Открытый урок по ОПК в 9 классе «Разрушение монархии. Жертвенный подвиг императора Николая II»
Открытый урок по ОПК в 9 классе
Подготовила и провела Кулешова Валентина Михайловна учитель ОПК.
Тема: Разрушение монархии. Жертвенный подвиг императора Николая II.
Цель: углубить знания по истории православной культуры в контексте истории России 20 века.
Задачи:
1) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций своего народа
2) ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории
3) ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей
4) формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
5) воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
Личностные результаты:
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
Метапредметные результаты:
– развитие познавательной деятельности
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
Предметные результаты:
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, сообщение темы урока
Проверка знаний
На прошлом занятии мы начали говорить о семье, о христианской семье. Давайте вспомним. Какие синонимы к словосочетанию «христианская семья» вы можете подобрать? (верующая, любящая, заботливая и т.д.)
Какова была православная семья?
А какие известные в нашей деревне (местности, стране) семьи вы можете назвать?
Семья играет большую роль в жизни человека. На школьном уровне мы проводим разные мероприятия с участием ваших семей.
Объяснение нового материала
Сегодня мы продолжим говорить о семье – христианской семье. Истории известны имена супругов, которые преодолели все трудности и создали крепкую семью. Как вы думаете, о какой семье мы сегодня будем говорить?
Правильно, сегодня мы будем говорить о семье последнего русского императора Николая II. Давайте определим цель нашего урока. (ответы детей)
Все верно, сегодня мы с вами окунемся в историю православной культуры в контексте истории России 20 века, а в частности истории семьи Николая II.
Рассказ о семье Николая II. (Назарьева Алина)
Работа в группах с текстом.
1 группа – найдите и подчеркните, какую роль в воспитании детей играл отец – император Николай II.
2 группа – какие ценности воспитывались в этой православной семье.
Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.
Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.
Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.
Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.
Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.
Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.
Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.
Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
Проверка выполнения задания
Но семье Николая II не суждено было прожить долго. Давайте послушаем о том, что случилось.
Рассказ по учебнику (Никишова Людмила).
Вслушайтесь только в те слова, которые просил передать император (не мстить за него). Поэтому его и его семью назвали страстотерпцами, то есть он не держал зла на своих мучителей и не сопротивлялся, молился Богу о прощении своих палачей.
Несмотря на то, что император Николай II отрекся от престола, он не покинул страну, он оставался до конца со своим народом. И народ поддерживал царскую семью как мог.
Давайте прочитаем стихотворение «Молитва», которое было написано поэтом и передано находящейся в заточении Царской семье.
Легко ли было христианину не только простить того, кто являлся его врагом, но еще и молиться о нем – то есть просить у Бога ему добра?
К кому обращались христиане за помощью?
Рефлексия
Вот и подошло к концу наше занятие.
Какие впечатления от сегодняшнего занятия остались у вас?
Какие выводы вы для себя сделали?
В чём выразился духовный подвиг императора и членов его семьи?
Давайте подведем итог нашего урока.
5. Домашнее задание: 21 стр. 163 - 170 работа в тетради.
Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.