12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабенко Любовь Александровна48
Россия, Московская обл., Химки

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.) в 2-х частях, 2019 г.

Тема урока: Употребление букв Ъ и Ь

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

I . Цели и задачи занятия

Совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов.


 

Задачи:

систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении морфемики и морфологии;

повторять правописание слов с буквами Ъ и Ь в разных функциях и в разных частях речи;

учить определять зависимость своего выбора правильного написания слов от совокупности данных условий;

учить анализировать языковой материал и обобщать его в форме опорных записей (таблицы).

II. Планируемые результаты урока:

Личностные:

- умения самоконтроля;

 

 

Предметные результаты:

Распознавать изученные орфограммы в тексте. Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных Ъ и Ь);

группировать слова с буквой Ь в разных функциях;

правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь, графически обозначать условия выбора верных написаний;

соблюдать в практике письма изученные орфографические правила.

Морфология. Культура речи. Орфография.

Применять знания о частях речи русского языка, как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи для решения практико-ориентированных учебных задач.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные.

Имя прилагательное.

Определять общее грамматическое значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксические функции; объяснять роль прилагательных в речи.

Текст

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, природы, помещения, местности и др.) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведеня искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы, идеи)

 

 

Метапредметные результаты:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

* выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых процессов и явлений;

* устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

* классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

Базовые исследовательские действия:

 

 

* использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

* формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Совместная деятельность:

* принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

* уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

* ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

* самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Эмоциональный интеллект:

- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

- регулировать способ выражения собственных эмоций;

- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;

- проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

 

 

Предметные результаты

Морфология. Культура речи. Орфография.

Буквы Ъ и Ь.

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные.

Текст

- Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)


 

III. Краткое учебное содержание (I (II,III, IV) – этап урока; 1 (2,3,4,5) – виды деятельности + задачи урока)

I. Мотивационно-целевой этап:

1. Проверка домашнего задания (упр. 764): 1) выборочная проверку орфографии — употребление Ь во всём упражнении. Найти слова с названной орфограммой, определить, в какой морфеме она находится, сделать вывод, в каких случаях необходимо дополнительно определить часть речи. Фиксируются в опорной записи выводы учащихся.

 

Прочитать тему § 123, обосновать включение в тему правописания разделительного Ь и определить учебную задачу урока повторения.

II. Актуализация опорных знаний:

Организуем анализ опорной записи, в которой фиксировались случаи употребления / неупотребления букв Ъ и Ь, просим просмотреть запись орфограмм на форзаце учебника и выделить те из них, которые не назывались.

Учимся сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях: Организуем выполнение упр. 771 на классификацию по существенным признакам и распределение слов с разделительными Ъ и Ь.

t1697878465aa.gif

Организуем слуховой выборочно-распределительный диктант с последующей проверкой.

Задание: распределить существительные в два столбика, сделать вывод, от чего зависит написание буквы Ь на конце слов (в каком из столбиков возможна дальнейшая группировка).

 

Материал для диктанта: Оказать помощь, родная дочь, солнечный луч, нет луж, острый меч, красивая речь, хороший врач, боевой клич, колосистая рожь, из-за крыш, остров сокровищ, непозволительная роскошь, тихий плач, уйти в полночь, маленький ёж, много тысяч, охватила дрожь.

 

Организует проведение слухового диктанта с графическим пояснением изученных орфограмм и творческим заданием завершить текст.

Материал для диктанта: Воздух свеж, прозрачен и чист. Луч солнца пробивается из-за верхушек высоких елей. Он не горяч, но свет от него расходится по лесу. Выходишь на полянку и...


 

Учимся синтезировать и обобщать

З-е : составьте алгоритм написания Ъ и Ь

Когда пишем Ъ? Приведи примеры. Обозначь графически

Когда после приставок не пишем Ъ?

Приведи примеры

Когда пишем Ь? Приведи примеры. Обозначь графически

Когда Ь не является разделительным? Приведи примеры

 

 

 

 

 

Комплексная работа с текстом: Упр.772. Списать, графически обозначить орфограммы на месте пропусков. Дать толкование словам «мелководье», «котомка». Сформулировать вопросы друг к другу по содержанию текста (Пример: почему «я был так напуган»?)

t1697878465ab.gif

Диагностика достижения планируемых результатов:

Выполнить тест: В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1.паял(..)ник, пустош (..), из чащ (..)

2 вскач(..), пустош (..), гуаш (..)

3. найдеш(..), почтал (..) он, могуч (..)

4. выбираеш(..), плющ (..), ноч(..)

5. Выдача домашнего задания по выбору учащихся: составить текст из 5-7 предложений, используя 10-12 слов на изученную орфограмму «Употребление букв Ъ и Ь» или составить словарный диктант из 20 слов «Употребление букв Ъ и Ь».

IV.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации (создание монологического высказывания на основе актуализированного знания)

 

Дополнительные задания:

Составить «орфографический» текст с включением как можно большего количества слов с Ь и Ъ. (Например: Из-за крыш не видно туч. Но дождь идёт всю ночь, и на улице много луж.)


 

 

Вид творческой работы (сочинение, сжатое изложение с элементами рассуждения, цитированием), презентация) и название творческой работы

Что получилось полностью/частично/не получилось совсем?

Совет: обозначь символами +/- из списка, данного ниже

 

 

Постарайся понять и назвать причину (-ы) затруднений при выполнении задания (причину невыполнения задания)

Совет: Чтобы найти причину затруднений, еще раз перечитай свой ответ во втором столбце таблицы Дневника

 

Совет, который ты можешь дать самому себе, чтобы добиться успеха при выполнении подобных заданий.

Вопрос, который ты бы хотел задать учителю, чтобы избежать трудностей при выполнении практических заданий.

 

1. Понятен ли замысел (цель, задачи) работы?

2. Составлен ли план (проект) работы? (+/-)

3. Найдены ли ВСЕ источники информации для выполнения работы;

4. Нашел ли ты (есть ли у тебя):

-памятка,

- примерный образец,

- схема,

- опорная таблица,

- алгоритм выполнения работы

 

Если не получается, то я могу обратиться к …

Если я хочу добиться результата самостоятельно, то мне нужно составить…/ найти в …/прочитать в…/ попросить помощи у…

Могу ли я… (выполнить работу заново, более качественно, и исправить свою оценку?) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

IV. Виды организации деятельности на уроке.

1. Комплексная работа с текстом (упр. 772);  

2.Иинтеллектуально-лингвистические упражнения (упр. 771; упр.773);


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.