Урок на тему «Разделительные знаки препинания между частями ССП» (9 класс)
Разделительные знаки препинания между частями ССП
Цели: закрепить знания о структуре ССП и пунктуации в ССП .
Задачи: знать правила постановки запятой в ССП, уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор ССП
1. Разминка. Вставить буквы
Арти(л,лл)ерия, в..н..грет, п..лисадник, р..веранс, с..льдерей, ув..ртюра, хр..стоматия, инт.(л,лл)игенция, об..яние, об..няние, п..риферия, ф..номен, фраз..ология, т..фтели.
2. Новый материал. А) Проанализируй предложения, сделай вывод о знаках препинания в ССП.
1) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.
2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, или перебежит дорогу суслик.
3) Солнце зашло за горы, но было еще светло.
4) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
5) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.
6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
Вывод : …………… …………………………… ……………………………………………… …………
………………………………………………………………………………………………………………………
Б) Внимательно прочитать материал § 16 и отметь недостающие сведения
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Закрепление.
А) упр. 69 –расставь пропущенные запятые, укажи союзы, определи их группу и рольв предложении. Построй схему каждого предложения. Как отличить ПП от СП?
1…………………………………… 2……………………………………. 3………………………
4……………………………………. 5……………………………………..
Б)Продолжи каждое предложение дважды, чтобы получилось:
1) ПП с однородными членами, соединенными союзом и;
2) CCП с тем же союзом,
начерти схемы предложений.
Наступил первый учебный день и ……………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Наступил первый учебный день, и ……………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..
В) упр. 71(по заданию)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Контроль. Тест.
1.В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения?(знаки не расставлены)
А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
В) Свежеет и горы овеваемые морским воздухом принимают лиловые тоны.
Г)Только мысли мечутся и бьются и приветствуют тот непокой.
2. В каком случае перед союзом И нужна запятая?
А) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Г) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
А) Солнце зашло и начало смеркаться.
Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каких предложениях допущена ошибка в пунктуации перед союзом И?
А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.
7. Домашнее задание. § 17, упр. 77.(в тетради)