Разработка урока
по физике
на тему : «Закон Архимеда»
7 класс
Учитель: Аджибекирова Нелли Рафаиловна
Школа № 21
Г. Ангрен
Тема урока: «Закон Архимеда»
Общая цель:: изучить закон Архимеда, узнать от каких величин зависит сила Архимеда.
1. Образовательная: Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела.
2. Воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным. Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.
3. Развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, показать роль физического эксперимента в физике
Компетенции:
ПК 1 – умение наблюдать, понимать и объяснять физические процессы и явления.
ПК 3 – умение применять на практике физические знания и приборы.
КК2: Информационная компетенция–умеет пользоваться существующими источниками информации (книги, учебники).
КК 6: Математическая грамотность, осведомлённость о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими – умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни;
Тип урока: объяснение нового материала.
Используемое оборудование: динамометры, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, сосуды с водой, грузы.
Используемые методы: лекция с элементами беседы. Проведение экспериментов.
Ход урока
I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Повторение изученного материала (Метод блиц опрос)
Работа с карточками-сигналами:
Учитель:
а) показать, какими буквами обозначаются физические величины: сила, плотность, давление, масса, объем;
б) показать формулу для расчета давления внутри жидкости.
в) Перевести 30кПа , 0,05 Мпа в систему СИ.
III.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Дорогие ребята мне бы чтобы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку были следующие слова: «Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на деле».
Думайте, экспериментируйте и решайте. Избежать ошибок и достигнуть победы нам помогут только знания.
Тема сегодняшнего урока «Закон Архимеда» чрезвычайна важна и интересна
Этому и посвящены сегодняшние исследования. Схема наших исследований: проведение эксперимента – анализ результатов – выводы.
Сегодня на уроке я предлагаю Вам разделиться на 4команды:
Обратите внимание на конверты на ваших партах, откройте конверт 1 с заданием , приступайте к работе
Эксперимент 1 с помощью приборов, которые находятся у вас на столах, мы можем проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр.
Чтобы проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр, надо подвесить тело к пружине динамометра, заметить его показания, а затем опустить тело в воду, повторить измерение и сравнить оба показания динамометра (выполняют эксперимент).
Учитель. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?
На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.
Учитель. Как она направлена?
Ученики: -Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.
Исходя из этого опыта мы можем вывести формулу нахождения силы.
Fa=Pтв-Pтж
Учитель. Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те, которые тонут.
ВЫВОД. Закон Архимеда формулируется таким образом: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
В соответствии с этим архимедова сила равна Fa=ρж Vт g
Условия плавания тел
Тело всплывает |
Тело плавает |
Тело тонет |
Учитель: Проблемный вопрос: Предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.
Возможные предположения:
- объём тела
- форма тела
- глубина погружения тела
- плотность тела
- плотность жидкости
- Давайте проверим Ваши предположения.
Цели исследования
- выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила,
- выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила.
Работа в группах.
(Группам выдается соответствующее оборудование)
Задание всем группам
Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Задание всем группам
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, раствором соли, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растворе соли.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание первой и второй группе
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, нить.
Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.
Задание третьей и четвертой группе
Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.
Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
Выводы по результатам исследовательской работы .Выступления представителей групп (защита результатов проведенного исследования)
Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу:
IV.Закрепление изученного материала.
Игра “Снайпер”.
Выполнение — 2 мин., проверка — 1 мин. И оценки получают все.
На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.
Вопросы | I | II | III |
1. Формула силы Архимеда |
|
|
|
2. Сила Архимеда больше в жидкости… | с большей плотностью | с меньшей плотностью | не зависит от плотности |
3. Сила Архимеда больше действует на тело, у которого… | меньше объем | больше объем | не зависит от объема |
4. Тело тонет, если… |
|
|
|
5. Сила Архимеда направлена… | вниз | вверх | не знаю |
6. Сила Архимеда равна… | весу вытесненной жидкости | весу тела | силе тяжести |
Подпиши фамилию, имя, класс.________________
Учитель при помощи шила прокалывает правильные ответы на листочках и сравнивает место проколов с ответами учащихся.
Учитель: А теперь мы с вами переходим к решению задач. решаем самостоятельно. каждый выбирает задачу того уровня, который он может сделать. В начале пишем данные, затем – формулы. И только после этого решаем.
Задача 1-го уровня. Тело объёмом 200 см3 опущено в керосин. Определить, силу Архимеда. (Оценка – «5»).
Задача 2-го уровня. Вес тела в воздухе равен 3.5 Н, а вес этого же тела в воде равен 2.5 Н. Определить выталкивающую силу. (Оценка – «4»).
Итог: проведенные работы подтвердили справедливость закона Архимеда
Особо следует отметить ваши творческие работы в виде экспериментальных заданий, успешную работу в группах.
V. оценивание учащихся. Каждый ученик подсчитывает заработанные баллы в игре «Снайпер».
VI. Задание на дом : составить синквейн на пройденную тему. Выучить формулу силы Архимеда, Решить задачу: Тело объёмом 100 см3 опущено в воду. Определить, силу Архимеда действующую на тело.