12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нелли Рафаиловна152
Узбекистан, Ташкентская область, г. Ангрен
Материал размещён в группе «У меня коллега есть!»









Разработка урока

по физике

на тему : «Закон Архимеда»

7 класс

t1700576923aa.jpg



























Учитель: Аджибекирова Нелли Рафаиловна

Школа № 21

Г. Ангрен



Тема урока: «Закон Архимеда»

Общая цель:: изучить закон Архимеда, узнать от каких величин зависит сила Архимеда.

1. Образовательная: Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела.

2. Воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным. Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.

3. Развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, показать роль физического эксперимента в физике

Компетенции:

ПК 1 – умение наблюдать, понимать и объяснять физические процессы и явления.

ПК 3 – умение применять на практике физические знания и приборы.

КК2: Информационная компетенция–умеет пользоваться существующими источниками информации (книги, учебники).

КК 6: Математическая грамотность, осведомлённость о достижениях науки и техники, умение пользоваться ими – умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни;

Тип урока: объяснение нового материала.

Используемое оборудование: динамометры, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, сосуды с водой, грузы.

Используемые методы: лекция с элементами беседы. Проведение экспериментов.

Ход урока

I.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Повторение изученного материала (Метод блиц опрос)

Работа с карточками-сигналами:

Учитель:

а) показать, какими буквами обозначаются физические величины: сила, плотность, давление, масса, объем;

б) показать формулу для расчета давления внутри жидкости.

в) Перевести 30кПа , 0,05 Мпа в систему СИ.

III.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель. Дорогие ребята мне бы чтобы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку были следующие слова: «Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знания на деле».

Думайте, экспериментируйте и решайте. Избежать ошибок и достигнуть победы нам помогут только знания.

Тема сегодняшнего урока «Закон Архимеда» чрезвычайна важна и интересна

Этому и посвящены сегодняшние исследования. Схема наших исследований: проведение эксперимента – анализ результатов – выводы.

Сегодня на уроке я предлагаю Вам разделиться на 4команды:

Обратите внимание на конверты на ваших партах, откройте конверт 1 с заданием , приступайте к работе

Эксперимент 1 с помощью приборов, которые находятся у вас на столах, мы можем проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр.

Чтобы проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр, надо подвесить тело к пружине динамометра, заметить его показания, а затем опустить тело в воду, повторить измерение и сравнить оба показания динамометра (выполняют эксперимент).

Учитель. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.

Учитель. Как она направлена?

Ученики: -Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Исходя из этого опыта мы можем вывести формулу нахождения силы.

Fa=Pтв-Pтж

Учитель. Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те, которые тонут.

ВЫВОД. Закон Архимеда формулируется таким образом: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.

В соответствии с этим архимедова сила равна Fa=ρж Vт g

Условия плавания тел

t1700576923ab.jpg

Тело всплывает

t1700576923ac.jpg

Тело плавает

t1700576923ad.jpg

Тело тонет

Учитель: Проблемный вопрос: Предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.



Возможные предположения:

- объём тела

- форма тела

- глубина погружения тела

- плотность тела

- плотность жидкости

- Давайте проверим Ваши предположения.



Цели исследования

- выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила,

- выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила.

Работа в группах.

(Группам выдается соответствующее оборудование)

Задание всем группам

Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.

Задание всем группам

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, раствором соли, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растворе соли.

Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание первой и второй группе

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, нить.

Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

Задание третьей и четвертой группе

Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.

Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.

Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.

Выводы по результатам исследовательской работы .Выступления представителей групп (защита результатов проведенного исследования)

t1700576923ae.gif

Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу:

IV.Закрепление изученного материала.

Игра “Снайпер”.

Выполнение — 2 мин., проверка — 1 мин. И оценки получают все.

На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.

Вопросы

I

II

III

1. Формула силы Архимеда

t1700576923af.gif

t1700576923ag.gif

t1700576923ah.gif


2. Сила Архимеда больше в жидкости…

с большей плотностью

с меньшей плотностью

не зависит от плотности

3. Сила Архимеда больше действует на тело, у которого…

меньше объем

больше объем

не зависит от объема

4. Тело тонет, если…

t1700576923ai.gif


t1700576923aj.gif


t1700576923ak.gif


5. Сила Архимеда направлена…

вниз

вверх

не знаю

6. Сила Архимеда равна…

весу вытесненной жидкости

весу тела

силе тяжести

Подпиши фамилию, имя, класс.________________

Учитель при помощи шила прокалывает правильные ответы на листочках и сравнивает место проколов с ответами учащихся.

Учитель: А теперь мы с вами переходим к решению задач. решаем самостоятельно. каждый выбирает задачу того уровня, который он может сделать. В начале пишем данные, затем – формулы. И только после этого решаем.

Задача 1-го уровня. Тело объёмом 200 см3 опущено в керосин. Определить, силу Архимеда. (Оценка – «5»).

Задача 2-го уровня. Вес тела в воздухе равен 3.5 Н, а вес этого же тела в воде равен 2.5 Н. Определить выталкивающую силу. (Оценка – «4»).

Итог: проведенные работы подтвердили справедливость закона Архимеда

Особо следует отметить ваши творческие работы в виде экспериментальных заданий, успешную работу в группах.

V. оценивание учащихся. Каждый ученик подсчитывает заработанные баллы в игре «Снайпер».

VI. Задание на дом : составить синквейн на пройденную тему. Выучить формулу силы Архимеда, Решить задачу: Тело объёмом 100 см3 опущено в воду. Определить, силу Архимеда действующую на тело.



Опубликовано в группе «У меня коллега есть!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.