Разработка занятия «мир вокруг нас»
Пояснительная записка
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Одна из главных задач, которая стоит перед системой образования, это формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у юных граждан Российской Федерации.
Цель: развитие экологического сознания и экоориентированного образа мышления детей и подростков.
Задачи:
- активизировать познавательную активность учащихся по отношению к природе, расширить представление детей об экологических законах;
- развить у детей понятие системности окружающего природного мира, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы;
- способствовать развитию творческих и коммуникативных умений, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей
Возрастная категория участников: 11-13 лет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ожидаемые результаты:
- у участников развиты навыки системного мышления;
- повысилась тяга к познавательной деятельности по отношению к природе, ответственное отношение к природе;
- участники закрепили различные коммуникативные умения: общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою и чужую работу.
Необходимые технические условия для проведения занятия:
- помещение кабинета со столами и стульями по количеству участников команд;
- мультимедийная установка, компьютер, презентация;
- письменные принадлежности;
- таймер обратного отсчета;
- раздаточный материал с задачами.
Ход занятия
Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим»
Сейчас мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим»
В игре будут участвовать две команды: левая и правая часть группы. За 3 минуты нужно назвать как можно больше сочетаний с прилагательным «экологический»
Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как, мячикам. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, «соперник» выбрасывает новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.
Примеры словосочетаний:
Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар. Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка. Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.
1. Вступительное слово
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами.
Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.
Упражнение «Экологическая ситуация»
Вам предлагается поразмыслить над какой-либо ситуацией, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести.
1. В Китае были уничтожены миллионы воробьев.
Ответ: После этого развелось огромное количество вредителей, и китайцы стали покупать воробьев в других странах.
2. В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток.
Ответ: Куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали птиц, а значит, предотвращали эпидемии.
Информационный блок «Земля наш общий дом»
Великий русский ученый В. И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось. Вот результаты нашей экологической экспертизы.
1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.
2. Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.
3. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.
4. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.
5. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
6. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете. Только в Европе за последние 20 лет исчезло 17 тысяч видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
7. Создается угроза существованию самого человека. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только 4-й, а среди 17-летних – каждый 7-й. Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.
8. С 70-х годов на 50 процентов возросла частота сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
9. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.
10. Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в других развитых странах.
Информационный блок «Законы экологии».
Как мы знаем, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Сформулировал их американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
7. Заключительная беседа
Знание и выполнение законов экологии – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.
Я хочу прочитать вам строки поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя...
О чём говорит здесь поэт? Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
- Подведение итогов (рефлексия).
Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Подумайте о том, что доброго, хорошего и полезного может сделать человек для природы? Как помочь природе?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беспалова Г.М. Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005.
- Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток – Приморье: учебное пособие. Владивосток, Хабаровск, Хабаровское кн. изд-во, 2005, 304 с.
- Расти с Хабаровском// Детский литературный журнал.- Хабаровск, 2014.
Интернет-ресурсы:
- http://dvmarine.ru/ - сайт Дальневосточного морского биосферного заповедника
- http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/ - Виртуальный музей «В гостях у нивхов».
- http://www.kraeved.tv/ - Заметки краеведа.
- http://www.youtube.com/watch?v=Fupkyd1NJjA - Документальный фильм «Любить полосатого зверя».