12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья1106
Люблю свою работу
Россия

Комплекс заданий по теме «Правописание корней с чередованием» для 5-11 классов».

Уровень 1.

Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.

1.1. Распол_гать временем, имя прил_гательное, теоретические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, писать изл_жение, разобрать предл_жение, прил_жение к газете, сл_гаемые успеха, легкий пол_г.

1.2. Полезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать на воле, ср_щение, дор_сти до 18 лет, прир_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зелёный р_сток, важная отр_сль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.

1.3. Ск_кать  на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка,  подск_чить на ухабе, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незаметно,  всех обск_кать, ск_чкообразный полёт, ск_кунок, ск_кать, выск_чить из вагона, мигом приск_чу, ск_чите галопом, проск_чи на одной ножке, не проск_чи поворот, подск_чи еще выше, коня на ск_ку остановит.

Карточка №2. Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.

Заг_рать на солнце, заг_релый юноша, здание заг_релось,  дог_равший костёр, приг_рь, г_рел, г_релые спички, выг_рки страстей моих.

Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, на з_ре цивилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.

        Великое тв_рение, тв_рить чудеса, претв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший раств_ритель, разная утв_рь.

        Накл_нился к земле,  покл_ниться старшему, скл_нение прил_гательных, прекл_няться перед героизмом, прикл_нить голову.

        Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, лёгкий попл_вок, заг_релые пл_вцы, рыбий пл_вник, пл_вучесть, пл_вчиха.

Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.

Соб_раться на экзамен, заж_гательный танец, бл_стеть на солнце, зам_реть от страха, расст_лающийся вокруг,  ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть дом, выж_гать рисунок,    бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать на замок, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т,  приб_рать комнату, отп_реть окна, соб_ру урожай, выб_рать тему, изб_рательная к_мпания, бл_снуть умом, изб_рком.

        Прот_рать, пост_лить, отб_рать, выч_тание, ум_реть, отд_рёшь, обж_гал, бл_стает, прост_рается, прин_мал, нач_л, прокл_нал, разм_нать, сж_мать, пон_мать, бл_стательный, бл_стящий, обж_гание, проб_раться, расст_лить, расст_латься, соч_тать.

Карточка №4. Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.

М_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы.




Уровень 2.

Карточка №1. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.

Любоваться з рницей, известные пл вцы, бл стящие украшения, претв рять в жизнь, заг реться от искры, зам реть от восторга, непром каемая накидка, шаткое пол_жение, выр щенный р сточек, пром_кательная бумага, прикл_нить (голову), отм_кать в воде, к сание сетки, зам рающие шаги , лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, благотв_рительность, обр_стать сорняком, ур внять в правах, соч тание звуков, прик_снувшись к тайне, р весник века, заг_рать на солнце, вьющееся р стение, сосл_гательное (наклонение), разж гать вражду, плоская р внина, з_рницы, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, прим рять поссорившихся ребят, произр_стать снова, проб рались в зар слях, бл снула молния, ум рать от жары, к снуться вопроса.

Карточка №2. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –а- после корня.

Любоваться з рницей, известные пл вцы, бл стящие украшения, претв рять в жизнь, заг реться от искры, зам реть от восторга, непром каемая накидка, шаткое пол_жение, выр щенный р сточек, пром_кательная бумага, прикл_нить (голову), отм_кать в воде, к сание сетки, зам рающие шаги , лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, благотв_рительность, обр_стать сорняком, ур внять в правах, соч тание звуков, прик_снувшись к тайне, р весник века, заг_рать на солнце, вьющееся р стение, сосл_гательное (наклонение), разж гать вражду, плоская р внина, з_рницы, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, прим рять поссорившихся ребят, произр_стать снова, проб рались в зар слях, бл снула молния, ум рать от жары, к снуться вопроса.

Карточка №3. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

Любоваться з рницей, известные пл вцы, бл стящие украшения, претв рять в жизнь, заг реться от искры, зам реть от восторга, непром каемая накидка, шаткое пол_жение, выр щенный р сточек, пром_кательная бумага, прикл_нить (голову), отм_кать в воде, к сание сетки, зам рающие шаги , лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, благотв_рительность, обр_стать сорняком, ур внять в правах, соч тание звуков, прик_снувшись к тайне, р весник века, заг_рать на солнце, вьющееся р стение, сосл_гательное (наклонение), разж гать вражду, плоская р внина, з_рницы, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, прим рять поссорившихся ребят, произр_стать снова, проб рались в зар слях, бл снула молния, ум рать от жары, к снуться вопроса.

Карточка №4. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которых правописание чередующейся гласной в корне от конечной согласной корня.

Любоваться з рницей, известные пл вцы, бл стящие украшения, претв рять в жизнь, заг реться от искры, зам реть от восторга, непром каемая накидка, шаткое пол_жение, выр щенный р сточек, пром_кательная бумага, прикл_нить (голову), отм_кать в воде, к сание сетки, зам рающие шаги , лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, благотв_рительность, обр_стать сорняком, ур внять в правах, соч тание звуков, прик_снувшись к тайне, р весник века, заг_рать на солнце, вьющееся р стение, сосл_гательное (наклонение), разж гать вражду, плоская р внина, з_рницы, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, прим рять поссорившихся ребят, произр_стать снова, проб рались в зар слях, бл снула молния, ум рать от жары, к снуться вопроса.


Уровень 3.

Карточка №1. Распределите слова по группам в зависимости от того, какая гласная пишется в корне.

Р_стислав, пл_вец, вск_чить, вытв_рять, нар_стание, безотл_гательный, з_рница, повзр_слеть, жук-пл_вунец, откл_нить, обм_кнуть, пром_кашка, ур_вень, к_саться, пог_рельцы, з_рька, заг_реться, оз_рение, соприк_сновение, р_стительность, распол_жение, коленопрекл_ненный, обск_кать.

Пишутся с буквой а: ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пишутся с буквой о: _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2. Распределите слова по группам в зависимости от того, какая гласная пишется в корне.

Соб_раться, оп_реться на друга, пост_ливший, прид_раться, см_нать, соч…тать, раст_рать, ум_реть, нач…нающий, сж…мая, прокл…нать, сн…мать, заж…гательная речь, зап…ршись в комнате, неразб…риха, оп…раясь, бл_стящий, выч_тать, расст_лить, бл_стательный, выд_раю, заб_раю, прот_реть.

Пишутся с буквой и: ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пишутся с буквой е: _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 4.

Карточка №1. Укажите ошибочные написания слов с чередующимися гласными в корне. Ответ дайте в цифровой форме.

1. Недоросль; 2. Вычетать; 3. Излогать; 4. Выращенный; 5. Прикасновение; 6. Придираться; 7. Догореть; 8. Взбираться; 9. Расстелаться; 10. Предполажить; 11. Разгораться; 12. Зажегать; 13. Подрости; 14. Предполагать; 15. Начинать; 16. Косательная; 17. Перегореть; 18. Жук-плавунец; 19. Подровнять волосы; 20. Озарение; 21. Блистательный; 22. Занимать; 23. Склонение; 24. Водорасли; 25. Запирать.

Ответ:_____________________________________________________



Уровень 5.

Карточка №1. Распределите слова по группам: 1)с проверяемой безударной; 2) с чередующимися гласными. Вставьте пропущенные буквы, к словам первой группы подберите проверяемые.

Выж..гать, кл..нирование клетки выск..чка, р..ст..вщик, з..ря, каста неприк..саемых, бл..стательный, зам..рашка, погл..щать,насл..ждаться, изм..рение, обр..зец, к..сательная, р..внина, накл..ниться, зам..рать в ожидании, оч..ровательный, пор..ждение, прим..рить, к…сари в поле, провозгл..сить, озн..менование, зам..рить червячка, бл..стящий, соч..тание, обл..чительная речь, к..сая линия, утв..рь, отр..слевой, соб..рать, возр..ждать.

Карточка №2. Прочитайте текст, подчеркните все слова с чередующимися гласными в корне.

Есть несравненная прелесть в осенних днях. Возвращаешься из города на дачу и встречаешь только запоздавших дачников. На отдалённом каменистом побережье видишь балконы выбеленных известкой домишек с завёрнутыми в рогожу растениями. Летом в парке со всех сторон бежало множество холодных и чистых ключей. Здесь мраморная нимфа склонила голову и слушала их журчанье. Вечерело. Прохлада после дождей очистила воздух и расширила дали. Голубое море всё шире открывалось за деревьями и красными черепичными крышами дач на обрывах. Море развёртывалось равниной, которая полукругом касалась неба. Почти на черте горизонта увидали мы паруса «Надежды». «Надежда» ярусами подняла свои паруса, сузилась в отдалении. Она серела на зыбкой грани, где море касалось неба. Почти сказочная плавучая колокольня! Сколько воспоминаний охватило нас в тишине опустевших дачных садов при виде далекой «Надежды». Скоро она коснётся горизонта. Завтра перед ней засияют новые берега...

Карточка №3. 1.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Обведите это слово, вставив пропущенную букву.

1

2

3

4

5

предв…щать

зап…рать

сент…ментальный

к…мпромисс

в…жатый

предв…щать

огл…нулся

през…дент

ш…ловливый

прик…саться


наб…рать

в…ранда

д…кументальный

сч…стливый

б...рюзовый


изл…жение

р…гата

оц…нить

т…инственный

б…ндероль


дост…жение

предл…гать

г…потеза

фл…минго

заб…левание


2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Обведите это слово, вставив пропущенную букву.

6

7

8

9

10

к…рамель

фр…гмент

опл…тить

р…сточек

разр…внять

приг…реть

д…фицит

з…ря

в…негрет

г…ниальный

об…щание

ав…нгард

обм…кнуть

расст…лить

тр…туар

к…вычки

б…лизна

оз…рение

к…нцелярский

соч...тание

выр…щенный

д…ликатес

прик…сновение

заж…гать

акц…нтировать

3. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Обведите это слово, вставив пропущенную букву.

11

12

13

14

15

к…морка

р…систый

св…дание

расст…лающий

вост…ргаться

л…сник

п…лисадник

ист...лковать загр…ждение

соб…рать

попл…вок отр…сль

аф…ризм

раст…жение

бл…стеть

з…ря

ст…рать

неприм…римый

инт…ллигент

в…стибюль

забл…стеть иск…са (смотреть), нар…щение

оч…рование

Карточка №4. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Распределите слова в три столбика (цифрами или цветом)

Корни, проверяемые ударением

Корни с чередующейся гласной

Корни, не проверяемые ударением

1

2

3

Выч..тание, прот..реть, сем..нар, зак..зать, возр…ст, нав..вать воспоминания, затв…рить окно, тр..нировать, к..мбинация, к..нкурент, зак..ренелый, раст..рать, прил…жить, упр..щенный, аг…тация, утр…мбовать, раздр…жать, ар..стократ, экстр..мальный, оскв…рнить, пост..лить, вин…грет, проз..рливый, р..систый, г..ристый, з..рево, обр..млять, обн..маться, поч…татель, к..ридор, р..сток.


Уровень 6.

Карточка №1. Среди данных слов подчеркните все слова с чередующейся гласной в корне слова.

Вблизи, прославлять, авантюра, разгорается, кропотливый, ворсистый, усмирить, комфорт, приложение, гениальный, усложнять, эстетический, замереть, вожатый, перспектива, фестивальный, заровнять, блистать, роптать, гарнизон, сочетание, занимательный, фрагмент, роскошный, аналогичный, изложение, раскачаться, соскочить, гордиться, зарница, горбатый, вращение, горячий, творог.

Карточка №2. Среди данных слов подчеркните все слова с непроверяемой гласной в корне слова.

Контингент, щебетание, скачок, инициатива, карьера, дальнейший, политика, равнинный, экзаменатор, схематичный, тиражировать, диалект, коммерческий, расстилающийся, прикосновение, лесник, частотный, восторгаться, снегирь, миниатюра, силуэт, отказаться, гипотеза, вытирать, летучий, инженер, вестибюль, исторический, пробираться, неприкасаемый, заплатить, коварство, белизна.

Карточка №3. Среди данных слов подчеркните все слова с проверяемой гласной в корне слова.

Умирающий, сочетательный, скакалка, усложненный, извиниться, провокация, приоритет, неумолимый, доскональный, утрамбовать, отраслевой, победить, карниз, полноправный, вышколенный, аналогичный, кристалл, коридор, Ростислав, полемика, печёночный, авантюра, виртуоз, панорама, заклинание, сжимать, горевать, прикасаться, прославлять, раздерут, лагуна, плавник, сминать, силуэт, травянистый.


Уровень 7.

Карточка № 1. Выполните тестовые задания.

1. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1) Взрослеть, перерастать, росток, росистый.

2) Предположить, изложение, излагать, аналогичный.

3) Вскочить, перескакивающий, заскочить, раскачаться.

4) Прикосновение, соприкасаться, касательная, коснуться

2. В каком ряду во всех слова пропущена чередующаяся гласная?

1) ср..внять, з..рница, приг..рюнился, прил..гательное.

2) изл..гать, вск..чить, недор..сль, взб..раться

3) соб..раться, подг..рать, зар..стать, насл…ждение

4) отр..сль, безотл..гательный, вспом..нать, подк..сились.

3. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной?

1) р..скошный, усл..жнить, ск..чусь, местопол..жение

2) взр..слеть, г..ристый, укр..щение, л..жбина

3) б..режливый, ч..новник, м..номет, к..стлявый

4) пром..кает, к..сматый, к..стрюля, пром…кашка

Карточка № 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Об..гащение, фи..летовый, разв..вать

2) Вопл..щение, пренебр..жительный, гр..жданство

3) Разоч..ровывать, разъ..ренный, пок..яние

4) Д..лина, изм..нить, п..лисадник

5) Ч..стота, пок..рить (вершину), прив..дение (к знаменателю)

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Ум..лять, насл..ждение, г..рчица

2) Р..птать, усл..жнять, г..рнизон

3) Прим..рять (пальто), выбр..сить, отв..рить

4) Разд..вать, ан..логичный, кл..нировать

5) Ст..рожил (села), г..ревать, тв..рение

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 1) Зав..зать, задр..жал, доск..нально

2) Ор..нжерея, г..ристый, оз..ренность

3) Объед..нение, расс..ояние, упл..тнить

4) Предв..щать, г..рдиться, проз..рливый

5) Б..рюзовый, дост..жение, г..рбатый 

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Об..гащение, в..ранда, фл..минго

2) Оц..нить, б..ндероль, к..мпромисс

3) В..жатый, д..фицит, ав..нгард

4) Делик..тес, заб..левание, сч..стливый

5) Д..кумент, б..ндероль, соч..тание

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Аф..ризм, б..гровый, оз..рение

2) Г..ризонт, алг..ритм, сп..раль

3) К..морка, инт..ллигент, ар..мат

4) П..рламутр, к..стрюля, расч..тливый

5) Т..рритория, ст..ллаж, д..рижер

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) К..рнавал, акв..рель, ст..дион

2) Экстр..мальный, рез..люция, пров..кация

3) Дел..катес, посв..щенный, поб..раться

4) Эксп..нат, с..рдитый, Р..стислав

5) Утр..мбовать, в..негрет, в..лосипед

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) З..рница, к..снуться, р..стовщик

2) Покл..ниться, прил..гательное, просл..влять (героя)

3) Непром..каемый (плащ), попл..вок, м..нимальный

4) Предл..жить, з..рька,тв..рец

5) Зар..сль, утв..рь, сж..гать

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Вл..жение, зар..сли, исс..кать

2) Выр..щенный, доск..кать, вн..мание

3) Предраспол..женный, Р..стов, сн..мать

4) Заг..рать, сотв..рение, зач..натель

5) З..рница, пл..вучий, ст..снительный

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)Разг..реться, выг..рки, см..ковать

2)З..рянка, пл..вуны, к..стлявый

3)Пл..вучий, утв..рь, неукл..нный

4)Оз..ренность, соч..тание, зам..реть

5)Тв..рец, розж..г, вн..мать

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Г..ниальный, опл..тить, об..щание

2) Б..лизна, акц..нтировать, гориз..нтальный

3) Вост..ргаться, кл..нический, авт..мобиль

4) Ист..лковать, м..ксимальный, забл..стеть

5) Неув..дающий, раздр..жать, ог..рчать

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Ар..стократ, доск..нальный, п..рцовый

2) Г..рмония, нест..бильно, ск..калка

3) К..мпресс, м..раж, оп..ратор

4) К..нгресс, п..ррон, п..лемика

5) К..ридор, отр..сль, дисс..нанс

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) Ур..вень, сг..реть до тла, пл..вник

2) З..рянка, стихотв..рение, неотл..жка

3) Бл..стательный, зан..мательный, ст..листический

4) Нерасч..тливый, скл..няться, д..рзить

5) Отт..рать, зам..реть, п..ровать.















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 22.08.23 в 12:05 0Ответить Пожаловаться
Материал,который всегда нужен! Спасибо!
Rjhbeo Helk Hwopdcc
Комментарий был удалён пользователем 22 окт 2023 в 22:12
Rjhbeo Helk Hwopdcc, 22.10.23 в 22:13 0Ответить Пожаловаться
а где можно найти ответы
а то мои ученики надоели постоянно мучают меня
я что ли виноват что проверяю по разному
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.