Разработка контрольной работы для обучающихся 8 класса «Словосочетание и предложение»
Контрольная работа по теме: «Словосочетание и предложение» (8 класс)
Часть 1. Теория словосочетания (9б.)
1. Дайте определение словосочетанию.
2. Назовите виды словосочетаний по главному слову. Приведите по примеру.
3. Согласование – это вид связи… Пример.
4. Управление - это вид связи… Пример.
5. Примыкание - это вид связи… Пример.
6.В чём состоит разница: свободное и фразеологическое словосочетание?
Часть 2. Практика словосочетания
1. Укажите предложение, в котором выделенные слова не являются словосочетанием? Аргументируйте. (2б.)
А) Все знают простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотистыми лепестками-лучами. Б) Хорошо пахнет ландышами! В) У самого края пышно цветёт крошечное деревце. Г) Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью.
2.Выберите из данных сочетаний только те, что являются словосочетаниями:
морозный воздух, задание выполнено, подъехать к дому, в течение года, около школы, очень интересный, изучить и рассказать. (3б.)
3. Замените словосочетания со связью управление на синонимичное со связью согласование: листья осени, песня Коли, жизнь в городе.
4.Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью согласование. (2б.)
Взрослые птички долго и беспокойно кружились над вылетевшими птенцами, как бы стараясь научить их летать.
5.Из приведённого ниже предложения выпишите все словосочетания со связью управление. (2б.)
Он почувствовал тогда смутную благодарность к земле.
6. Выполните синтаксический разбор предложения. (2б.)
Как ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин!
7.Найдите словосочетания, в построении которых допущена ошибка. Запишите в исправленном виде. (2б.)
Он похож с сестрой, приехать из города, у обоих подруг, поступить согласно приказу.
Шкала оценивания
«5»- 21-22б.
«4»- 17-20б.
«3»- 11-16б.
Ответы к контрольной работе
Часть 1. Теория словосочетания
1. Словосочетание – это два и более слова самостоятельных частей речи, которые связаны по смыслу и грамматически.
2. Именное, глагольное, наречное. Например: золотая осень, гулять в парке, очень тихо.
3. Согласование – это вид связи, при котором зависимое слово морфологически уподобляется главному. Пример: золотая осень.
4. Управление - это вид связи, при котором главное слово требует от зависимого слова постановки в том же падеже. Пример: гулять в парке.
5. Примыкание - это вид связи, при котором зависимое слово – неизменяемая часть речи. Пример: тихо кружатся.
6. Фразеологические словосочетания – образные выражения, где каждое слово несвободно (закадычный друг), а свободное словосочетание - сочетание слов в прямом значении (лучший друг).
Часть 2. Практика словосочетания
1. А) «Все знают»- грамматическая основа предложения. Г) «тоже были»- союз и глагол.
2. Морозный воздух, подъехать к дому, очень интересный.
3. Осенние листья, Колина песня, городская жизнь.
4. Взрослые птички, над вылетевшими птенцами.
5. Почувствовал благодарность, благодарность к земле.
6. Как ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин! (Повеств., восклиц., простое, распр., двусост., осложнено однородными дополнениями).
7. Он похож на сестру, у обеих подруг.