Сценарий вечера памяти «Подвигу Ленинграда посвящается…» к 80 – летиюсо дня прорыва блокады Ленинграда
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г.Беслан
К 80 – летиюсо дня прорыва
блокады Ленинграда
сценарий вечера памяти
«Подвигу Ленинграда посвящается…»
Организатор: Томаева Ф.М.,
учитель истории и обществознания
2022-2023 уч.год
ВЕЛИКАЯОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1941-1945 годов
«Каждый, защищавший Ленинград,
не просто горожанин, а солдат»
Цели:
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и их подвигах;
- познакомить ребят с понятием блокада.
Развивающие:
- развить выразительность речи при чтении стихов, историческую память школьников, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
- воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Оформление: плакаты «Нормы выдачи хлеба», «Вот они- блокадные 125 граммов».
Методы: словесный, наглядный, практический.
Сценарий.
Звучит песня « Память» (слова Д. Самойлова, музыка М. Таривердиева)
Первый ведущий
Война- жесточе нету слова.
Война- печальней нету слова.
Война- святее нету слова.
(А. Твардовский)
Набатный колокол бьёт на Руси. Свирепое лихо ползет по родной стране. Безмолвная пустыня остаётся позади него. Там кружит ворон да воет ветер, пропахший горечью пожарищ, да шарит по развалинам многорукий иноземный вор…
От моря до моря, не смолкая ни на минуту, гремит стократное Бородино Великой Отечественной войны.
Появляется чтец.
Чтец:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(А. Ахматова « Мужество»)
Звучит голос Левитана: « Внимание! Внимание!Внимание! Говорит Москва! Сегодня в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну».
Второй ведущий.
Тысячи серых танков с крестами на броне рвутся напролом, уничтожая все на своем пути. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, дороги. Всюду кровь, смерть. Каждую минуту смерть уносит жизни молодых, полных сил сыновей, отцов, мужей…
Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева- Кумача « Священная война»:
Вставай , страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Тихо звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева- Кумача)
Третий ведущий.
И встала страна огромная на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы- все встали в строй. В первые дни войны сотни тысяч граждан были призваны в ряды вооруженных сил. Одновременно в стране развернулось широкое добровольческое движение.
Расчеты Гитлера на молниеносную войну не оправдались. По плану «Барбаросса» на весь «восточный поход» отводилось два месяца. Но уже в середине июля 1941 года враг терял в среднем 4 тысячи человек в день, во второй половине июля – более 7 тысяч, а к концу третьего месяца войны общие потери превысили 500 тысяч немецких солдат и офицеров.
За весь предшествующий период Второй мировой войны фашистская армия, завоевавшая почти всю Европу, потеряла 300 тысяч человек.
Звучит первая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича
На фоне мелодии ведущий начинает говорить.
Первый ведущий.
Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи- все это гордость нашей родины. Покорению и захвату этого города гитлеровское командование придавало исключительное значение.
(Идёт показ слайдов)
Второй ведущий.
Гитлер расчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы путеводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».
Появляется чтец.
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки-
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская, Дубровка,
Приневскиедымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все, связанное с ним!
(А. Прокофьев. «За Ленинград»)
Третий ведущий.
Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение- вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. Перед командованием Гитлер поставил задачу -штурмом овладеть городом, сравнять его с землёй. Не удалось.
Появляется чтец.
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
(Н. Тихонов. «Киров с нами»)
Первый ведущий
Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях грозила бы серьезным осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера, кроме того ,мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот.
История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в те дни воины и жители блокадного Ленинграда.
Звучат фрагменты второй части «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.
Чтец.
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его.
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего.
Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не отдадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри.
(А. Прокофьев.«За Ленинград»)
Звучит песня «На безымянной высоте»
Второй ведущий
Мыс Осиповец. В густом лесу на побережье, усеянном валунами, четко выделяется высокий маяк. 12 сентября 1941 года здесь бросил якоря первый караван судов, доставлявших с Большой земли продовольствие для осажденного города. Так началась беспримерная в военной истории эпопея. Это начала действовать «Дорога в жизни»- осенью и летом по воде, зимой – по льду.
Появляется чтец.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги…
( О. Берггольц)
Третий ведущий
Когда наступила первая блокадная весна, гитлеровский генерал Кюхнер хвастливо заявлял берлинским корреспондентам: «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог бы получать боеприпасы и продукты питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отныне даже птица не сможет пролететь кольцо блокады, установленной нашими войсками».
Первый ведущий
Да, ладожские льды растаяли, но по озеру опять пошли в свои огненные рейсы баржи-самоходки, катера и рыбачьи шхуны. Шоферы, моряки и дорожники оказались сильнее врага, сильнее смерти.
Ленинградская школьница Майя Бубнова в те дни записала в своем дневнике: «…У нас в Ленинграде все герои, но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться ему как доблестному среди доблестных». «Дорогу жизни» называли ещё «дорогой смерти», так как много людей и машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.
Второй ведущий.
Но, тем не менее, с каждым днём запасы продовольствия таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но несмотря ни на что, истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбежками и обстрелами, город жил. (Слайд)
Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек хлеба для питания детей и стариков сократили до 125 граммов.
«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам»- писала поэтесса ОльгаБерггольц, находясь в осажденном городе.
Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом. Жертвами блокады стали 800 тысяч ленинградцев.
Третий ведущий.
900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. Лучше всех об этом могут рассказать сами блокадники.
Врач Г. Самойлова вспоминает: «Съели всех кошек, собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди превращались в каких-то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии- это не только скелет без мышц (даже сидеть человеку больно)- это пожираемый желудком мозг. Кого настигал голод, корчился и мучился так же, как тяжелораненые».
(Идёт показ слайдов 24-29)
Слово предоставляется блокаднице…
Первый ведущий.
Уже после окончания войны педагог Леонид Роскин, выступая перед коллегами, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях, истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели горячей пищи по 15-20 дней, даже кипятка»
Чтец.
В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?...
Второй ведущий.
И маленькие ленинградцы сражались с голодом, со смертью, как Таня Савичева, Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «…Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года… Если просто хочется есть, это не голод. Голод -это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце- все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву «С»…
Чтец.
На страничку
Каменно
Легла:
Мама
13 мая
в 7.30 час
утра
1942 г.
Машинально Таня полистала
Свой
Немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечет.
И она,
буквально
по два слова,
Пишет, как она на крайней полосе:
Савиче-
вы
умер-
ли,
И снова: умер-
ли
И добавляет: все.
(С. Смирнов.«Сердце и дневник»)
Третий ведущий.
Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох…»
Следующая запись: «Эх, как хочется спать, спать, есть…
А что ещё человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего -нибудь ещё… Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
Первый ведущий.
Ещё одна запись: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть».
Второй ведущий.
Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде… Мать, оставшись перед выбором, кого спасать- сына или дочь,- выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал обоих.
Третий ведущий.
Но не все выдержали испытание. Было разное, и мародёрство, и спекуляция. Было и бесчувствие, чёрствость, воровали карточки, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих. В блокадном Ленинграде родились такие слова: «Умирать -то умирай, только карточки отдай!» Одну историю рассказала блокадница Мария Васильевна Машкова.
«… В числе детей, с которыми я уезжала, был мальчик нашей сотрудницы -Игорь, очаровательный мальчик, красавец. Мать его очень нежно, со страшной любовью опекала.
А потом этот Игорь, потерял карточки. И вот уже в апреле месяце я иду как-то мимо Елисеевского магазина и вижу – сидит мальчик, страшный, отечный скелетик. «Игорь? Что с тобой?» -говорю. Мария Васильевна, мама меня выгнала. Мама мне сказала, что она мне больше ни куска хлеба не даст». – «Как же так? Не может этого быть!»
Он был в тяжёлом состоянии. Мы еле взобрались с ним на мой пятый этаж, я его еле втащила. Он был так страшен, так жалок! Все время говорил: «Я маму не осуждаю. Она поступает правильно. Это я виноват, это я потерял свою карточку».
Я накормила его и пошла с ним на улицу Чехова. Входим. В комнате страшная грязь. Лежит эта дистрофировавшаяся, всклокоченная женщина. Увидев сына, она сразу закричала: «Игорь, я тебе не дам ни куска хлеба. Уходи вон!» В комнате смрад, грязь, темнота. Я говорю: «Что вы делаете?! Ведь осталось всего каких-то три- четыре дня, -он пойдет в школу, поправится». – «Ничего! Вот вы стоите на ногах, а я не стою. Ничего ему не дам! Я лежу, я голодная…» Вот такое превращение из нежной матери в такого зверя! Но Игорь не ушел. Он остался у нее, а потом, а потом, я узнала, что он умер.
Через несколько лет я встретила ее. Она была цветущей, уже здоровой. Она увидела меня, бросилась ко мне, закричала: «Что я наделала!» Я ей сказала: «Ну что же теперь говорить об этом!» - «Нет, больше не могу! Все мысли о нем».
Через некоторое время она покончила с собой.
Распад человеческой личности кончался трагически.
Первый ведущий.
Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно- от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности.
Стих О. Берггольц«Ленинградская поэма».
Второй ведущий.
Бывшая трамвайщица В.В. Семёнова вспоминает: «Помню, привезли ребят- близнецов в стационар… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Серёженька -так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.
Третий ведущий.
Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и сочиняли стихи. По мнению авторов «Блокадной книги», десять процентов, переживших блокаду, писали стихи. Чем объяснить такой феномен? Быть может, тем, что у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами О.Берггольци музыкой Д.Шостаковича. «Седьмую симфонию» Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказывал нам об этом по радио», -вспоминала О. Берггольц.
Ленинградцы не выключали радио ни днём, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что его сердце бьётся.
Звучит «Седьмая симфония» Д. Шостаковича ,третья часть.
Чтец.
Пока ты улыбаешься стихам,
Пока на память Пушкина читаешь,
Пока ты помогаешь старикам
И женщинам дорогу уступаешь,
Пока ребенку руку подаёшь
И через лёд заботливо ведёшь
Старательными мелкими шажками,
Пока ты веру бережешь, как знамя,
Ты не погибнешь, ты не упадешь!
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право- жить.
(З. Шишова « Блокада»)
Первый ведущий.
Ленинградцы выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу. Только в середине января 1944 года загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжёлые орудия Балтийского флота.
Ленинград с радостью узнавал:
15 января освобождён ближний пригород -Красное село.
20 января освобождён знаменитый Петергоф.
21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта.
Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года.
(Слайды)
Звучит четвертая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.
Второй ведущий.
Январь 1944 года. Великая, священная для всех ленинградцев дата. Город -воин, город -герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашистской блокады.
27 сентября 1944 года над Невой прогремел праздничный салют. Город- герой выстоял и победил.
Два чтеца читают стих.
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат…
Идет показ отрывка из документального фильма
«Великая Отечественна война»
Звучит песня «Темная ночь» под караоке. Поют все участники и зрители.
Благодарность, памятные сувениры участникам.
Поздравления, цветы, подарки уважаемой гостье…