Разработка классного часа по теме «Возможно ли стать героем нашего времени?» (7–9 класс)

1
0
Материал опубликован 3 January 2019

Тема: Возможно ли стать героем нашего времени?

Цель: создать условия для формирования таких нравственных качеств, как чувство долга, ответственности, самоотверженности.

Задачи:

дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни;

развивать умение составлять портрет героя, определять качества его характера;

воспитывать чувства уважения, признательности к людям, чьи поступки являются героическими.

Оборудование: на доске: перевернутая карточка с названием темы «Герои нашего времени», результаты анкетирования по теме «Герой нашего времени», эпиграф «В жизни всегда есть место подвигу», фотографии известных людей-героев, заготовлены карточки с определением терминов «герой», «подвиг»; трое учащихся подготовили истории о героических поступках белорусов.

Ход занятия:

Учитель: Несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.

Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, в данную минуту вы счастливы, спокойны, веселы. Чья в этом заслуга? (обсуждение: родителей, учителей, милиции и т.д.) – тех, кто нас защищает, дает ощущение покоя и безопасности.

Угадайте название темы классного часа, исходя из материалов, расположенных на доске (дети предлагают варианты, учитель открывает название).

Учитель знакомит учащихся с результатами анкетирования «Герои нашего времени», акцентируя внимание на том, что не все понимают значение слова «герой, подвиг». Вместе ставят цель: определить, есть ли место подвигу в наше время? Для этого нужно понять, кто такой герой, нужен ли он обществу и кто может считаться героем в наше время.

Учитель: для начала вспомним романтического героя. Чтение легенды о Данко (в сокращении) М. Горький. Легенда о Данко.

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда - то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.

Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая - вперёд, - там стояли великаны - деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями.

И ослабли люди от дум... Страх родился среди них... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою. Но тут явился Данко и спас всех один".

И вот он говорит им, своим товарищам:

"- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец - всё на свете имеет конец! "

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому, что в очах его светилось много силы и живого огня."

"- Веди ты нас!" - сказали они. " Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Долго шли они... Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда - то. "

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

"- Ты, - сказали они, -ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!"

Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...

"- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый эти факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

"- Идём!" - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. А Данко всё был впереди, и сердце его пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал, и - умер.

Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего - то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

Учитель: Кем был Данко? Почему его можно назвать героем? Какое чувство помогло ему совершить такой поступок?

Дети дают свое определение словам «герой, подвиг». Учитель вывешивает готовые определения на доску. Обсуждение и выводы о главных признаках героического поведения.

На следующем этапе выступают дети с подготовленными заданиями (герои в разных профессиях, дети-герои, герои войны).

Учитель предлагает расставить фотографии героев, о которых было рассказано, на ступеньках нарисованного на доске пьедестала, с объяснением, кто заслуживает первого места. В результате обсуждения дети приходят к мысли, что каждый достоин первого места, так как только победа над собой, над своими страхами привела их к героическим поступкам.

Учитель: А теперь обратимся к истории нашего города, назовите людей, заслуживающих звание героя. (детей нужно направить на то, что во всех сферах их можно найти- называют людей разных профессий, спортсменов и др.)

Учитель: какая награда должна быть за героический поступок? Какая награда в Беларуси главная? Кто самый первый ее получил?

(Владимир Карват в свои 37 лет стал первым Героем Беларуси, посмертно. 23 мая 1996 года летчик истребителя отвел падающий самолет в сторону от деревень Арабовщина и Большое Гатище. В тот день подполковник Владимир Карват поднялся в воздух на самолете "Су-27". Это был учебно-тренировочный полет, планировалась отработка тактических приемов воздушного боя в сложных метеоусловиях на малых высотах. На высоте 900 метров самолет стал терять управление. Позже экспертиза установит, что причиной стал пожар в хвостовой части. Летчик связывался с землей. Сначала был приказ вернуться на базу, но на высоте в 600 метров отказала система управления. Владимиру Карвату дали команду катапультироваться, но он решил отвести падающий самолет в сторону от деревень, над которыми пролетал. В 22.54 самолет "Су-27" упал на поле между деревнями Арабовщина и Большое Гатище, что в Барановичском районе. Многие местные жители стали свидетелями катастрофы. Летчик погиб при падении.)
 

Учитель: почему многие из вас назвали героем маму? (ответы учащихся)

Рефлексия

Ответьте, как вы понимаете эпиграф?

Каков внешне должен быть герой?

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте?

Каков он- герой нашего времени?

Вывод: Так возможно ли стать героем нашего времени? Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Это может быть и молодой и старый, и мужчина и женщина. Им можно стать в любой день и в любой ситуации, главное, иметь желание помогать тем, кто в этом нуждается! В борьбе над своими слабостями и недостатками, рождается героизм каждого человека. Для этого нужно развивать определенные качества характера: это смелость, доброта, самопожертвование, принципиальность, бескорыстие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.