Сценарий занятия «Прорыв блокады Ленинграда» (Разговоры о важном)

4
0
Материал опубликован 15 March 2023

ПрезентацияPPTX / 1.41 Мб

/data/files/v1678854929.pptx (Презентация)ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Цель: способствовать формированию у обучающихся гуманистических ценностей, любви к своей стране, уважения к героическим страницам ее истории и памяти о подвигах наших предков.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная. Вступительная беседа.

СЛАЙД 1:

Преподаватель: здравствуйте ребята, рада всех вас видеть. Классный час сегодняшний буду проводить вам я. Зубарева Евгения Игоревна. Прошу вас обратить внимание на стихотворение на слайде и предположить, какому событию будет посвящён наш классный час? 2 из 30


Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна -

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.


Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Ольга Берггольц

СЛАЙД 2:

Стихотворение называется «Блокадная ласточка». Да. Вы правы. Мы поговорим сегодня о блокаде Ленинграда, а точнее – о прорыве блокады.

1 из 29


СЛАЙД 3:

Блокадная ласточка – это маленький жестяной значок, на котором изображена ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие жители Ленинграда в ответ на заявление немецкого командования: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».

1 из 28



СЛАЙД 4:

Наша с вами цель – проанализировать жизнь ленинградцев во время блокады Ленинграда

Лучше всего о блокаде говорят даже не слова, не стихи или песни, ни фильмы, а кадры кинохроники той трагедии. Давайте тихонечко их вместе посмотрим.

ВИДЕО 1



https://www.youtube.com/watch?v=Ladroz0kuCQ

10 из 18

СЛАЙД 5:

Перед тем, как мы перейдём к занятию, давайте вспомним хронологию событий блокады Ленинграда

8 сентября 1941 - начало блокады

1 октября 1941 - введение в Ленинграде продовольственных карточек

9 августа 1942 - исполнение в Ленинграде симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В первые недели Великой отечественной войны, которую Шостакович встретил в своём родном городе — Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений и символом блокадного Ленинграда. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть. 9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80 мин., пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города. КАКИЕ ЕЩЕ СИМВОЛЫ БЛОКАДЫ ВЫ ЗНАЕТЕ? (ХЛЕБ, ДНЕВНИК ЛЕНЫ САВИЧЕВОЙ, БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА)

12.01 – 30.01.1943 - операция «Искра» Наступательная операция советских войск, результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда

12. января 1943 - прорыв блокадного кольца

27 января 1944 - снятие блокады

14 мая 1944 - последняя бомбардировка Ленинграда

Ответ: 1 – Е, 2 – В , 3- А, 4 – Б, 5 -Г, 6 – Д, 7 – Ж

5 из 13

СЛАЙД 6:

Многие считают, что помнить об этих событиях должен каждый человек на Земле. Как вы думаете, почему?

3 из 10

СЛАЙД 7:

Ленинград был взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, то есть в самом начале учебного года. Как вы полагаете, что стало со образовательными учреждениями, когда началась блокада? Ответы обучающихся. Обучающиеся могут предположить, что они были эвакуированы, были закрыты, использовались под больницы для раненых и т.д. Педагогу нужно поддержать те ответы, где обучающиеся предполагают, что часть образовательных учреждений всё же продолжила работать.

Действительно, часть образовательных учреждений продолжала работать. В первый год блокады в городе работали 39 школ, занятия в них вели 537 педагогов. На следующий год открылась уже 91 школа (в них работали уже 1477 педагогов). Напомню, что блокада была прорвана лишь 18 января 1943 года. Педагог в блокадном городе имел два плана занятия: один – для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради ребята записывали номер учреждения и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия.

Педагог. Как вы думаете, почему полуголодные педагоги вели занятия для полуголодных ребят в холодных аудиториях или даже в бомбоубежищах?

Ответы обучающихся. Поддерживая возникший обмен мнениями 5 между обучающимися, педагог акцентирует внимание на тех суждениях, в которых высказывается мысль о том, что педагоги тем самым помогали ребятам находить в себе силы противостоять отчаянию, хранить надежду на снятие блокады, оставаться людьми. Педагог. Да и не только образовательные учреждения продолжали работать. Выставки, театральные постановки, концерты, … даже футбольные матчи! В самом первом матче блокадного Ленинграда сыграли ленинградское "Динамо" и команда Н-ского завода (так в военное время называли Ленинградский металлический завод – по сути, это была команда "Зенит"). В том матче динамовцы одержали победу со счетом 6:0. Город старался жить своей обычной жизнью в необычных, экстремальных обстоятельствах.

2 из 8

СЛАЙД 8:

На слайде показаны будни жителей времён блокады. Ваша задача использовать историческую хронику, то, о чём мы с вами поговорили подумать и записать на листах, «Что помогло людям выжить в блокадном городе. Давайте обсудим, что помогло людям выжить в блокадном Ленинграде.

Сделайте акцент не на перечислении личностных качеств (стойкость, сила духа и т.п.), а на более практичном перечислении возможных действий людей, которые помогали им спастись в те страшные дни.

СЛАЙД 9:

На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. Затем каждая группа будет выступать со своими качествами. На защиту каждой группе 1,5 минуты. Мы всё снимем на видео, затем в группе техникума выберем путём голосования ту группу, которая являлась лучшим оратором и наиболее полно перечислило действия людей, которые помогли им выжить в этом ужасе. Победитель получит приз.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

Забота о близких (детях, стариках, больных) – это дает человеку дополнительные силы и позволяет выжить самому; другими словами - когда у человека есть тот, ради которого он живет, ответственность за которого он чувствует сам, это помогает ему выжить самому.

Занятия творчеством – они также дают человеку дополнительные силы и позволяют выжить. Например, один ленинградский профессор в подвале института устраивал со своими коллегами научные дискуссии, а во время исполнения симфонии Д. Шостаковича (помните, мы говорили об этом во время разговора, посвящённого Дню музыки?) зал ленинградской 6 филармонии был заполнен на 100% - видимо, люди ощущали, что все это их спасает, заставляет отвлечься от происходящего вокруг ужаса блокады.

Регулярное выполнение какой-то работы – те блокадники, кто предпочитал оставаться дома в постели, умирали чаще, чем те, кто из последних сил заставлял себя встать и пойти что-то делать; «движение – жизнь» в прямом смысле этого слова.

Ведение дневника – так, 14-летний Дима Бучкин в дни блокады вел такой дневник в блокноте, подаренном ему отцом. Впоследствии он вспоминал «Отец подарил мне этот блокнот со словами: «Фиксируй всё, что видишь. Кто, Димка, если не мы?» Наверное, отчасти это занятие спасало меня, отвлекая от постоянного чувства голода».

Взаимоподдержка – поддерживающие слова, оптимизм, надежды на лучшее, которые люди демонстрировали, вселяли оптимизм и в других, не давали чувству безысходности завладеть мыслями и телом человека.

Ожидание справедливого возмездия мучителям – это также давало людям силы жить дальше, ради правды, ради торжества справедливости.

3 из 5

СЛАЙД 10:

Вы наверняка слышали, что ленинградцы получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов. Действительно, в самое тяжелое время – в конце 1941 года столько хлеба выдавали людям по карточкам. Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – именно те самые 125 граммов в день. Других продуктов почти не было, пока не открыли «Дорогу жизни». - Кто из вас держал в руках или видел этот «ленинградский ломтик хлеба»? - Представьте себе эту норму – легко ли так прожить несколько месяцев? Внимание на экран, посмотрим сюжет об этом.

Видео 2.

​​​​​​​

https://www.youtube.com/watch?v=3chQXH-0fyc


СЛАЙД 10:

5 из 5

Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы. - Почему мы называем подвигом, казалось бы, обычную жизнь ленинградцев?

Трудно понять, как люди могли жить в таких условиях, особенно тяжелыми были зимы 1941-1943 годов. - Что вы чувствуете, глядя на такой кусочек хлеба? - Как блокадному Ленинграду удавалось печь настоящий хлеб и печенья для фронта? При обсуждении педагог подводит обучающихся к мысли, что настоящий подвиг ленинградцы совершали потому, что продолжали жить, продолжали работать, отдавая все силы для фронта, для победы наших солдат над фашистской армией. Люди отказывали себе в последнем – в еде, чтобы защитники города на передовой получали самое ценное – хлеб. Педагог. В то же время, хочу вам напомнить, что после прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Прорыв блокады Ленинграда стал одним из важнейших событий, связанных с переломом в Великой Отечественной войне.









4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.