12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Садчикова Светлана Васильевна59
4

Развитие читательской грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ

Технологическая карта урока



Тема урока «Развитие читательской грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ.»



Предметная область: русский язык

Класс: 9

1.Цель урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю)


2.Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся


3. Планируемые результаты:

Предметные результаты:

овладеть основными понятиями темы;

использовать их в собственной работе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать тему урока;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

умение работать с текстом;

 анализировать, выстраивать последовательность;

систематизировать, извлекать информацию из представленных источников и преобразовывать её;

строить рассуждения;

делать выводы; 

находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные результаты:

стремление к развитию речи;

понимание необходимости подготовки к ОГЭ;

самоопределение (внутренняя позиция ученика);

умение слушать и вступать в диалог.







Этап занятия, время мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося


Результат деятельности обучающегося

1

2

3

5









Мотивация

Организационный момент

(1 мин)


Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас важный урок, его актуальность состоит в том, что всем вам в скором времени предстоит сдать экзамен по русскому языку. Самая главная задача на данном этапе - это хорошая подготовка.




Включаются в работу на уроке

Актуализация опорных знаний

(3 мин)



-Какие умения , на ваш взгляд, помогут сделать это успешно?

-Умение писать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность.




Проблемная ситуация

Постановка познавательной задачи

(5 мин)

-Сформировать все эти умения поможет комплексный анализ текста, направленный на формирование вашей читательской грамотности и успешную подготовку к ОГЭ.


При помощи создания проблемной ситуации

Подвожу к тому, что дети самостоятельно формулируют тему и цель урока

Создание проблемной ситуации

(3 мин)

-Итак ,давайте попробуем сформулировать тему урока




-А теперь давайте сформулируем цель урока

-Развитие читательской грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ОГЭ.


-Подготовиться к ОГЭ ,используя разнообразные приемы комплексного анализа текста.



Познание нового

Открытие нового знания

(3 мин)


-Объектом нашего исследования будет притча "Слепой"

-У вас на столах есть фрагмент этого произведения, прошу ознакомиться с ним.



-Первое задание позволит выяснить, насколько внимательно вы читали текст.

-Необходимо выбрать верные и неверные утверждения.


1)Один больной лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

2)Первый больной видел за окном облака, озеро и лес.   

3)Когда лежащий у окна больной стал задыхаться, его сосед нажал кнопку вызова медсестры.

4)Второй больной попросил, чтобы его переложили к окну.

5) Из окна открывался красивый вид на озеро, облака, людей.






- Перед вами цитатный план данного произведения. Нумерация пунктов плана не соответствует последовательности сюжета. Необходимо восстановить порядок.


Цитатный план

1)« В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба»

2)« Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном»

3)« В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека»

4)« Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться »

5)«... сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну »

6)« Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым»




-Является ли данная притча текстом? Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю вспомнить признаки текста.

-У вас есть текст ,в нем пропущены некоторые слова. Необходимо заполнить пробелы(дырки) и выписать признаки текста.


Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уро­ке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые ____. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой __________, связаны между собой по __________ и __________. Текст может быть представлен в ______ или__________форме. Непроизнесённого, ненаписанного, нена­печатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно _____текста или его _________мысль.

___________текста — то, о чём написан текст. Основная _________текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на_______. Каждый абзац на­чинается с красной строки.



















-Определите тип речи.




-Каков стиль текста?



-Перечислите основные признаки художественного стиля.














+1) )Один больной лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

+2) Первый больной видел за окном облака, озеро и лес.

-3) Когда лежащий у окна больной стал задыхаться, его сосед нажал кнопку вызова медсестры.

+4) Второй больной попросил, чтобы его переложили к окну.

-5) Из окна открывался красивый вид на озеро, облака, людей.








Цитатный план


3)« В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба»

2)« Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном»

1)« В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека»

4)« Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться »

5)«... сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну »

6)« Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.»






Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически.

Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.

Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

-Повествование с элементами описания.



-Художественный.





-Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.


Работают над текстом притчи Слепой

Знакомство с текстом и последующая работа с ним.



Первое задание позволяет выяснить, насколько внимательно дети читали текст.

Им необходимо выбрать верные и неверные утверждения.
























Предлагаю цитатный план, в котором нумерация пунктов плана не соответствует последовательности сюжета. Необходимо восстановить порядок






















Текст с пропущенными словами














































Учащиеся определяют тип речи, стиль текста, перечисляют основные признаки художественного стиля




Физкультминутка




(2 мин)




Практическая работа

Работа с текстом

(10 мин)


-Где происходят события?

-Сколько человек лежало в палате?


- Где лежал первый больной?

- Где лежал второй больной?

-Что рассказал первый больной о том, что происходит за окном?

Выберите правильные ответы:

А) Небо, облака, озеро, лес;

Б) Лодка, рыбаки, дети, любовники;

В) Цветы, собаки, птицы, зверюшки


- Как второй больной реагировал на это?

-Что случилось с первым больным?


- Почему он не мог дотянуться до кнопки?


-Что в это время делал второй больной?


- Скажите одним словом, что значит " больной затих и вытянулся"?


- О чем попросил медсестру второй больной после смерти первого?

- Что удивило второго больного?

( зачитать)





- Как ответила медсестра на вопрос больного?



- Самый напряженный момент повествования называется кульминация. Где в этом тексте кульминация? ( Найти и подчеркнуть предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос).



- Как вы определите общее настроение текста?

А) Тоска

Б) Удивление

В) Разочарование

Г) Жалость

- Подтвердите словами из текста.






- О чем этот текст?




- С какой целью первый больной рассказывает второму о том, что он на самом деле не видел?


- Как вы думаете, в какой книге может находиться этот текст?

А) Энциклопедия

Б) Притчи

В) Толковый словарь.









-В больничной палате.

-Два тяжело больных человека

- У окна

- У двери




А) Небо, облака, озеро, лес;

Б) Лодка, рыбаки, дети, любовники;




-Его мучила глухая злоба.


- Стал кашлять и задыхаться.

- Не было сил, содрогался от кашля.


- Наблюдал за происходящим.


- Умер



-Переложить его к окну


-Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер,
рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей…)


- Он вообще не мог видеть; ваш покойный сосед был слепой.


Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.








- Удивление





- Вдруг её остановил удивлённый возглас больного.



- О внутреннем духовном богатстве человека




- Чтобы воодушевить, поддержать, вселить надежду на выздоровление.



- Притчи

Ответы на вопросы



Работа с текстом, отвечают на вопросы. Чтобы ответить на некоторые вопросы, нужно выбрать правильные ответы






Ответ на некоторые вопросы дети зачитывают


Или

Подчеркивают предложение, в котором содержится ответ на поставленный вопрос


























Проверка понимания.

(5 мин)

- Заполните таблицу:

1. Что думали?

2. Что чувствовали?

3. Черты их характера.

1 больной: лежал у окна, мечтал, фантазировал, воображал, умер, радость, счастье, поддержка, позитивное отношение, сочувствие, доброта, оптимизм.

2 больной: лежал у двери, злился, завидовал, не помог, глухая злоба, зависть, раздражение, месть, удивление, разочарование, злоба, жестокость.

Для проверки понимания изучаемого текста предлагаю заполнить таблицу


Выполнение задания по вариантам




Рефлексия

Подведение итогов. Оценивание (3 мин)



-Итак, мы с вами проанализировали притчу "Слепой". Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены пословицы. Какая из них , по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока и почему?

А) Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Б) Плохо тому, кто добра не творит никому

В) От добра добро не ищут





Далее идет подведение итогов и учащимся предлагается выбрать пословицу, которая могла бы стать эпиграфом к нашему уроку








Рефлексия

(3 мин)


Ответьте на следующие вопросы и оцените урок:



я понял, что…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…

я погружаюсь…

музыка дарит…

меня переполняют такие чувства, как…




Оценка урока.

Домашнее задание

(2 мин)

Написать сочинение-рассуждение на тему «В чем сила доброты?»












Слепой

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! — оживился первый.— Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки ине сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба.

«Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил

медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер,
рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей…

Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.