Разработка тематики и структуры индивидуального проекта для студентов первого курса по предмету «Биология»
Разработка тематики и структуры индивидуального проекта для студентов первого курса по предмету «Биология»
Цель работы: умение разрабатывать тематику и структуру индивидуального проекта.
Практическая работа состоит из 4 заданий:
Задание 1. Сформулировать не менее 10 тем индивидуальных проектов по одному из выбранных разделов учебной дисциплины.
Биология
1.Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
2.Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
3.Успехи современной генетике в медицине и здравоохранении.
4.Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
5.Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
6.Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
7.Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
8.Наследственная информация и передача её из поколения в поколение.
9.Современные представления о зарождении жизни.
10.Оценка различных гипотез происхождения жизни.
11.Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов
12.Методы изучения генетики человека (генеалогический метод, близнецовый метод)
13.Методы изучения генетики человека (цитогенетический метод, биохимический метод)
14.Наследственные заболевания, причины их появления (например синдром Дауна)
15. Эмбриология – наука о загадках зарождения жизни
16. Необычные открытия в биологии
17..Предложить тему…..
Задание 2. Разработать структуру индивидуального проекта на примере одной из тем.
Этапы реализации проекта
Название этапа | Содержание работ | Время исполнения |
Подготовительный | · Определение подтем исследования; · Выделение предполагаемых направлений работ; · Составление графика наблюдений; · Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта. | Сентябрь-октябрь |
начальный | · Предварительное знакомство с методами наблюдения; · Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»); · Выдвижение гипотез и способов их решения; · Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.); · Распределение работы между частниками группового проекта; · Начало работы по сбору информации. | Ноябрь-декабрь |
основной | · Продолжение работы по сбору информации; · Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; составление схемы исследования. · Систематизация и анализ полученных данных; · Обсуждение способов оформления конечных результатов; Подведение итогов, оформление результатов | Январь- апрель |
заключительный | · Представление результатов выполненных проектов (доклад, модель, схема, график и т.п.) · Презентация проекта · Рефлексия · Внесение коррективов в работу и оформление отчётов. | Май-июнь |
Проект «Эмбриология – наука о загадках зарождения жизни»
Цели проекта:
ознакомление учащихся с основными этапами развития эмбриологии и её современными положениями;
формирование навыков комплексного осмысления знаний в биологии (связь изучаемого материала с жизненными актуальными проблемами современности);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание ответственного отношения к здоровью как ценности, способствование использованию в поведении информации, которая служит сохранению и укреплению здоровья человека и его потомков;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной проектной деятельности.
Конечный продукт
Исследовательская работа по одной из тем в рамках общего проблемного поля проекта, слайд-презентация, буклет, интерактивный тест
Методические рекомендации
I Введение в проект
1.1.Ознакомление студентов с информационными возможностями:
Mobirise- Мощный визуальный редактор, который позволяет создавать адаптивные веб-сайты без необходимости программирования.
Google Sites. Бесплатный инструмент от Google, который позволяет студентам легко создавать простые сайты для учебных нужд
Prezi. Подходит для создания нелинейных презентаций. В сервисе можно работать на большом холсте и в процессе презентации масштабировать его и перемещаться на отдельные области
Powtoon. Облачный сервис, позволяющий создавать анимированные презентации и ролики
Genially. Сервис предлагает продвинутые инструменты для создания презентаций, а ещё инфографики, резюме, портфолио, иллюстраций для соцсетей, викторин и многого другого.
Эти ресурсы наполняются за счет пользователей, предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и т.п.
2.Анкетирование студентов
Анкетирование учащихся можно провести в компьютерном классе или просто с телефона, используя Google – формы (данный ресурс позволяет создать тест и одновременно обработать полученные результаты).
Пример анкеты
1.Месяц, год анкетирования
2.Группа в которой Вы учитесь
3.Что Вы ожидаете от этого проекта?
а) получу много полезных и интересных знаний
б) буду общаться с интересными мне людьми
в) расширю кругозор
г) ничего не жду
д) другое___________________________________________________
4.Предполагаете ли Вы использовать:
а) дополнительную специальную литературу
б) информацию WEB- страниц
в) научно-популярную литературу
г) информацию СМИ
5.Какими информационными технологиями вы владеете??
3.Индуктором запуска проекта может послужить беседа о внутриутробном развитии человека или видеофильм.
На первом этапе проектировщикам предлагается определиться с ключевым понятиями проекта, такими как: эмбриология, здоровье, эмбриональный период развития.
Такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе из 3- 5 человек при произвольном делении (работа основана на актуализации своего личного опыта).
После этого проектировщики имеют возможность сравнить своё представление с определениями, предлагаемыми справочниками и словарями.
Домашнее задание – осуществить библиографический поиск по теме исследования.
Работа над проектом
Деятельность учителя | Деятельность проектировщиков | Домашнее задание для проектировщиков |
Актуализация знаний, полученных в рамках курса «Основы исследовательской деятельности»: методология исследования, логика исследования, структура индивидуальной исследовательской работы, требования к оформлению, критерии оценки. . | Проектировщикам необходимо четко сформулировать проблему собственного исследования. Формулировка проблемы позволит им определить объект, предмет, цель(и) и задачи, отобрать необходимые методы исследования.. Работа по сбору информации (Интернет-ресурсы, библиотека, преподавателя-консультанты)
| Оформление методологического блока исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, цель(и) задачи, методы) Для лучшего взаимодействия в системе «студент-преподаватель» можно использовать Интернет – ресурс Google – формы. Подобный сервис даёт пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования. |
Индивидуальные консультации | Создание электронной версии черновика исследовательской работы (работа в компьютерном классе). | Создание электронной версии черновика исследовательской работы |
Актуализация знаний о презентации/защите индивидуальной исследовательской работы. Презентация/защита строятся с использованием программы Microsoft Office PowerPoint (или другая программа) в форме слайд-шоу, состоит из 10-15 слайдов, длительность каждого выступления – приблизительно 5-7 минут. Для проведения подобной презентации/защиты требуются ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
| Работа над созданием образа компьютерной презентации проекта. (работа в компьютерном классе) | Создание электронной версии презентации/защиты. (с подбором иллюстративного материала) и подготовить текст выступления). |
Проверка степени готовности к защитите проекта. Оценка регламента выступления. | Работа с текстом выступления. | Работа с текстом выступления. |
Публичная защита проекта
Защита проекта может быть проведена в формате ученической конференции, посвященной проблемам эмбриологии. Участниками конференции могут стать как сами проектировщики, так и приглашенные родители, специалисты в области генетики и медицины.
Задание 3.Составить календарный план руководства по написанию индивидуального проекта.
Методические указания по выполнению практического задания
Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы. В соответствии с выполнением этого календарного плана студенты ежемесячно аттестуются руководителем проекта.
Календарный план может выглядеть таким образом:
№ | Содержание | Сроки | Отметка о выполнении | Замечания |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 4.Предложить не менее 10 источников к выбранной теме индивидуального проекта (вкл. интернет ресурсы, ссылки активные)