Конспект урока русского языка на тему «Употребление Ь и Ъ» (5 класс)
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.) в 2-х частях, 2019 г.
Тема урока: Употребление букв Ъ и Ь
Тип урока: обобщение и систематизация изученного
I . Цели и задачи занятия
Совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов.
Задачи:
• систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении морфемики и морфологии;
• повторять правописание слов с буквами Ъ и Ь в разных функциях и в разных частях речи;
• учить определять зависимость своего выбора правильного написания слов от совокупности данных условий;
учить анализировать языковой материал и обобщать его в форме опорных записей (таблицы).
II. Планируемые результаты урока:
Личностные:
- умения самоконтроля;
Предметные результаты:
Распознавать изученные орфограммы в тексте. Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных Ъ и Ь);
группировать слова с буквой Ь в разных функциях;
правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь, графически обозначать условия выбора верных написаний;
соблюдать в практике письма изученные орфографические правила.
Морфология. Культура речи. Орфография.
Применять знания о частях речи русского языка, как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные.
Имя прилагательное.
Определять общее грамматическое значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксические функции; объяснять роль прилагательных в речи.
Текст
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, природы, помещения, местности и др.) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведеня искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы, идеи)
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
* выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых процессов и явлений;
* устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
* классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
* использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
* формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
* принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
* уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
* ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
* самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Морфология. Культура речи. Орфография.
Буквы Ъ и Ь.
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные.
Текст
- Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)
III. Краткое учебное содержание (I (II,III, IV) – этап урока; 1 (2,3,4,5) – виды деятельности + задачи урока)
I. Мотивационно-целевой этап:
1. Проверка домашнего задания (упр. 764): 1) выборочная проверку орфографии — употребление Ь во всём упражнении. Найти слова с названной орфограммой, определить, в какой морфеме она находится, сделать вывод, в каких случаях необходимо дополнительно определить часть речи. Фиксируются в опорной записи выводы учащихся.
Прочитать тему § 123, обосновать включение в тему правописания разделительного Ь и определить учебную задачу урока повторения.
II. Актуализация опорных знаний:
Организуем анализ опорной записи, в которой фиксировались случаи употребления / неупотребления букв Ъ и Ь, просим просмотреть запись орфограмм на форзаце учебника и выделить те из них, которые не назывались.
Учимся сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях: Организуем выполнение упр. 771 на классификацию по существенным признакам и распределение слов с разделительными Ъ и Ь.
Организуем слуховой выборочно-распределительный диктант с последующей проверкой.
Задание: распределить существительные в два столбика, сделать вывод, от чего зависит написание буквы Ь на конце слов (в каком из столбиков возможна дальнейшая группировка).
Материал для диктанта: Оказать помощь, родная дочь, солнечный луч, нет луж, острый меч, красивая речь, хороший врач, боевой клич, колосистая рожь, из-за крыш, остров сокровищ, непозволительная роскошь, тихий плач, уйти в полночь, маленький ёж, много тысяч, охватила дрожь.
Организует проведение слухового диктанта с графическим пояснением изученных орфограмм и творческим заданием завершить текст.
Материал для диктанта: Воздух свеж, прозрачен и чист. Луч солнца пробивается из-за верхушек высоких елей. Он не горяч, но свет от него расходится по лесу. Выходишь на полянку и...
Учимся синтезировать и обобщать
З-е : составьте алгоритм написания Ъ и Ь
Когда пишем Ъ? Приведи примеры. Обозначь графически |
Когда после приставок не пишем Ъ? Приведи примеры |
Когда пишем Ь? Приведи примеры. Обозначь графически |
Когда Ь не является разделительным? Приведи примеры |
|
|
|
|
Комплексная работа с текстом: Упр.772. Списать, графически обозначить орфограммы на месте пропусков. Дать толкование словам «мелководье», «котомка». Сформулировать вопросы друг к другу по содержанию текста (Пример: почему «я был так напуган»?)
Диагностика достижения планируемых результатов:
Выполнить тест: В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1.паял(..)ник, пустош (..), из чащ (..)
2 вскач(..), пустош (..), гуаш (..)
3. найдеш(..), почтал (..) он, могуч (..)
4. выбираеш(..), плющ (..), ноч(..)
5. Выдача домашнего задания по выбору учащихся: составить текст из 5-7 предложений, используя 10-12 слов на изученную орфограмму «Употребление букв Ъ и Ь» или составить словарный диктант из 20 слов «Употребление букв Ъ и Ь».
IV.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации (создание монологического высказывания на основе актуализированного знания)
Дополнительные задания:
Составить «орфографический» текст с включением как можно большего количества слов с Ь и Ъ. (Например: Из-за крыш не видно туч. Но дождь идёт всю ночь, и на улице много луж.)
Вид творческой работы (сочинение, сжатое изложение с элементами рассуждения, цитированием), презентация) и название творческой работы |
Что получилось полностью/частично/не получилось совсем? Совет: обозначь символами +/- из списка, данного ниже
|
Постарайся понять и назвать причину (-ы) затруднений при выполнении задания (причину невыполнения задания) Совет: Чтобы найти причину затруднений, еще раз перечитай свой ответ во втором столбце таблицы Дневника
|
Совет, который ты можешь дать самому себе, чтобы добиться успеха при выполнении подобных заданий. |
Вопрос, который ты бы хотел задать учителю, чтобы избежать трудностей при выполнении практических заданий. |
|
1. Понятен ли замысел (цель, задачи) работы? 2. Составлен ли план (проект) работы? (+/-) 3. Найдены ли ВСЕ источники информации для выполнения работы; 4. Нашел ли ты (есть ли у тебя): -памятка, - примерный образец, - схема, - опорная таблица, - алгоритм выполнения работы |
|
Если не получается, то я могу обратиться к … Если я хочу добиться результата самостоятельно, то мне нужно составить…/ найти в …/прочитать в…/ попросить помощи у… |
Могу ли я… (выполнить работу заново, более качественно, и исправить свою оценку?) и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Виды организации деятельности на уроке.
1. Комплексная работа с текстом (упр. 772);
2.Иинтеллектуально-лингвистические упражнения (упр. 771; упр.773);