12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Информационный блок

ФИО участника: Александрова Елизавета Алексеевна;

Образовательная организация: МБОУ СОШ №20

Предмет: биология

УМК: И.Н. Пономаревой. Биология (концентрическая) (5 – 9). Учебник: В.М. Константинов и др. Биология. 7 класс

7 класс

Технологическая карта урока

Тема урока Разнообразие птиц   

Тип урока Открытие новых знаний   

Цель Расширить представление учащихся о многообразии птиц, познакомить их с систематическими и экологическими группами.

Развить умении поиска необходимой информации и ее анализа.

Продолжить воспитывать положительное отношение к знаниям и предмету «Биология»   

Задачи образовательные: развить умение работы с текстом учебника, анализировать его и делать выводы;

познакомить учащихся с особенностями внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с их местом обитания.

воспитательные: формирование познавательных процессов, направленных на изучение природы; формировать систему нравственных межличностных отношений, умение работать в группах;

развивающие: развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать и делать выводы;

развивать эмоциональную отзывчивость к предмету «Биология»;   

Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомятся с систематическими и экологическими группами птиц и их особенностями;

Метапредметные: самостоятельно определять учебную цель и тему урока; умение работать индивидуально и в группах; правильно организовывать свое рабочее пространство;

Личностные: формирование коммуникативной компетенции в обществе; развитие познавательных

потребностей; формирование экологического и культурного мышления.   

Ключевые понятия систематика, систематические группы, экологические группы   

Ресурсы:

основные

дополнительные Учебник В.М. Константинов и др. Биология. 7 класс Мультимедийная презентация, проектор, компьютер, колонки   

Организация

пространства Созданы комфортные условия для учебной деятельности, подобрано необходимое освещение,

классная мебель соответствует росту учащихся.   

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность

ученика Планируемые результаты 

   Предметные УУД

1. Организацио нный момент (1 мин.) Приветствие учащихся на уроке; проверка учебных

принадлежностей Приветствие учителя,

приготовление к уроку учебных

принадлежностей - -

2. Актуализация знаний

(7 мин.) Фронтальный опрос: 1) Что такое годовой жизненный цикл? Приведите примеры


Расскажите о гнездование птиц.

Что такое насиживание?


Чем характеризуется послегнездовой период?


На какие три группы делят птиц в зависимости от дальности перемещений в

послегнездовое время?

Объясните, почему птицы совершают сезонные

перемещения?


Заслушивание докладов (сообщений) на тему «Годовой жц птицы (на выбор Учащиеся отвечают на вопросы, приводят

примеры, доказывают свою точку зрения.
















Выступление 1-2 учащихся с докладом на тему Учащиеся должны знать основные

особенности годового ЖЦ птиц, приводить примеры.

















Умение работать с дополнительными источниками Познавательные: умение слушать учителя и

одноклассников; Регулятивные:

умение выполнять задания учителя и при необходимости помогать

одноклассникам; Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем и

одноклассниками; умение выражать свои мысли

доступным языком;

 учащегося)» «Годовой жц

птицы». Остальные доклады сдают в

конце урока. информации и

анализировать ее. 

3. Постановка

учебной цели и

формировани е темы урока (1 – 2 мин.) Перед началом изучения новой тему учитель делит класс на две группы.


«Перед тем как мы перейдем к новой теме попрошу вас

объединится в две группы. У меня в руках полоски с

цветными концами. Каждый вытянет одну полоску.

Поднимите руку у кого желтый цвет, у кого зеленый. Желтые уходят на первый вариант, зеленые

соответственно на второй.

Соедините по две парты и подставите стулья»

Учитель создает проблемную ситуацию, наталкивающую учащихся на тему урока и формирование цели урока.


«Вспомните пожалуйста, какова численность

представителей класса Учащиеся

вытягивают цветные полоски и делятся на две

группы, соединяю парты и готовят рабочее

пространство.

















Ученики

формируют тему и В результате возникшей

проблемной ситуации предлагают свои варианты

формулировки темы урока.

Формулируют цели урока. Познавательные: самостоятельное

определение темы и цели урока;

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: участие в коллективном

обсуждении

проблемы; умение слушать

окружающих и

вступать в диалог;

 Птицы?( Более 8000 видов.

Точнее 8600), как вы думаете, (какова тема нашего урока) о чем мы будем говорить

сегодня на нашем уроке?

Из темы урока мы формируем цель.» цель урока.  

4. Изучение нового материала (15 мин.) Повествование учителя с элементами диалога


«Птицы – это единственная группа животных,

пользующаяся двумя

способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью

задних конечностей. Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные

места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни.

Этим объясняется огромное

разнообразие птиц, с Учащиеся слушают учителя и вступают в диалог. Работают с текстом параграфа,

анализируют строение систематических и экологических групп и описывают

существенные признаки. Познавательные: поиск

необходимой информации; подготовка к обсуждению;

смысловое чтение; Регулятивные: составление плана действий;

способность к волевому усилию; Коммуникативные: умение воспринимать информацию на

слух, отвечать на вопросы учителя.





























Физкультминутка которыми вы познакомитесь на этом уроке.

Ребята, а что за наука помогает распределять животных по определенным признакам на группы?

Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.

Сегодня систематика класс птицы делит на две группы: древненебных и типичных птиц.»

Учитель дает работу с текстом учебника, далее учитель корректирует работу


«Уже догадались почему я вас поделила на две части? Сейчас каждая команда готовит мини характеристику своей группы по плану: Особенности строения группы; места

обитания и представители (2 минуты)»

Учитель включает видео разминки и показывает 



















Самостоятельная групповая работа и обсуждение

результатов.





Учащиеся встают около рабочих  

 движения






Учитель повествует новый материал в диалоге с учащимися и организует самостоятельную работу (кластер «Экологические группы птиц»). Учитель составляет кластер на доске


«Молодцы, справились идем дальше!


Объединение биологических видов в одну систематическую группу говорит о близком родстве этих видов, об их

общем происхождении от

одного предка. Объединение видов в одну экологическую группу о родстве этих видов не свидетельствует:

экологические группы

включают разные организмы со сходными

приспособлениями к условиям мест и повторяют движения за учителем.




Ученики совместно с учителем составляют кластер

«Экологические группы птиц»

(индивидуально в своей тетради),

далее работают самостоятельно с корректировками учителя  

 обитания.


Так например, выделяют ЭГ по местам гнездования

Всего существует пять групп птиц по местам гнездования.

Основное отличие

заключается лишь в виде

гнезда в котором живут эти птицы: Кроногнёздные птицы строят свои гнёзда, как видно из названия, в кроне деревьев (иволги, заблики).

Кустарниковые птицы располагают свои гнёзда около или в самих кустах (крапивник,

малиновка).Наземногнездящие ся решают расположить своё гнездо прямо на земле (жаворонки, коньки, овсянки, кулики). Дуплогнездные птицы обитают прямо в дуплах (дятлы, синицы, пищухи, мухоловки).А последняя группа птиц, норники (береговые ласточки, щурки, зимородки), обитают в норах, под

землёй….»   

    

5. Закрепление полученных знаний

(5 мин.) Учитель задает загадки о птицах и просит назвать экологическую группу птицы.

Вот пернатый сел на сук И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)


Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)


Он труслив, хоть и высок, Прячет голову в песок.

А летать не может он, Но зато, ребята,

В быстром беге чемпион

Он среди пернатых! (Страус)

Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница, Впереди корабль идет, За собою их ведет, Весел нет у малых лодок, А кораблик

больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу

повернет. (Утка с утятами) Учащиеся

отгадывают загадки и называют

экологическую

группу отгаданной птицы. Познавательные: контроль и оценка процесса и

результатов

деятельности; Регулятивные: установление причинно- следственных связей;

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на

слух, отвечать на вопросы учителя

 Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)   

6. Рефлексия

(5 мин.) Что нового узнал на уроке? Что было интересным?

Что для вас было трудным? Что для вас было легко? Ученики делятся

мнением об уроке, отвечая на

вопросы Проводят анализ достигнутых

результатов путем сравнения с эталоном (целями урока).

Проводят оценку качества усвоения

путем выполнения проверочной работы и взаимоконтроля.

Осуществляют

рефлексию учебной деятельности. Познавательные: контроль и оценка способов и

результатов действий.

Регулятивные: Коммуникативные: адекватное понимание причин успехов и неудач.

умение воспринимать информа

цию на слух, отвечать на

вопросы учителя

7. Домашнее задание

(1 – 2 мин.) стр. 215 – 221, читать и отвечать на вопросы.

Задание на дополнительную оценку: подготовить доклад с

презентацией «Происхождение птиц» Учащиеся делают записи в дневник, задают вопросы по дополнительному заданию - -


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.