Конспекты занятий к курсу внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Конспекты занятий к курсу внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 г. Майского
Дутчина Наталья Николаевна
Занятие 1.
Тема: «Наша страна – Россия»
Цель: формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней.
Задачи:
Дать представление о единстве многонационального российского народа.
Познакомить учащихся с многообразием культурных, духовных и религиозных традиций России и народов КБР.
Создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие.
Помочь учащимся ощутить единство народов России, общность языка, культуры, истории.
Учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию.
Оборудование: карта России, портреты известных людей России (космонавты, писатели, артисты), раздаточный материал, карандаши.
Основные понятия: Отечество. Родина. Культурные традиции. Духовный мир человека. Нравственные ценности.
Ход урока
1. Организация учащихся
- Каждую неделю по понедельникам мы с вами проводим занятия «Разговоры о важном». А что вы считаете важным для себя? (ответы детей)
- Сегодня, друзья мои, мы поговорим о нашем Отечестве.
2. Работа над темой урока.
-Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край». Отечество – это наша страна, Родина.
- А что можно назвать Родиной?
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?
- Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь.
Просмотр видеоролика «Россия - моя звезда».
- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся).
- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины.
- Покажите её на карте?
- Но кроме Москвы, в нашей стране есть много городов, которыми мы по праву гордимся – это города с богатой историей, с памятниками архитектуры, посмотреть которые едут не только россияне, но и люди из других стран.
- Посмотрите на экран. Вы узнаете, чей это портрет? (Учащиеся называют изображённых на них людей.)
- Да, друзья мои. Мы можем бесконечно долго перечислять имена великих сыновей и дочерей России. Это ли не повод для гордости?
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россию населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики.
4. Праздники народов России
- Какие государственные праздники РФ вы знаете?
- Соотнеси даты государственных праздников, и их название.
12 декабря День Победы
12 июня Рождество Христово
4 ноября Праздник Весны и труда
23 февраля Новый год
9 мая День Конституции
7 января День народного единства
8 марта День независимости России
1 мая День защитника Отечества
1 января Международный женский день
-Какие праздники отмечают в республике КБР?
5. Закрепление пройденного.
- Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
Запись в тетрадь терминов и понятий «Отечество», «патриот», «президент».
6. Обсуждение результатов самостоятельной работы
7. Итог урока.
- Что вы расскажете членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как вы объясните слова «патриот», «Отечество», «Родина»?
- О ком из известных людей вы хотели бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой, это небо и солнце,
Этот хлеб на столе и родное оконце
В позабытом селе…Берегите Россию,
Без нее нам не жить. Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой. (Е.Синицын)
Песня «Россия – матушка»
Занятие 2.
Тема: «Символы России»
Цель: развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине
Задачи:
1.Познакомить с символами России и КБР.
2.Прививать любовь к своему Отечеству, гордость за свою страну и малой родине. Пробуждать интерес к изучению родного края.
3. Воспитывать гражданственность и патриотизм.
Оборудование: карта России, презентация с достопримечательностями г.Майского, картинки с изображением герба, флага России и КБ, толковые словари, карандаши.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Ход урока:
1. Организация учащихся
- Каждую неделю по понедельникам мы с вами проводим занятия «Разговоры о важном». А что вы считаете важным для себя? (ответы детей)
2. Работа над темой урока
- Как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости. Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
3. Работа в парах.
- Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь.
Детям раздаются листы с напечатанными текстами.
1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
(Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
- Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?
Вывод: «Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является».
- А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!(И.Мордовина)
4. Путешествие по малой Родине
- Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете, у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
- Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Майский, который расположен в живописном уголке нашей страны КБР.
- Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу. (Демонстрация на слайдах достопримечательностей г. Майского)
- А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (Дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
- Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн).
- Посмотрите – это герб КБР и герб г. Майского. Что изображено на них? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей)
Герб г. Майского
- Государственный герб Кабардино-Балкарской Республики представляет собой изображение золотого орла в червленом поле щита; глаз орла – лазоревый. На груди орла – малый пересеченный щит, вверху – изображение серебряной горы о двух вершинах в лазоревом поле, внизу – золотой трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле. Орел в гербе символизирует власть закона, верховенство разума, дальновидность и прозорливость. Трилистник олицетворяет плодородие земли республики, является символом стойкости и постоянства. Золотой (желтый) цвет – символ богатства и величия, уважения, верховенства и великолепия. Червленый (красный) цвет – символ мужества и силы, любви и права. - На гербе г Майского мы видим в центре фазана. В лазоревом поле с включенной и разомкнутой вверху зеленой каймой, обремененной справа – золотым колосом, слева – золотым стеблем ландыша с таковым же листом и пятью серебряными цветами, а внизу – серебряной, с золотой рукоятью, шашкой – стоящий обращенный вправо и обернувшийся золотой фазан с серебряным клювом, червлеными щеками, лазоревыми хохолком и шей, тонко окаймленной внизу серебром. Фазан, являясь символом красоты и свободолюбия, вместе с тем символизирует богатства природы Майского муниципального района, на территории которого расположен Терско-Александровский государственный природный биологический заказник, расположенный на территории Майского муниципального района. Основные задачи заказника заключаются в сохранении и восстановлении редких и исчезающих видов растительного и животного мира.
-
Второй символ КБР – это флаг. Описание флага. Флаг Кабардино-Балкарии в составе России представляет собой полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Верхняя полоса — синего-голубого цвета, средняя — белого, и нижняя — зелёного цвета. В центре полосы белого цвета — круг, пересечённый сине-голубым и зелёным полем. На сине-голубом поле — стилизованное изображение горы Эльбрус в белом цвете. Сине-голубой цвет на флаге символизирует бескрайнее и чистое небо Кабардино-Балкарской земли, а также её реки и воды. Также голубой цвет также почитаем у тюркских народов, а балкарцы, считающиеся одним из двух титульных народов Кабардино-Балкарской Республики, являются аланским и тюркоязычным народом. Белый цвет — символ мира и чистоты, а также ислама, являющейся традиционной религией в республике. Зелёный цвет также почитаем в исламе, являясь также олицетворением плодородия и красоты, красивой природы Кабардино-Балкарии, а также почитаем у кабардинцев (адыгский народ) — одного из двух титульных народов этой республики.
- Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн?
- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
- Гимн исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
- Послушайте гимн России, а кто знает, подпевайте.
Дети поют гимн
5. Итог занятия
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине. Вам оно понравилось?
- По какому городу мы путешествовали?
- Чем для нас является г. Майский? (Малой родиной)
- Какие памятные места Майского вы запомнили?
- Какие символы КБР и г. Майского вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
- А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города? (в музеях, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой наш город был раньше)