12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
1

Жизнь и творчество М.А.Булгакова.Конспект урока для студентов первого курса.





Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова.

В лекции использован материал:.


Литература.11класс.Учебник 2 часть-Под ред. Журавлева В.П.




План.

1Сведения из биографии писателя.

2Творческий путь М.А. Булгакова.

3.Роман Белая гвардия».



Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3(15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии. Семья Булгаковых – обычная провинциальная интеллигентная семья, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником ёлки и домашними спектаклями .Воспитанием детей большей частью занималась мать — Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.

1901 – 1909 гг. Учёба в 1-й Киевской гимназии “особого устава”, где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.

Главной трагедией детства М. Булгакова стала безвременная смерть отца в 1907 году. Отец писателя, Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

После окончания гимназии в 1909 году не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет.

Шла первая мировая война, и Булгакову пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем полтора года проработал молодой врач в сельской больнице в селе Никольском, Сычевского уезда, Смоленской губернии, где «зарекомендовал себя неутомимым работником на земском поприще»

Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.


Вернувшись в Киев, Булгаков пытается заняться частной практикой как врач-венеролог.. Но идет 1918 год, гражданская война, калейдоскопическая смена властей в Киеве. Позднее он напишет, что лично пережил 14 переворотов в Киеве той поры. Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовали то петлюровцы, то Красная Армия.


Не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ. В его настроениях той поры, как отмечал литературовед В. Лакшин, – усталость от братоубийственной войны.

Заболев тифом, остается во Владикавказе. Белые отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками. Работал в газете «Коммунист», писал фельетоны.

Кроме фельетонов Булгаков начинает печатать драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

Осенью 1921 года уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор. Медицину оставляет навсегда. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, бегает по редакциям, ищет работу.Вскоре становится сотрудником газеты «Гудок».

В1925 написал две гротесково-фантастические повести: «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Судьба этих произведений неодинакова. «Роковые яйца» были опубликованы в том же году, очень понравились М. Горькому, но в советской критике были разгромлены. «Собачье сердце» пришло к советскому читателю в 1988 году, когда имя Булгакова было окружено славой. Вскоре повесть была экранизирована.

В каждой из них симпатичный профессор делает открытие, производящее революцию в науке. Профессор Пейсиков («Роковые яйца») открывает красный луч, под воздействием которого все живое приобретает способность увеличиваться до колоссальных размеров. Скорее всего, Булгаков использовал сюжет «Пищи богов» Г. Уэллса. Герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский в соответствии со своей «говорящей фамилией» преображает пса Шарика в человека. Однако оба открытия не приносят пользы. С едким сарказмом показывает писатель, как воспользовавшийся открытием Пейсикова практик-энтузиаст с мрачной фамилией Рокк в условиях царящей в стране неразберихи и безответственности вырастил вместо гигантских кур огромное количество заморских гадов (крокодилов, удавов), отправившихся в поход на Москву. Столицу спасло чудо – летом вдруг выпал снег, и южные рептилии замерзли. Но в панике погиб и профессор-изобретатель, и его открытие, и жена Рокка, и множество других людей.

Человечество, утверждал Булгаков своей повестью, нравственно не доросло до того, чтобы выполнять роль Создателя, творить историю.

Еще острее эта мысль проходит через повесть «Собачье сердце». Возникший из собаки гражданин Шариков оказывается хамом, воинствующим невеждой – одно из неизбежных последствий синтеза рабьей психологии дворняжки и люмпен-пролетариата. Шарикову гораздо милее демагогия председателя домкома Швондера, чем долгий и упорный труд по овладению культурой. Писатель беспощадно и зло изображает Швондера и его команду как бездельников, завистников, пропагандирующих ненависть к интеллигенции, культуре. Задолго до 1937 года сатирик угадал те социальные типы, которые, развязав репрессии, сами пали от руки взращенных ими шариковых. Впрочем, и здесь, даже в большей степени, чем в «Роковых яйцах», финал достаточно счастливый. Преображенский второй операцией возвращает своего монстра в прежнее собачье состояние.

В обеих повестях писатель едва ли не первым в литературе заговорил о нравственной ответственности ученого XX века за свои открытия. В них (а чуть позже и в пьесе «Адам и Ева») содержится предостережение, что всесильная наука в неумелых или злобных руках может уничтожить весь земной шар.

Почти одновременно с названными повестями писатель создает роман «Белая гвардия» (1925 год). Он писал свой первый роман в Москве в 1923-1924 годах, ночами, после изнурительной газетной работы.

«Белая гвардия»- это не столько роман о революции, сколько повествование о выпавших на долю людей XX века испытаниях, выявляющих сущность человека на его земном пути. Не случайно, первоначальное название произведения – «Крест».




В романе «Белая гвардия» он показывает интеллигенцию, втянутую в кровавые события Гражданской войны. Писатель пытается разобраться в том, что происходит с Россией и её народом. Авторскую трактовку исторических событий писатель воплощает в слиянии мотивов разрушения семьи, дома, города, великой державы. В своём романе он не пытается оценивать целесообразность или нецелесообразность революции. Важнее для Булгакова проанализировать психологию человека в вихре событий, решить, что в этом мире вечно и что преходяще. Поэтому одной из проблем романа становится проблема нравственного выбора героев.

Семья Турбиных – это любимые персонажи писателя. Их квартира становится художественным воплощением образа Дома. Изразцовая печка в столовой, которая «грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку», часы, играющие гавот, «мебель старого красного бархата», «кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром» – это милые детали мирной жизни семьи. Саардамский Плотник, Капитанская дочка, Наташа Ростова – не просто персонажи книг. Они воспринимаются как члены этой семьи, живущей в соответствии с гуманистическими традициями русской классической литературы. Ведь «лучшие на свете шкапы» для Турбиных – это шкапы с книгами, «пахнущими таинственным старинным шоколадом». Но мирная жизнь теряется в безумии революции. И как же заманчиво спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задёрнутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать «крысьей побежкой на неизвестность от опасности», как это делает муж Елены, капитан Генерального штаба, Сергей Иванович Тальберг. И в этом трагедия.

Выбор Турбиных другой. Алексей Турбин, врач, идёт в мортирный дивизион полковника Малышева. Он не может быть в стороне от схватки. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии происходящего. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Даже если это будет стоить им жизни.

Молча реагирует Елена на отъезд Тальберга. «Ни звука не ответила Елена, потому что была горда»; она – хранительница очага, её место – рядом с мужчинами, защищающими Город. Она молится за них и вымаливает жизнь. Елена просит Божью Матерь спасти умирающего брата. И её молитва услышана: от иконы Божьей матери исходит «цепочный луч», и Алексей Турбин, уже находившийся у порога смерти, выздоравливает. Какие же проникающие слова произносит эта женщина — слова, на которые не могут не откликнуться Богоматерь и Иисус? Она говорит: «...все мы в крови повинны». Осознание вины и покаяние — вот что даёт спасение.

Самый младший Турбин – Николка. Он мечтает о подвиге во имя Отечества. Семнадцатилетний юноша готов стоять за Город до конца. Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для него делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему приходится побывать почти в преисподней.

Свой выбор делает и полковник Малышев, который распускает мортирный дивизион. К этому поступку нельзя отнестись однозначно: не вяжется такой поступок с понятием об офицерской чести. Но для Булгакова свойственно трактовать поступок своего героя в соответствии с пониманием, что ничего нет бесценнее человеческой жизни. Вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным «никак не в отцы, а лишь в старшие братья»: «Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность всё! ... Вас посылаю домой!» А ведь за этим поступком – мужество человека и трагедия офицера. В разговоре с Алексеем Турбиным Малышев говорит: «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!».

Похожий выбор делает и полковник Най-Турс. Он – «отец солдатам» – не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками (а как иначе в тридцатиградусные морозы!), он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора – никакая идея не способна оправдать гибель людей.

Булгаков ничего не упрощает в судьбах своих героев. Невозможным оказывается, при всём обилии офицеров и юнкеров, собрать их в армию и дать достойный отпор Петлюре. Писатель показывает, что в «белой гвардии» царит бесчестие, разброд и предательство.

Полковник Щёткин и другие командиры таинственно и необъяснимо исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города, России, если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.

В финале романа мы видим, что в доме по Алексеевскому спуску собираются не только Турбины, но и их друзья – Мышлаевский, Шервинский, Степанов – Карась; там живёт дальний родственник – Лариосик. Как сложится их судьба? Ведь «велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней…» Этот вопрос остаётся открытым.

Авторская позиция в романе о гражданской войне христианская. Во сне Алексей Турбин видит, что в раю нашли прибежище вместе с белыми и красные. Он не может понять этой милости к убийцам и разрушителям, но Бог устами вахмистра Жилина, сослуживца Турбина по полку, отвечает ему: «Все вы у Меня... одинаковые, в поле брани убиенные». Нравственный выбор писателя – это молитва за все жертвы братоубийственной войны, молитва за тех и за других.

«Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Какие бы события ни происходили, Дом, Очаг, абажур на лампе как символ этого Очага священны. Так же, как звёзды становятся символом вечности, её символом в начале романа становится домашний Очаг семьи Турбиных. Таким образом, Булгаков продолжает и развивает мысль Льва Толстого о приоритете частной жизни. Вечны семья, город, страна, способные сохранить непреходящие ценности и построить жизнь по законам любви.


Первая часть «Белой гвардии» была опубликована в журнале «Россия» и привлекла внимание Художественного театра. Театр давно искал современную пьесу. Михаил Афанасьевич был приглашен для переговоров и затем стал работать над инсценировкой романа. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных». Так Турбины обрели вторую жизнь на сцене лучшего в стране театра. Пьеса имела грандиозный успех.

Судьба пьесы была очень непростой. С постановкой во МХАТе к Булгакову пришла и настоящая известность, но наступили и тяжелые дни. Сразу после премьеры автор был подвергнут жестокой критике, точнее, травле со стороны целой группы раповцев, обвинявших Булгакова в «апологии» белого движения. После премьеры пьесы «Дни Турбиных» в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но вскоре обе пьесы были сняты со сцены.

Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только Станиславский, Немирович-Данченко, актеры Художественного театра, но и М. Горький. Однако до сцены она не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Вокруг самого Булгакова в эти годы создавалась атмосфера травли. Неталантливые собратья очень хотели, чтобы он уехал из страны. И не случайно, что среди друзей Булгакова или хотя бы близких знакомых, бывавших в его доме, писатели оказались в меньшинстве. Эта среда не стала для него своей. Последние (и творчески самые важные) десять лет он редко ходил в гости. Принимал гостей у себя: бывало и хлебосольно и весело. Но хозяин дома был насторожен против случайных знакомств, чувствителен к возможной зависти, наушничеству и т.п. Характерно, что он охотнее общался с литераторами старшего поколения – В. Вересаевым, Е. Замятиным, М. Волошиным. Из молодых ближе других оказались И. Ильф. В. КавериН, Ю. Олеша. В. Пильняком прочной дружбы не возникло. А. Фадеев навестил его и познакомился с ним лишь в последние месяцы болезни. Тогда же появились в его доме Б. Пастернак и К. Федин.

В 1929 году пьесы его были сняты отовсюду. Булгакова не печатали. Только по необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получил «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для «Дней Турбиных». Для Булгакова это означало, что ему была возвращена часть жизни. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.

К весне 1930 года, лишенный, по его выражению, «огня и воды», писатель дошел до гибельного отчаяния. Он искал любую работу, пробовал наниматься рабочим, дворником – его не брали.

К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни.

В марте 1930 года запрещена его новая пьеса о Мольере.

Он отверг унизительные хождения с жалобами. 28 марта 1930 года он пишет письмо к Советскому правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния: «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей («Белая гвардия» на Западе была опубликована целиком в 1927-1929 годах), налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Он писал, что не собирается по совету «доброжелателей» создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать по-своему .

18 апреля 1930 года состоялся его знаменитый телефонный разговор со Сталиным: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может».

После разговора со Сталиным Булгаков был принят на работу во МХАТ. Он работал режиссером, писал инсценировки. В Художественном театре шла его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя (1930-1932)

Даже сыграл роль судьи в спектакле МХАТа «Пиквикский клуб». По поэме Гоголя «Ревизор» написал сценарий для кино, создал пьесу по мотивам «Дон Кихота» Сервантеса и либретто оперы по Мопассану «Рашель».

В последнее десятилетие жизни были написаны пьесы «Адам и Ева» (1931 г.), «Иван Васильевич» (1935-1936 г.), «Последние дни» – о Пушкине, продолжалась работа над «закатным романом» «Мастер и Маргарита», начало работы над которым относится к 1928-1929 годам. Последние вставки в роман Булгаков диктовал жене в феврале 1940 года, за 3 недели до смерти. Он писал роман в общей сложности 12 лет, поправлял и переделывал написанное, на долгие годы оставляя рукопись и вновь возвращаясь к ней. Одновременно шла работа над другими произведениями, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Она была синтезом всего, что было передумано и перечувствовано Булгаковым.

М.А. Булгакову помогла жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа. В феврале 1929 года Мастер встретил Елену Сергеевну, а в мае начал роман «Мастер и Маргарита». Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

В жизнь Булгакова Елена Сергеевна принесла любовь. Но счастье не было долгим. Булгаков начал слепнуть, терять речь. Он умирал. Он был врачом и мог предсказать течение болезни. Он говорил: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел…»

Болезнь прогрессировала, и 10 марта 1940 года Булгакова не стало. Через 6 дней после смерти Михаила Афанасьевича Анна Ахматова пришла к вдове, отдала последний долг – стихи:

Вот это я, взамен

могильных роз,


. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования.


Дом. задание: написать сообщение на тему Творчество М.А. Булгакова.

      




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.