Внеурочное занятие для обучающихся 1 класса по теме «Прорыв блокады Ленинграда»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1 класса
по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Направление: Духовно-нравственное
Цель:
дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
Задачи:
Развитие нравственного потенциала личности как основы патриотизма.
Привитие чувства гордости за принадлежность к великой и могучей стране.
Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.
Планируемые результаты
Личностные:
– проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;
– выражать эмоционально и вербально сопереживание жителям блокадного Ленинграда. Метапредметные:
– сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;
– участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать свое мнение.
Форма занятия: эвристическая беседа.
Содержание:
блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Сценарий занятия
Мотивация
1941-1945
– О чём говорят вам эти даты?
На площади восстания в городе Санкт-Петербурге стоит обелиск «Городу-герою Ленинграду». Почему он так назван? Может ли город быть героем?
II. Основная часть
В этом городе есть ещё один памятник
Мемориал «Разорванное кольцо»
Почти 900 дней, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года город находился во вражеском кольце, под непрерывными бомбардировками и артиллерийскими обстрелами.
И только 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.
- Как вы понимаете выражение «блокада города»?
Послушайте отрывок из стихотворения. Какое настроение он создаёт? Какие события блокады описаны в нём?
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлена вместо стекла картонка…
Вместо соседнего дома – воронка…
Поздно. А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется… Страшно… Темно…
(Н. Радченко. «Блокада», отрывок)
- Какие картины вы представили?
Просмотр видео «Прорыв блокады Ленинграда»
Видеообращение Д.Н. Мурина и Н. В. Благово, жителей блокадного Ленинграда
Таню Саничеву вывезли на Большую землю. Но истощённая девочка не смогла выжить, умерла.
Блокадный хлеб
Во время блокады хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты - раз в десять дней. Нормы питания и для военных, и для гражданских снижались. Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим и инженерно-техническим работникам - по 250 граммов. Остальные продукты выдавали с перебоями и в гораздо меньшем объеме (например, норма крупы для иждивенца 20 граммов, мяса - 13,2 грамма).
Работа с рабочим листом
Укажите дату прорыва блокады Ленинграда.
Найди и раскрась слова, показывающие состав блокадного хлеба. (Проверь себя: Состав хлеба: ржаная мука, целлюлоза, опилки, соевая мука, обойная пыль).
Дорога жизни
Городу нужны были продукты, оружие и другие материалы. Нужно было вывезти детей.
Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. А из города эвакуировали детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни. Машины и сани шли по льду озера днём и ночью, под бомбёжкой немецких самолётов. Советские лётчики охраняли небо над Ладогой.
Какие населённые пункты соединяла Дорога жизни?
Во время блокады дети ходили в школу. Уроки проходили не только в кабинетах, но и бомбоубежищах. В классах стояли печки-буржуйки. Их как могли кормили.
4 января 1944 года началась операция советских войск – артиллеристов, моряков, пехотинцев, лётчиков. Советские войска разгромили группу фашистской армии «Север». 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня.
Медаль “За оборону Ленинграда»
На 1985 год медалью _________________________________________ награждено около 1.470.000 человек.
III. Итог занятия
Памятники блокадному Ленинграду
Рассмотрите фотографии, прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите соответствия и подпишите цифры.
Вы памятник «Детям блокады» видали?
Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
(Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).
___ Дорогой Жизни шли грузовики,
Где лёд трещал при близкой канонаде.
Жестокий бой вели фронтовики…
Всё это было, было в Ленинграде!
(М. Андронов)
___ Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
___В великой битве прорвана блокада,
Нам светит негасимая заря —
Стал праздником навек для Ленинграда
День восемнадцатого января.
(В. Шефнер)
1 2
3 4
- Каким запомнился вам блокадный город Ленинград? Почему он удостоен звание города героя?
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы Тихо плачут….
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
(Ю. Воронов)
Рабочий лист. Ссылка.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Панкова Татьяна Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Панкова Татьяна Владимировна
Лупей Виктория Владиславовна
Ирина Владимировна Казарцева
Панкова Татьяна Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Панкова Татьяна Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева