Материал к уроку географии в 11 классе «Равновесие в развитие стран Африканского континента»
Автор: Ковалева Г.В. учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4 Воронежской области.
Класс: 11Б
Раздел: Регионы и страны.
Тема 4. Равновесие в развитие стран Африканского континента
Тип урока: лекция (фрагмент урока).
Цель: изучить уровень жизни африканского народа.
Задачи:
- узнать, как живет население в разных регионах страны;
- обсудить проблему низкого экономического развития и плохих условий жизни;
- возможные пути решения африканских проблем.
Оборудование: политическая карта мира, компьютер, проектор, экран.
Африканский континент приютил множество всевозможных государств и различных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и разными взглядами на жизнь. Люди живут, придерживаясь своих правил быта, традиций, культуры, которые сложились несколько столетий назад, которые дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Все это интересно и познавательно, но хорошо ли людям жить в таком мире и почему их развитие так отстает от всего мира?
На сегодняшний день остро стоит проблема слабого развития многих стран Африки, это одна из главных проблем континента и тяжелый балласт для экономики всего мира. Люди стремятся избавиться от экономического барьера между высоко и низко развитыми государствами. Задачи преодоления экономической и экологической отсталости приобрели в странах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные и разнообразные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме страны ЮАР) обладали слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Капиталы, необходимые для подъема экономики, отсутствуют. Зарубежные корпорации, учитывая политическую нестабильность на континенте, воздерживаются от крупных инвестиций в африканскую экономику.
Благодаря помощи ООН были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, удалось снизить детскую смертность, но это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия (воспроизводство население самое высокое в мире). Из 30 самых бедных стран мира 22 находятся на Африканском континенте. Значительная часть их населения не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и сельских населенных пунктах, лишенных канализации, хронически недоедает, антисанитария. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада и др. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов. Проблема беднейших государств Африки в последнее десятилетие все больше превращается в глобальную и международную проблему.
С одной стороны, эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. Внутренние ресурсы для модернизации у них отсутствуют. Не сложился и социальный слой, способный стать ее движущей силой.
С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества. Гражданские войны, перевороты, вооруженные столкновения становятся обычным явлением. Остро стоит проблема беженцев и эмигрантов из зон социального бедствия и районов межэтнических конфликтов. Страны, охваченные хаосом, в которых отсутствует сильная центральная власть, притягивают внимание международных преступных синдикатов. Они используют их территорию для производства наркотиков. Там создаются базы экстремистских и террористических организаций. Из-за слабости системы медицинского обслуживания населения, его безграмотности в вопросах гигиены эти государства являются очагами возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний.
Преодоление этих трудностей требует совместных усилий самих народов Африки, государств Запада и международных организаций. Ведущие страны Запада избегают вкладывать свои средства в африканские государства. Им направляется лишь 7 % инвестиций, предназначенных для стран Юга. Инвестирование в страны Азии, обладающие дешевой и квалифицированной рабочей силой (Китай, Индия и другие), приносит в 10 раз больше прибыли.
Африканскому континенту не обойтись без помощи других частей света. Необходимо объединиться странам самой Африки, прекратить войны и начать оказывать друг другу помощь, вступив в прочный союз, и добиваться взаимовыгодной помощи от других частей света, однако такой ход событий маловероятен, так как у всех свои интересы и что выгодно одному, невыгодно другому. В дальнейшем экономическая и экологическая ситуации в Африке станут только хуже, это перельется из проблемы самой Африки в проблему всего человечества.
2. Что делать с Африкой?
Все проблемы континента тесно связаны между собой, их началу служит экономическая отсталость.
Основой экономического роста должны стать инфраструктурные проекты.
Что делать?
Чтобы добиться экономического суверенитета, нужно выйти на международные рынки частного капитала, но глобальные банки запрещают инвестировать в африканские страны из денег частных клиентов.
Выход есть!
- Нужно выйти на международные рынки частного капитала, это позволит получить деньги, потому что инвестор готов вкладывать в Африку;
- Должны развиваться государственные корпорации в африканских странах — только так можно достичь, чтобы большая часть дивиденда или природной ренты оставалась в стране;
- Должны создаваться суверенные фонды — это позволяет сконцентрировать таланты управления и политическую волю, руководства страны в одном институте, который может выбирать, куда инвестировать суверенные деньги.
Все выше перечисленное приведет к развитию экономического положения и поднятию уровня жизни на континенте. Если не решить проблему Африки, то скоро она станет огромным балластом для всего человечества.
(Приложение)
Источники информации:
1. https://studopedia.net/18_69050_strani-tsentralnoy-i-yuzhnoy-afriki.html - Страны Центральной и Южной Африки; Страны Центральной и Южной Африки;
2. https://trojden.com/books/world-history/world-history-11-class-zagladin-base-level-2014/58 - Учебники по всемирной истории. (СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ);
3. https://trojden.com/books/world-history/world-history-9-class-zagladin-2014/26 - Учебники по всемирной истории. (АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ).
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Язенина Ольга Анатольевна