12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нестерова Надежда Александровна35
0

Статья «Развитие логических универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»

Развитие логических универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

 

Нестерова Надежда Александровна

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ «СОШ №3 г.Новоалтайска» Алтайского края

 

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.

Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям А.Г. Асмолов относит:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В каждом классе большое значение придается развитию именно логических умений: умений сравнивать и обобщать, анализировать и синтезировать, логически мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

В соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования, которая разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

В настоящее время все используемые в образовательных учреждениях учебно-методические комплексы (далее – УМК) должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рассмотрим два УМК по русскому языку для начальной школы: УМК «Перспектива» (издательство «Просвещение») и УМК «Начальная школа XXI века».

Оба УМК соответствует требованиям ФГОС. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класс.

Познавательная направленность Программ обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Большое значение в Программах придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В процессе обучения русскому языку у ученика формируются личностные и метапредметные результаты обучения.

Обучающийся научится:

испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

относиться с уважением к представителям других народов;

уважительно относиться к иному мнению;

понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

конструктивно разрешать проблемные ситуации;

оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

понимать цели и задачи учебной деятельности;

находить ответы на проблемные вопросы;

пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память» в УМК «Перспектива»);

самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

пользоваться справочной литературой (словарями);

развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться: делать самостоятельные выводы, находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.

В таблице представлено сравнение двух программ по русскому языку в отношении темы «Состав слова».

Таблица 1 - Сравнение программ по русскому языку УМК «Перспектива» и УМК «Начальная школа XXI века»

 

УМК «Перспектива»

УМК «Начальная школа XXI века»

Количество часов

54 часа

24 часа

Содержание темы

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

 

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяе­мые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

 

Предметные результаты

 

 

Выпускник научится:

называть части слова;

выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

различать предлоги и приставки; находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться:

формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; понимать принцип единообразного написания морфем;

составлять слова с предложенными морфемами

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах окончание, корень, приставку, суф­фикс.

 

Выпускник получит возможность научиться:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,

оце­нивать правильность проведения разбора слова по составу.

 

 

В УМК «Перспектива» на изучение темы «Состав слова» отводится 54 часа: по 18 часов в 2, 3 и 4 классах.

В УМК «Начальная школа XXI века» теме «Состав слова» отводится в целом 24 часа: 19 часов во 2-м классе, 4 часа – в 3-м классе и 1 час в 4-м классе.

Содержание тем учебного курса в обеих программах соответствует требованиям Стандарта. Учащиеся изучают, что такое корень, приставка и суффикс, учатся разбирать слова по составу. В УМК «Перспектива» за счет большего количества часов на изучение темы, в рамках темы изучается правописание окончаний, а также изменяемые и неизменяемые слова.

В УМК «Начальная школа XXI века» основные правила изучаются во 2 классе, в 3 классе производится повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу, в 4 классе добавляется также словообразовательный анализ.

Таблица 2 - Планируемые результаты изучения темы «Состав слова» в УМК «Перспектива» и «Начальная школа XXI века»

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 

Проявлять

интерес к изучению темы;

эмоционально-ценностное отношение к проблемам героев учебника

творческое отношение к процессу разгадывания ребусов, шарад, кроссвордов;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

определять в слове морфемы и обосновывать своё мнение;

определять роль каждой части слова для выражения его значения и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при разгадывании словесной шарады.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

соотносить учебные действия с алгоритмом;

проверять задание и вносить корректировку в деформированный текст.

Коммуникативные умения:

формулировать понятное высказывание, используя термины: приставка, корень, суффикс, окончание;

согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически.

Образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса.

-Подбирать проверочные слова при написании слов с безударной гласной и парной согласной.

-Писать слова с разделительным ь или ъ.

-Правильно писать приставки с безударными гласными.

-Правильно писать окончания и суффиксы.

 

Таким образом, тема «Состав слова» входит в программный материал учебников по русскому языку. Основное содержание темы изучается во 2 и 3 классах, в 4 классе в основном производится повторение изученного материала.

Универсальные учебные действия младших школьников подлежат обязательной оценке. Мониторинг сформированности УУД младших школьников проводится с целью получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

А.Г. Асмолов подчеркивает, что одним из важнейших познавательных универсальных действий является умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций, т.е. на умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. Для диагностики сформированности логических УУД используются различные методики.

В начальных классах только начинают формироваться знания и умения учащихся по составу слова. Поэтому основные методы работы, используемые учителем, являются: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.

Слово учителя – один из важнейших источников приобретения знаний учащимися о значимых морфемах, о способах словообразования, о морфемном анализе. Учитывая возрастные особенности школьников, преподаватель излагает те или иные сведения очень сжато, конкретно, наглядно, по преимуществу в виде справок, кратких объяснений, попутных замечаний при морфемном анализе. Например, при разборе слова «объявлю» дети подбирают родственные «предъявить, явь, явление» и определяют корень «-яв-» , при этом «л» они рассматривают как суффикс прошедшего времени. Здесь учитель сообщает ребятам, что «л» в некоторых словах возникает для благозвучия, он считался раньше суффиксом, который не несет ни какого значения («молчаливый» суффикс). В настоящее время мы можем рассматривать его в составе корня, как появляющееся чередование в//вл: молвить – молвлю.

При изучении приставок, а так же в ходе морфемного анализа учитель может сообщить сведения о лексическом значении некоторых приставок. Так, при анализе слов «подчеркну, подрою, подложу» он обращает внимание на то, что приставка «под» придает всем словам значение направления вниз. Это происходит потому, что раньше существовало слово «под», которое обозначало «низ, пол, горизонтальная поверхность в печи», «под печи».

Метод беседы состоит в том, что учитель, опираясь на имеющиеся у детей знания, подводит их к новым знаниям при помощи определенной системы вопросов, на которые учащиеся дают мотивированные ответы.

При усвоении новых знаний вопрос строится таким образом, что ответ отличался только заменой вопросительного слова или сочетания слов. Так, при изучении суффиксов первый вопрос после наблюдения формулируется следующим образом: «Как называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов и форм слова?”. Итоговый же вопрос может звучать так: «Что такое суффикс?»

Активизирующие вопросы побуждают учащихся сравнивать, наблюдать, делать выводы, например: «Что общего в словах «морской» и «уморился». Являются ли они однокоренными?» или «Почему суффиксы и приставки называют словообразовательными частями слова? Приведите примеры. Объясните значение слова «приморский» через родственное слово. Подумайте, от какого слова и как образовалось слово «приморский», от основы слова морской или море?

Таким образом, при помощи беседы углубляются знания, активизируется мышление, формируется интерес к слову, развивается речь учащихся.

Метод наблюдения и анализа языковых фактов заключается в том, что дети под руководством учителя пристально всматриваются в строение слов, вычленяют значимые морфемы, определяют их значение, обращают внимание на взаимное расположение в слове, взаимозависимость; прослеживают изменение звуков одного и того же корня; замечают разницу в произношении и написании морфем; обнаруживают закономерности построения одноструктурных слов.

Все перечисленные знания и умения формируются у детей не сразу, а по мере овладения такими приемами работы, как анализ и синтез, сравнение и замена, обнаружение сходства в различном и различия в сходном, обобщения и выводы. Для развития умения наблюдать большое значение приобретает использование наглядности.

Основными методическими приемами при изучении состава слова являются морфемный анализ, сравнение, замена, выделение, группировка и обобщение, вставка, орфографический разбор на основе словообразования. Морфемный анализ после изучения морфемного состава проводится ежеурочно. Прием сравнения постоянно используется при выделении корня после мотивированного отбора родственных слов. После определения значения слова полезно проводить работу по замене служебных морфем. Особое внимание здесь обращается на изменение или неизменение лексического значения слова. Эту работу можно сочетать с синонимической работой и работой с антонимами. Например, подобрать слова того же синонимического ряда с суффиксом -е- (краснеть, багроветь, алеть); заменить в слове приставку так, чтобы слово приобрело противопожное значение «улететь», «приехать», «занести», «откопать».

Работа по группировке слов достаточно разнообразна. Ребятам предлагается группировать слова родственные по значению, с одинаковыми морфемами, одним составом слова. Уже в третьем классе обращается внимание детей на значение приставок и суффиксов, поэтому предлагаются следующие задания:

Разделите слова на две группы. В первую группу выпишите слова, где приставка вы- обозначает движение изнутри наружу, во вторую – извлечение одной части предмета из другого: выехать, выйти, выжать, вырвать, выбежать, выписать.

Приставка за- - обозначает действие, направленное за предмет и – чрезмерность действия: заложить руки за спину, захвалить, забросить мяч за сетку, задарить, заласкать, забежать за дерево.

Выберите слова, в которых суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение, разделите их на группы с одинаковыми суффиксами: синий, конек (что?), маленький, аленький, сморчок, зайчонок, лисенок, снегирек, доченька, домик, карандашик, березонька, коровенка.

Орфографический разбор – это прием, который в полном объеме используется в старших классах. Но уже в начальной школе, работая со словами, выделенными как слова с непроверяемыми написаниями, учитель может объяснить причину возникновения нн- в именах прилагательных, образованных от существительных с основой на н (осенний, весенний, чугунный, конный и т.д.), объяснить правописание малочисленной группы слов с приставкой пра- (прабабушка, прадедушка); объяснить словообразование, а на основе его правописание числительных одиннадцать, двенадцать, тринадцать и т.д

В системе изучения морфемного состава слова выделяют четыре этапа.

1 этап – пропедевтические словообразовательные наблюдения.

2 этап – знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении.

3 этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирования навыка правописания корней и приставок.

4 этап – углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи.

В период обучения грамоте впервые проводится работа по разведению понятий «слово» и «предмет», «действие», «признак». Слово само по себе достаточно абстрактно, поэтому представляет для детей определенную трудность. Но без усвоения признаков слова и его функции невозможно дальнейшее изучение языка. Сознательное овладение языком идет в параллели с формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам: слову, морфеме.

Важнейшими целями пропедевтического этапа являются: подготовка учащихся к пониманию семантической и структурной соотносительности, которая существует между однокоренными словами; подведение к осознанию единого лексического значения при формоизменении.

Предварительные наблюдения не являются самоцелью отдельных уроков, они органически включаются в содержание учебного материала, и потребность проведения этих наблюдений определяется необходимостью раскрыть лексическое значение слова, объяснить его написание.

Рассмотрим некоторые упражнения в теме «Состав слова», которые способствуют развитию логических УУД.

В учебнике за 3 класс (УМК «Перспектива») представлено достаточное количество заданий для развития операций анализа и синтеза. Проанализируем их.

Урок 1. Задачи урока. 1) актуализировать знания детей о частях слова;

2) показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово;

3) актуализировать умение находить в слове различные морфемы: корень, приставку, суффикс, окончание.

Нахождение корня в родственных словах из скороговорки (упр. 128 из учебника).

Нахождение приставки в словах из данных предложений и определение ее значения (приближение) (упр. 129 из учебника).

Нахождение уменьшительно-ласкательного суффикса в словах из сказки К. Ушинского, определение его значения (упр. 130 из учебника).

Нахождение окончаний в формах слова дуб, определение роли окончания в слове: не вносит оттенка нового значения, а служит для связи слов в предложении или в словосочетании (упр. 131 из учебника).

Чтение диалога Ани и Вани (с. 86 учебника).

Создание наглядно-образного представления о составе слова с помощью рисунка-схемы (упр. 132 из учебника).

Разбор по составу слов пригорки, алмазный, цыпленок (упр. 108 из РТ).

Упр. 116 .66. Прочитайте и найдите лишнее слово в каждой группе. Докажите почему слово лишнее.

Урок 2-3. Задачи уроков:

1) познакомить детей с понятием основы слова;

2) формировать умение выделять основу слова и его окончание;

3) познакомить учащихся с понятием нулевого окончания.

Уроки 4-6. Задачи уроков:

1) актуализировать знания учащихся о корне слова;

2) формировать умение находить корень в слове;

3) наблюдать за сложными словами;

4) познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова;

5) закрепить представление детей о единообразном написании корня слова;

6)развивать речь учащихся при пересказывании текста по плану

Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами (упр. 115 из PT).

Поиск однокоренных слов в тексте (упр. 136 из учебника).

Работа с омонимичными корнями (упр. 116 из РТ) проводится в форме игры «Найди лишнее» и позволяет обратить внимание детей на то, что корни в родственных словах не только одинаково пишутся, но и обязательно имеют одно и то же значение.

Распределение слов в группы по общности корня (упр. 137 из учебника). Нужно еще раз подчеркнуть, что корень у родственных слов одинаков и по звуко-буквенной форме, и по смыслу.

Выполнение упр. 138 из учебника. После пересказа текста по данному плану выписываются однокоренные слова к слову снег и начинается наблюдение за историческими фонетическими чередованиями гласных в корне слова. В родственных словах к слову снег обязательно выделяется корень. При этом может понадобиться помощь учителя, так как корень этих слов имеет расхождение в звуко-буквенном составе. На вопрос «Правильно ли мы выделили корень в словах?» поможет ответить диалог Ани, Вани и Самоварова на с. 91 учебника. Чередования согласных в корнях слов обязательно записываются на доске: г-ж,х-ш, ц-ч.

Формирование умения выделять корни, в которых имеется чередование согласных звуков (упр. 139 из учебника). После выполнения этого упражнения на доску записывается еще одно чередование: д-ж

Уроки 7-8. Задачи: 1) закрепить умение орфографически верно писать буквы согласных звуков в корне слова: парных по звонкости-глухости согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных;

2) закрепить представление учащихся о единообразном написании корня слова.

Урок 9. Задачи урока: 1) систематизировать знания детей об известных им орфограммах в корне слова; 2) определить уровень усвоения изученных орфографических правил.

Задачи уроков 10-11: 1) актуализировать и расширить знания детей о суффиксе как части слова; 2) научить школьников определять значение суффикса в слове и сферу употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами; 3) обогащать речь детей словами с суффиксами субъективной оценки; с суффиксами со значением обозначения лица по профессии.

Задачи уроков 12-14: 1) активизировать и расширить знания учащихся о приставке как части слова; 2) научить детей определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах; 3) вспомнить различия в написании приставок и предлогов, способы различения приставок и предлогов; 4) вспомнить правило употребления разделительного твердого знака после приставок.

Урок 15. 1) обобщить знания детей о составе слова; 2) формировать представление учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения); 3) формировать умение разбирать слова по составу; 4) познакомить учащихся с алгоритмом разбора слова по составу; 5) повторить изученные орфограммы; 6) развивать речь детей при составлении предложений и текстов.

Задачи уроков 16-17: 1) познакомить детей с основными способами образования слов с помощью приставок и суффиксов; 2) показать исторические изменения в морфемном составе слов; 3) активизировать умение образовывать слова из заданных морфем; 4) познакомить учеников с особенностями словообразования и правописания сложных слов; 5) обогащать словарный запас учащихся новыми словами — названиями лица по профессии.

Урок 18. Задачи: 1) систематизировать знания учащихся о составе слова; 2) проверить уровень знаний учеников по изученной теме; 3) корректировать знания учащихся при выполнении работы над ошибками.

Для формирования умения анализировать, сравнивать, обобщать знания о морфемных понятиях полезным является упражнение «Какое слово лишнее и почему?»

Море, матрос, моряк, морской (мат+рос — не однокоренное слово).

Лётчик, летняя, летательный, подлета+ли (летняя — не однокоренное слово; подле+тали — слово с приставкой).

Задержал, вбежали, ходил, поехал (хо+дил — слово без приставки).

С этой же целью дается в игровой форме упражнение «Угадай слово».

Найди корень в слове дружить, приставку — в слове поехали, суффикс и окончание — в слове ягодка (подружка).

Найди корень в слове перевязывать, приставку — в слове полетели, суффикс и окончание — в слове тетрадка (повязка).

Найди корень в слове ценить, приставку — в слове освещали, суффикс и окончание — в слове посадка (оценка).

Найди корень в слове держал, приставку — в слове подкладка, суффикс и окончание — в слове площадка (поддержка).

Учащиеся учатся находить закономерности, видеть словообразовательные связи между словами в упражнениях:

Шахматы — шахматист, хоккей — ...,баскетбол — ..., волейбол — ...

Январь — январский, февраль — ..., апрель — ..., май — ...

Шахта — шахтёр, вахта — ..., бетон — ....,камень — ...

Красный — краснота, чёрный — ..., жёлтый — ..., белый — ...

Синий — синенький, рыжий — ...., зелёный — ..., красный — ...

В пособии Л.Г. Парамоновой «Стихи для развития речи» можно найти дидактический материал для работы с однокоренными словами.

* * *Мы любим мёд, а ласково — медок,

Приятны очень пряники медовые.

Вот села медуница на цветок —

Так называют бабочку весёлую.

Мы часто сахар называем сахарком,

Храним его в большой красивой сахарнице,

А если жидкий мёд вдруг стал

сплошным комком,

То говорят, что этот мёд засахарился.

Предложенные упражнения обеспечивают формирование универсальных учебных действий младших школьников, способствуют личностному развитию, поддерживает интерес учащихся к изучению морфемного состава слов.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.