Развитие критического мышления средствами истории и мировой художественной культуры
Учитель истории и обществознания Е.И. Новоселова
МБОУ ХМР СОШ п.Луговской
Российская Федерация
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Ежедневное изменения количества и качества информации, быстрое устаревание имеющейся знаний, а так же необходимость быть осведомленным во множественном потоке разнообразной информации, все это заставляет нас о поиске новых способов получении и обработке информации. Учащиеся по окончанию школы должен уметь самостоятельно мыслить, размышлять, преодолевать возникающие трудности как в обучении, использовать полученные знания и опыт в собственной жизни. В ХХI веке произошли существенные изменения содержания образования и образовательного процесса, и все это должно быть направлено на развитие и усовершенствование способностей личности человека. Цель школы и преподавателей создавать необходимые условия, с помощью которых личность ребенка может активно самореализоваться на высоком уровне, а так же развить свои творческие и интеллектуальные способности. Технология критического мышления может помочь в решении данных задач и активно стимулировать развитие разнообразных способностей учащихся.
В основе технологии критического мышления положены идеи теории осмысленного обучения Л.С. Выготского «всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [1, с.57].
Первыми работать по методологим разработки технологии критического мышления начали американские ученые. В работах Чарльза Темпла, Курта Мередита, Джинни Стилла, Дона Огла выделено данное теоретическое обоснование термина «критическое мышление», выделены уровни критического мышления и его особенности. Под критическим мышлением исследователи понимали любознательность детского возраста, способность отстаивать свою точку зрения на поставленный вопрос, приводя личные доводы и аргументы, а также использовать в своей деятельности исследовательские методы познания. В след за американскими коллегами отечественные исследователи А.В. Бутенко и Е.А. Ходос уточники и конкретизировали особенности критического мышления как одной из технологий обучения. А.В. Бутенко и Е.А. Ходос пошли дальше в теоретических разработках. Они определили сходство данной технологии с технологией личностно-ориентированного обучения. Идею педагогов продолжили в своих исследованиях такие ученые-новаторы, как П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать новый подход в обучении – технологию критического мышления, а отечественные исследователи дали толчок к практическому ее применению. Учеными были выделены следующие признаки критического мышления: продуктивное мышление, благодаря которому накапливается положительный багаж знаний из всех событий и моментов, которые происходят с человеком в прошлом; самостоятельное и обдуманное аргументирование, что позволяют принимать продуманные решения; многогранность и индивидуальность мышления, а так же социальное мышление, поскольку работа осуществляется в парах, группах. По мнению Г.К. Селевко «критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [3, с.38].
В основе концепции критического мышления, по мнению Г.К. Селевко, лежит несколько взаимосвязанных характеристик: во-первых, то что целью образования является сам ученик, его умеет управлять информацией: искать, осознанно присваивать, находить в ней истинный смысл, применять в жизни. Во-вторых, это присвоение предложенного и изученного знания уходит на задний план, а формирование своего нового, которое появляется в процессе обучения. В третьих, это конечно коммуникативно-деятельностный принцип обучения, включающий в себя диалоговую форму построения занятий, коллективное решение проблем, а также умение выстраивать отношения между педагогом и обучаемыми. Ну и в четвертых, это адекватная оценка всех сторон в познаваемом объекте.
Следовательно, критическое мышление характеризуется способностью ставить неизвестные, наполненные смыслом вопросы, а затем вырабатывать разнообразные, необычные подкрепленные аргументами выводы и принимать независимые от мнения окружающих продуманные решения.
Прекрасным материалом по развитию критического мышления могут стать задания по мировой художественной культуре. Задания составленным по принципам технологии критического мышления могут быть направлены на развитие мыслительных процесс подрастающего поколения. Например, для организации процессов внимания, необходимо проводить следующие формы работ: провидение беседы с учащимися с созданием проблемной ситуации, при рассказе учителя использовать репродукции, схемы, кластеры, составление синквейна, прослушивание музыкальные произведения. Например, в теме «Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей» использовать метод синквейн, а так же в теме «Стилевое многообразие искусства XVII–XVIII вв.» удобно применить метод кластера, что поможет учащимся лучше понять и изучить нужную информацию. С помощью написания небольшого стихотворения, синквейна, учитель может понять, на сколько собрано внимание ребенка, и возможно, где то его подкорректировать. А вот кластер поможет держать внимание ребенка в нужном русле, благодаря четко поставленной цели на уроке. Кластер может составить учащийся самостоятельно, а можно привлечь к данному заданию весь класс, одновременно сплачивая их, развивая коллективное творчество и умение общаться между собой. Другим примером может стать развитие практического мышления с помощью метода инсерта. Например, при изучении темы «Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей» учащийся учится изучать и отбирать информацию наиболее интересную, неизведанную, а в дальнейшем закрыть существующие пробелы с помощью учителя или благодаря собственного стремления или упорства.
Следует обратить внимание на то, что материал предмета мировая художественная культура является для формирования различных психологических процессов в сознании человека: мышления, письменной и устной речи, воображения, памяти и пр. Подтверждения данной идеи мы можем найти в работах О.Н. Гауч, И.В. Кошмина, Л.М. Предтеченская, Ю.А. Солодовников и др.
Список используемой литературы:
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005г. -1136 с.
Гауч О.Н. Формирование языковой культуры учащихся на уроках гуманитарного цикла в школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 1–2. – С. 103–105.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998 г.- с.328.
© Е.И. Новоселова, 2023.