали.

Второй вариант:

Детям предлагается внимательно посмотреть на Радугу и сказать, что не так (пока Радуга путешествовала, на концах лент перепутались цвета). Надо помочь Радуге, сделать так, чтобы все цвета вернулись на свои места.

Когда дети справятся с работой, можно предложить им назвать все цвета радуги в стихотворной последовательности: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Формирование представлений о форме и величине предмета с помощью многофункционального пособия «Радуга – дуга».

Детям предлагается справа от стойки прикрепить, учитывая цвет ленты, все круги, а слева все квадраты. На первых занятиях справа и слева от стойки на столе можно положить опорные карточки с изображением этих фигур. Точно так же предъявляются задания с овалами, прямоугольниками, треугольниками. Фигуры выбираются по усмотрению педагога. Затем предлагается, например, справа от стойки прикрепить, учитывая цвет ленты, маленькие квадраты, а слева от стойки прикрепить большие треугольники.

Усложнить задание можно с помощью схем. Детям предлагается прикрепить фигуры справа и слева с помощью схем. Кто первый выложит без ошибок, тот и победил (Приложение № 3).

Автоматизация звуков с помощью многофункционального пособия «Радуга-дуга».

Детям предлагается на этапе изолированного произнесения вызванного звука «проехать» пальцем по разноцветным дорожкам Радуги и произнести звук, например, С- С- С- С или Ш-Ш-Ш-Ш. Для усложнения задания можно предложить проехать справа налево или слева направо. Это же задание можно предлагать при автоматизации звука в слогах.

На этапе автоматизации звука в словах предлагается выбрать и закрепить на концах лент, в соответствии с цветом, картинки со словами на данный звук, кто быстрее справиться, получает фишку.

Далее, детям можно предложить поиграть с картинками, прикрепленными к Радуге, в следующие игры: «Живое – не живое», «Что перед, что за», «Один – много», «Скажи ласково», «Посчитай до 5, 7», «Закончи предложение», «Отгадай загадку», «Что изменилось», «Что пропало», «Составь предложение» и другие [4, c. 22]. При этом стимулировать ответы можно с помощью фишек – за каждый правильный ответ дается фишка, выиграет тот, кто наберет больше фишек.

Дифференциация звуков по твердости, мягкости с помощью многофункционального пособия «Радуга – дуга».

Детям предлагается найти картинки, например, со звуками «Л» и «ЛЬ» в словах и прикрепить их к Радуге таким образом: слева от стойки слова со звуком «ЛЬ», справа со звуком «Л». Один ребенок ищет слова со звуком «ЛЬ», второй ребенок со звуком «Л». Кто первый правильно выполнит задание - получает фишку. На первых занятиях, чтобы дети не путались, можно положить сигнальные карточки: слева – зеленую, справа – синюю, как обозначение твердости и мягкости в звуковом анализе слова. Так же можно предложить детям подобрать картинки со словами на звуки: «С» и «З», «Ш» и «Ж», «К» и «Г», «Т» и «Д».



Цель пособия: Формирование знаний об основных цветах, формирование знаний о цветах радуги, формирование представлений о форме и величине предмета.

Автоматизация звуков в словах, фразах, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево), формирование знаний по лексическим темам, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: деревянная цветная радуга, предметные картинки, подобранные к теме занятия, с липучками на ленточках разного цвета.

Ход игры: В игре может участвовать 2 игрока. Перед детьми выставляется объемная радуга на стойке. Взрослый выкладывает картинки с липучками, которые наклеены на кусочки ленты всех цветов радуги. Надо прикрепить к радуге картинки так: справа от стойки прикрепляет первый участник игры и слева от стойки – второй участник игры, правильно ориентируясь в цветах радуги. Для того, чтобы дети не путались, первое время можно положить сигнальные карточки: справа – синюю, слева – зеленую, как обозначение твердости и мягкости звуков или сигнальные карточки фигур и т.д. Выигрывает тот, кто соберет быстрее свою радугу и получит больше фишек за быстро выполненное задание, каждое правильно произнесенное слово или фразу со словами на заданный звук. Для развития речи можно использовать фразу: «На красную ленточку слева я креплю…» и т. д.





t1610991588ab.jpg



t1610991588ac.jpg



t1610991588ad.jpg











5



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 18.01.21 в 20:54 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта работы!
Панов Егор Игоревич, 19.01.21 в 03:36 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.