Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения
Развитие артикуляционной моторики – эффективное средство коррекции звукопроизношения Презентацию подготовила Воробьева И. А. учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Пермь
Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Строение артикуляционного аппарата
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков
Виды артикуляционных упражнений: Статические «Лопаточка» «Чашечка» «Иголочка» Динамические «Часики» «Лошадка» «Качели»
Каждое упражнение артикуляционной гимнастики имеет свое название Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Название вызывает у ребенка интерес к упражнению. Экономит время, т. к. не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно лишь сказать «Поиграем в лошадку» или «Поиграем в змейку»
«Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«Окошко» На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
«Лопаточка» Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
«Иголочка» Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 се-кунд
«Часики» Высунуть узкий язык. Двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе под счет взрослого. Проделать 15-20 раз.
«Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.
«Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
«Чашечка» Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Горка» Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
«Трубочка» Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившеюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
«Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
«Змейка» Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
«Маляр» Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
«Катушка» Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Делать 15 раз.
«Гармошка» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
«Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить «д-д-д». Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
«Дотянись до носа» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики «Лягушка» «Хоботок» «Лягушка» - «Хоботок» «Окошко» «Лопаточка» «Иголочка» «Лопаточка» - «Иголочка» «Часики» «Качели» «Лошадка»
Упражнения для развития подъязычной уздечки Маляр Лошадка Грибок Гармошка Барабан Дотянись до носа
Требования к проведению артикуляционных упражнений: Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические, так и динамические упражнения
Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т. к. при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т. к. при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу Занятия должны быть кратковременными, но проводиться многократно, чтобы ребенок не утомлялся Уделять внимание формированию кинестетических ощущений
Результатом работы должны стать: Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры Уменьшение проявления парезов мышц артикуляционного аппарата Увеличение объема и амплитуды периферического речевого аппарата Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции