Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР «Развитие артикуляции и мелкой моторики»
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР
1 год обучения
Тема «Развитие артикуляционной и мелкой моторики»
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики; формирование понимания и употребления слов, обозначающих названия органов артикуляции.
Задачи: 1.Знакомство с логопедическим кабинетом.
2.Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
3.Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти.
Оборудование: зеркала, шарики Су Джок, музыкальные инструменты, бумага, два стакана, вода.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие детей.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай
Имя своё ты называй.
- Доброе утро! Я, учитель-логопед. - Как меня зовут? Кто назовет мое имя?
-Кто знает, чем логопед занимается (варианты детей)
-Логопед помогает детям, школьникам и даже взрослым людям научиться красиво, разговаривать. Вы готовы учиться?
2.Знакомство с логопедическим кабинетом.
Познакомить детей с понятием « логопедический кабинет», « логопедическое занятие» и правилами поведения на занятии.
Логопед показывает детям различные зоны кабинета и объясняет их назначение.
_ Вы будете приходить ко мне в кабинет каждый день, мы будем тренировать язычок. Ушками слушать, глазками смотреть и играть в интересные игры.
-Дети, вы уже умеете красиво сидеть за партами? А сейчас я посмотрю какие вы внимательные?
-Если услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если бубен – мальчики.
3. Развитие мелкой моторики. Игра с шариками Су Джок. «Ёжик колет нам ладошки».
Детям предлагается взять по одному шарику Су – Джок.
Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко, (катаем шарик между ладонями)
Если будем с ним играть (массажное движение безымянного пальца)
Ручки будем развивать (массажное движение указательного пальца)
Ловкими станут пальчики (массажное движение указательного пальца)
Умными девочки, мальчики (массажное движение безымянного пальца)
Ёжик нам ладони колет (массажное движение мизинца)
Ручки к школе нам готовит (катаем шарик между ладонями).
4.Развитие слухового внимания.
Пальчики размяли, а теперь посмотрим какие внимательные ваши ушки.
Закрывайте глаза и слушайте, какие звуки я буду издавать. ( Шуршит бумага, звенит колокольчик, гремит бубен, льется, води и т.п.) Дети называют, что является источником звука.
-Скажите, что помогало вам услышать разные звуки? ( Уши)
Значит, звуки мы слышим ушами.
5.Ознакомление с органами артикуляции.
_ Мы послушали, какие звуки могут издавать разные предметы, а человек умеет издавать звуки? Какие? (хлопает, топает, чихает, смеется и говорит).
Дети, а как вы думаете, что помогает нам произносить разные звуки?
Правильно,мы произносим звуки ртом. Наш рот –это домик звуков речи.
Значит мы звуки не только слышим , но и говорим .Выставляются изображения уха и рта.
-Как вы думаете при помощи чего мы говорим: что находится у нас во рту( зубы, язык)
- Если мы закроем рот,что мешает увидеть зубы и язык (губы и щеки)
-Попробуйте закрыть плотно рот и сказать « Доброе утро» , не открывая губ.( дети пытаются произнести фразу).
-Вы смогли произнести слова с закрытым ртом?
- Можно ли разговаривать без помощи губ, щёк, зубов.
-Значит ,чтобы красиво разговаривать необходимо тренировать органы речи. На каждом занятии мы будем делать гимнастику для языка, губ, щёк.
Объяснить, детям ,что эта гимнастика называется артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют движения по показу или словесной инструкции.
6.Подведение итога.
Что мы делали ,чтобы научиться правильно произносить звуки?
- Познакомились, я показала свой кабинет.(логопед повторяет свое имя,уточняет какие занятия будут проходить в кабинете.)
-С помощью чего мы произносим звуки? Что необходимо делать, чтобы язык был сильный и ловкий?
-Что ещё мы умеем делать со звуками? (слышать)
- Значит, звуки мы говорим и слышим.
-Теперь мы можем поиграть.
Карусели ,карусели мы с тобой в машину сели. И поехали, поехали. ( дети ставят руки так будто взялись за руль).
Карусели, карусели мы с тобой в самолет сели. И полетели,полетели.( дети имитируют полет)
Карусели, карусели мы с тобой на лошадку сели.( дети имитируют движение ездока
Карусели, карусели все мы в группу поспешили.