Статья «Развитие литературных творческих способностей младших школьников»
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.
Перелистывая книгу «Педагогический поиск» , изданную в 1990 г,в которой учителя – новаторы делились своим опытом, я снова перечитала статью учителя И.П. Волкова «Учим творчеству» . Очень многое мне показалось актуальным и сейчас. Приведу некоторые выдержки из этой книги.
По мнению И.П. Волкова - творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.
Обучающая творческая деятельность рассматривается как деятельность , способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельностив выботре и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный ( творческий) продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка и т.п. Творчество , индивидуальность проявляются даже в минимальном отступлении от образца.
Бессмысленно проектировать "хороший процесс обучения" с "хорошим содержанием", если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки , предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с "бескритерийным" заданием, то получится, как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения конечной цели.
Какими принципами руководствовался И.П. Ильин?
1. Знания - фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности у младшеклассников практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания.
К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике.
2.Строгий отбор учебного материала. Конан Дойл хотя и не был ученым-психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку. И от нас зависит, чем мы "этот чердак" заполним - хламом пли нужными вещами. Если мы его забьем хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там нескоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, может быть, даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения.
3.Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100 - 200-кратном повторении изучаемого. Например, чтобы ребенок научился писать букву А, он должен написать ее 100 - 200 раз на протяжении какого-то периода времени (Н.Ф.Талызина). Если же он сразу напишет эту букву 100 или даже 200 раз, то это ничего не даст. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.
Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (новые задачи, изделия).
4. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и "сверходаренный" ребенок. Фантазия у детей достаточно богата, чтобы стул превратить в паровоз, а бочку - в ракету. Но фантазия и творчество не одно и то же. И если у ребенка развивать только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в тупик. Мы получим беспочвенных фантазеров, прожектеров, демагогов, которые всё знают, но ничего не умеют, отрежем путь к достижению высокой квалификации. Ссылки на то, что грамоте он выучится "потом", беспочвенны..
Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навык, вырабатывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учить правильному, грамотному выполнению работы. Грамота в данном случае - это прежде всего правила, принципы и способы решения обучающих задач. В случае же закрепления неправильных навыков в дальнейшем трудно, а иногда и невозможно их изменить. Вооружив ребенка рациональным способом деятельности, мы освобождаем его от длительного пути "проб и ошибок", даем возможность совершенствовать навык, освобождаем время для тренировки в творческой деятельности.
7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход. Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. И если всех "стричь под одну гребенку", можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Этими основными принципами и я руководствуюсь при работе над развитием литературных творческих способностей.
Началу работы над самостоятельным созданием литературного произведения предшествует огромная подготовительная деятельность учителя. Как правило, это задания, выполняемые на уроках русского языка и литературы, упражнения на развитие речи обучающихся. Это подбор синонимов, антонимов, пополнение словарного запаса во время чтения новых произведений, работа с деформированным предложением и текстом.
После введения понятия «текст» дети учатся различать типы текста (описание , рассуждение и повествование), узнают , что в тексте должно быть начало, основная часть и концовка, что текст имеет тему и главную мысль. Эта структура учитывается при составлении небольших рассказов по сюжетным картинкам.
На уроках литературного чтения обучающиеся знакомятся с основными жанрами литературы, учатся различать стихотворения, сказку, былину, басню. Также узнают они и и средства речевой выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение и , в дальнейшем, метафору.
Они учатся анализировать произведение, давать характеристику героям. Герои бывают главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Дети должны понимать, почему того или иного героя мы называем положительном, а другого отрицательным, что второстепенные герои помогают понять главных .
Когда «фундамент» готов, то можно начинать составлять простые литературные произведения. Сначала это может быть коллективная работа, в которой задействован весь класс. Затем работа может выполняться в группах, а затем уже индивидуально.
Сочиняем сказку.
Самый простой из этих жанров – это сказка. Для того чтобы учить сочинять сказки, конечно, нужно провести и подготовительную работу. Эта работа начинается в период обучения грамоте , когда дети рассказывают по картинке сказку и учатся определять отличительные черты жанра.
Далее, на уроках литературного чтения, мы знакомимся в видами сказок, узнаем , что они бывают бытовые, волшебные и о животных. Героями бытовых сказок могут быть предметы и люди, в сказках о животных действие разворачивается в мире зверей и птиц, а в волшебных сказках происходят чудеса, есть волшебные персонажи и предметы.
Также дети узнают, что в сказках есть волшебные слова и выражения, имеет место троекратный повтор и добро побеждает зло.
Далее дети знакомятся с понятием «присказка», какие бывают присказки, для чего их использовали; изучаем структуру сказки: зачин, основная часть и концовка.
Все изучаемые сказки анализируются и у детей создается четкое понятие о структуре произведений и их жанровых особенностях.
Для того , что сочинить сказку работа строится по следующему алгоритму:
Определить о чем будет сказка.
Определить главных и второстепенных героев.
Определить место действия и предметы, вокруг которых будет разворачиваться действие.
В проведенном мною открытом уроке «Дорогами сказок» я предлагала детям выбрать персонажей и волшебные предметы вслепую. Далее мы повторили составные части сказки.
Присказку мы выбрали из предложенных мною , а далее дети сами придумывали события и их динамику.
Можно попробовать рассказать сказку на « новый лад».для этого :
Изменить сюжет.
Изменить героев.
Изменить место или время действия .
Дать героям волшебные предметы из современного мира, и т.д. Например, ученица моего класса, готовила проект « Сказка своими руками», в котором она пересказывала сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» , добавляя в нее новых персонажей из современного мира – девочку Эллу и кота , которые помогали Элизе спасти своих братьев. Вместо волшебного клубка у них был навигатор, вместо зеркальца- гугл и т.д.
Сочиняем рассказ .
Костяк любого хорошего рассказа — это:
четко выраженная сюжетная линия;
наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
персонажей должно быть не много.
Работа строится таким образом :
Думаем, какую цель ставим, какое чувство хотим вызвать .
Определяем главных и второстепенных героев. Например , решаем, что главных героев два , один положительный, другой отрицательный, третий – сомневающийся.
Для того, чтобы детям было понятнее придумывать их слова и поступки, нужно представить себя на их месте, почувствовать то, что чувствует герой.
Подумать, как он выглядит, как разговаривает, чего боится, о чем мечтает, это может быть важным.
Определяем место и время действия.
Выбираем, от чьего лица идет повествование.
Думаем, какой в рассказе конфликт и как он должен разрешиться.
Продумываем первую сцену.
Далее дети сами придумывают ситуацию. Задача учителя направлять в нужное русло дискуссию и помочь сделать правильный с точки зрения воспитания выбор и грамотно оформить предложения.
Сочиняем басню.
Басня – это поучительный рассказ. После анализа изучаемых басен, учащиеся знают, что в басне высмеиваются пороки людей и обязательно должна быть мораль.
Вспоминаем , что лиса- это аллегория хитрости, волк –жадности или злости, петух – хвастовства или храбрости, змея- мудрости, осел- упрямства, заяц – трусости , собака- верности и т.д.
Предположим, что вам не нравится в человеке какое-то качество, но прямо сказать об этом вы ему не можете. Поэтому выбираете некое иносказание, т.е. басню.
Выбираем качество, которое нам не нравится.
Думаем, какое животное можно этим качеством наделить.
Выбираем животное, которое будет обладать противоположным качеством.
Придумываем ситуацию, в которое сталкиваем эти качества . Можно проиграть эту ситуацию с детьми и тогда будет более понятно, как она развивается.
Делаем резюме: формируем и записываем мораль. Решаем, будет она в начале или в конце басни.
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки.
Использованная литература:
Педагогический поиск / Сост . И.Н. Баженова, -М.Педагогика, 1990.