Открытый урок по русскому языку в 9 классе «Сложносочинённые предложения»
Открытый урок по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Сложносочиненное предложение
Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении
(ССП);
совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Задачи урока: 1) усвоение основных признаков ССП;
2) повторение значений сочинительных союзов в ССП;
3)совершенствование умения определять смысловые
отношения между частями ССП;
4)развитие орфографических навыков;
5)развитие навыков постановки знаков препинания в ССП;
6)воспитание любви к родной природе и русскому языку
(на примере текстов)
Оборудование: мультимедийная аппаратура
Использованная литература: 1. Учебник для общеобраз. Учр. Русский язык. 9класс/ Под ред. Л.А. Троснецовой,Т.А.Ладыженской. – М.: «Просвещение», 2010.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобраз.учреждений / Т.А. Троснецова, А.И. Запорожец. – М.: «Просвещение», 2014.
3. Конспект открытого урока в 9 классе на тему «Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами», учителя русского языка и литературы Айкеловой Г.А.,2010г.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
(приветствие, проверка готовности учащихся к уроку)
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка по теме «Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да (=и), тоже, также, ни…ни »
Я слышу – я забываю.
Я вижу – я запоминаю.
Я делаю – я понимаю.
Китайская пословица.
Так гласит китайская пословица. Поэтому желаю всем слышать и слушать, все видеть, и, конечно, правильно выполнять.
2.Орфографическая работа
1. Покл..ниться при встрече, прикл...нить голову, укл..нение от обязанностей, прекл..няться перед талантом, тв...рить чудеса, претв...рять в жизнь, ненужная утв...рь, заг...рать под солнцем юга, сг...реть дотла, приг...рать на сковороде, вск...чить на ходу, быстрый ск...кун, отск...чить
ото рва, заносчивый выск...чка, р...сти в деревне, развивающаяся отр...сль промышленности, старый р...стовщик, выр...щенный в искусственных , условиях, сапоги пром...кают, обм...кнуть хлеб в , молоко, непром...каемая обувь, пром..кательная , бумага, все р...вно, ср...внять с землей, зеленая , р...внина, р..вноценный подарок, р...весник сына.
3. Теоретический блок. Ответьте на вопросы.
Дайте определение сложному предложению.
Перечислите основные виды сложных предложений.
Чем разделяются простые предложения в составе сложного.
Какое предложение называют сложносочиненным?
Назовите 3 разряда сочинительных союзов.
Перечислите сочинительные противительные союзы.
Перечислите сочинительные соединительные союзы.
3.Анализ предложений.
1)Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(ССП) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (СПП) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков(БСП)
4.Распределите сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Противительные соединительные разделительные
Союзы: и, а, но, ни…ни, зато, тоже, однако, да (=но), да (=и), также, же
Задание 5. Произведите синтаксический разбор предложения
Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада.
Задание 6. Творческий диктант.
Закончи пословицы, использовав противительные союзы.
1)Не место красит человека, (а человек место).2)Не красна изба углами, ( а красна пирогами)3)Мягко стелет, (да жестко спать)4)Делу время, (а потехе час).5)Близок локоть (,да не укусишь).6)Рад бы в рай, (да грехи не пускают).
Задание 7. Упражнение 65. Запишите, расставляя знаки препинания и указывая смысловые отношения между двумя предложениями в сложносочиненных.
Залает пес домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит. (Чередование). 2. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Чередование). 3. Пусть перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда. (Взаимоисключение). 4. То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть. (Чередование). 5. Эта гроза даром не пройдет. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит. (Взаимоисключение).
Задание 8. Тестирование.
Главные члены предложения – это:
А) подлежащее и сказуемое
В) определение и дополнение
С) дополнение и обстоятельство.
2. Сложное предложение состоит из:
А) нескольких слов
В) нескольких словосочетаний
С) нескольких простых предложений
3. Укажите предложение с сочинительным соединительным союзом:
А) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки.
В)Мне тоже не сиделось на месте.
С) Хвали утро вечером, а жизнь под старость.
4. Сложные предложения делятся на:
А) союзные, бессоюзные
В) обособленные, необособленные
С) главные и зависимые
5. Укажите сложное предложение:
А) Казахстан считается степным краем.
В) Море бушует, и волны разбиваются о берег.
С) Но есть здесь необычный уголок – это Боровое.
6. Сочинительные союзы делятся по значению на:
А) соединительные, противительные, разделительные
В) формообразующие, отрицательные, модальные.
С) первообразные, непроизводные, производные.
Домашнее задание: параграфы 12-15. Упражнение 67;выписать из художественной литературы 7 ССП, составить две схемы или написать сочинение миниатюру «Ранняя весна», используя ССП.