Открытый урок по физике «Реактивное движение» (9 класс)
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №8
Республика Дагестан
г. Хасавюрт
Авторская разработка урока физики
" Реактивное движение" (9-й класс)
Разработала учитель физики:
Арсанукаева Джаминат Имамудиновна
Цели урока:
Познавательные:
Дать понятие реактивного движения.
Рассмотреть устройство ракеты.
Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы и творческие способности.
Способствовать расширению кругозора.
Дать представление о реактивном движении в природе и технике.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.
Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.
Воспитать честность.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование, ТСО, наглядность:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Воздушный шарик, штативы, нитки, коробка из-под сока с отверстием, чаши с водой, маленькие модели ракет.
Презентация «Реактивное движение».
Оригами – ракеты.
Плакат с изображением космоса.
Конверт для составления ракеты.
Конверт для рефлексии.
Ролик « Реактивное движение»
Демонстрации:
1) Движение воздушного шарика, закрепленного на нити между двумя штативами, после того, как снять прищепку, стягивающую его отверстие. К надутому шарику скотчем прикрепить трубочку от шариковой ручки так, чтобы шарик был в горизонтальном положении (лежа на боку). Сквозь трубочку протянуть нить и привязать ее к двум штативам, раздвинув их примерно на расстояние 3 метра на демонстрационном столе.
2) Вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива. (В литровой коробке из-под сока по диагонали ближе ко дну пробиваем отверстия, вставляем в них трубочки (2 см длиной). Их можно отрезать от пустой пасты шариковой ручки. Наливаем воды в коробку. Вода выливается через отверстия- коробка вращается.)
3) презентации «Реактивное движение» (1-2), «Из истории развития космонавтики»
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Демонстрация опытов
Первичная отработка ЗУН
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. На предыдущих уроках вы сделали оригами в виде ракеты. Теперь у вас у каждого есть своя ракета, на которой вы изображены. Ваша задача ответив хотя бы на один вопрос приклеить вашу ракету к плакату. ( В конце урока учитель спрашивает, не забыли ли они ни кого? Конечно учителя. Учитель клеит свою ракету.)
2. Актуализация знаний
А) фронтальный опрос
- Что называется импульсом?
- Почему импульс – векторная величина?
- Назовите единицы измерения импульса тела в СИ.
- В чем заключается закон сохранения импульса?
- Напишите формулу закона сохранения импульса в векторном виде.
- При каких условиях выполняется этот закон?
Б) Игра « По страничкам учебника»
Я сейчас покажу вам на слайде картинки из ваших учебников по физике 7, 8 и 9 класса (автора Перышкина А.В.), вам надо узнать класс, название того, что изображено на картинке.
3. Изучение нового материала
1) Объявление темы урока
Опыт с шариком.
Учитель: Мне нужны два добровольца. Надуйте шарик, вытяните руку, в которой шарик и по моей команде отпустите. Спасибо, присаживайтесь. Что Вы сейчас наблюдали?
Ученики: Движение шарика.
Учитель: Что является причиной движения шарика?
Ученики: Отделение части воздуха от шарика.
Учитель: Да, все правильно. Вы наблюдали движение шарика. Такое движение называется реактивным движением. Именно с этим видом движения мы сегодня с вами познакомимся.
( озвучить цели урока, запись в тетрадях)
2) Демонстрации:
Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих справедливость закона сохранения импульса.
1) движение воздушного шарика, закрепленного на нити между двумя штативами, после того, как снять прищепку, стягивающую его отверстие.
2) вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива.
3) просмотр ролика «реактивное движение»
Проблемная ситуация:
Как происходили эти движения? Опишите каждое движение. Что общего у этих движений?
1) движение воздушного шарика, скользящего по нити между двумя штативами, из открытого отверстия из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха.
2) вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива,
Объяснение опытов:
Демонстрациядвижения воздушного шарика.
Объяснить это явление можно с помощью закона сохранения импульса. Пока отверстие шарика завязано, шарик с находящимся внутри него сжатым воздухом покоится, и его импульс равен нулю. При открытом отверстии из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха. Движущийся воздух обладает некоторым импульсом, направленным в сторону его движения. Движение шарика является примером реактивного движения. Реактивное движение происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.
( Доказать, используя закон сохранения импульса, как направлены импульсы струи сжатого воздуха и ракеты)
Демонстрация устройства, называемого сегнеровым колесом. Вода, вытекающая из сосуда конической формы (у нас из коробки из-под сока) через сообщающуюся с ним изогнутую трубку (у нас через отверстия по бокам коробки, сделанные на противоположных сторонах коробки по диагонали внизу) , вращает сосуд в направлении, противоположном скорости воды в струях.
Вывод:
Реактивным движениемназывается движение, которое происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего тело приобретает противоположно направленный импульс.( запись в тетрадях)
3) Показ презентации «Реактивное движение»
Учитель рассказывает о применении реактивного движения природой:кальмары, медузы, каракатицы. Набирая в себя воду, они, с силой выталкивая её, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную движению. Развивают скорость 60-70 км/ч.
Слайды . "Бешеный огурец".
Я хочу вам рассказать о бешеном огурце. В южных странах ( и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огу-рец". Стоит только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец,
как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с вылетает жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.
Реактивное движение, например, выполняет ракета. Особенностью этого движения является то, что тело может ускоряться и тормозить без какой-либо внешней взаимодействия с другими телами. Продукты сгорания при вылет получают относительно ракеты некоторую скорость. Согласно закону сохранения импульса, сама ракета получает такой же импульс, как и газ, но направлен в другую сторону. Закон сохранения импульса нужен для расчета скорости ракеты.
Слово об ученых космонавтах.
Мы с Вами должны гордиться тем, что основы теории реактивного двигателя и научное доказательство возможности были впервые высказаны и разработаны русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским в работе «Исследование мировых пространств». Ему же принадлежит идея применения многоступенчатых ракет.
Нашей стране принадлежит великая честь запуска 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли. Также впервые в нашей стране 12 апреля 1961 г. был осуществлен полёт космического корабля-спутника «Восток» с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Этот и другие полёты были совершены на ракетах, сконструированных отечественными учеными и инженерами под руководством Сергея Павловича Королёва.
Работа на местах
Учитель: Мы сейчас сконструируем ракету-носитель, которая выведет наш искусственный спутник на орбиту. Из каких частей она должна состоять?
отсек с космонавтами;
отсек с приборами;
бак с топливом;
бак с окислителем;
насосы;
камера сгорания;
сопло.
(учащиеся собирают космический корабль по заготовленным деталям корабля: клеят в тетрадь)
4.Первичная отработка ЗУН:
А)Вам нужно выбрать те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.
Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю.
·Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту.
·Ситуация 3: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела.
·Ситуация 4: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки.
·Ситуация 5: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик.
Ситуация 6: Летчик катапультируется из кабины самолета.
·Ситуация 7: В воздухе взрывается снаряд.
·Ситуация 8: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями.
·Ситуация 9: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади.
Б) Игра «Найди общее» ( на экране показаны несколько картинок – задача учащихся найти общий признак)
- реактивное движение
- импульс тела
- Законы Ньютона
- искусственные спутники Земли
3. Головоломка.
Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. А ведь он мог спастись, если бы не был так жаден! А вы как поступили бы ?
(Ответ: Достаточно было оттолкнуть от себя мешок с золотом, и богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону по закону сохранения импульса).
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: п.22, упр.21(3).
7. Рефлексия
А сейчас, ребята, давайте, выразим свои чувства от урока. Проведем так называемое скрытое голосование. Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение, и опустите вот в эту коробочку.
Хлюпина Татьяна Леонидовна