12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Варварина Оксана Николаевна66
0

Статья «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы»

Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк


 

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Под универсальными учебными действиями понимается умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика. Однако, процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур (мониторинга), позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Мониторинг в контексте отслеживания метапредметных результатов решает ряд важных задач:

1)процессуальные (информационные), направленные на получение объективной информации о состоянии и динамике сформированности УУД у конкретного школьника, в классе, в школе в целом;

2)методические (инструментальные), направленные на апробацию технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; на формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования; на разработку и апробацию системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

Мониторинг обладает следующими возможностями:

- возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;

- получение учителем представления о каждом из учащихся;

- возможность успешной дифференциации обучения;

- широкая возможность консультирования родителей, учащихся и педагогов;

- определение зоны ближайшего развития;

- создание групп коррекции для детей с отклонениями в развитии каких-либо сфер.

Система мониторинга включает в себя несколько блоков.

1.Первый блок диагностики в мониторинге УУД – осуществление педагогической диагностики. Универсальные учебные действия – это тоже действия, поэтому они подчиняются тем же принципам формирования и контроля, что и предметные действия. Отсюда, мониторинг УУД осуществляется в двух направлениях: - диагностические задания включаются в полугодовые и итоговые контрольные работы по предметам и позволяют оценивать сформированность отдельных компонентов УУД на предметном содержании; - использование типовых задач для формирования УУД в уроке и диагностирования уровня их сформированности в рамках текущих контрольных работ. При этом надо четко понимать задачи контроля. Формирование любого действия требует значительных временных затрат, в связи с чем наибольшую важность начинает приобретать не контроль результата, а контроль процесса. Учитель, выявляя трудности ребенка при освоении учебного действия, начинает понимать, какие этапы, операции вызывают у ученика наибольшее затруднение, как нужно скорректировать учебный процесс, чтобы ученик преодолел эти трудности. Основным инструментом педагогической диагностики являются типовые задачи. При составлении типовых задач учитываются возрастные особенности обучающихся, содержание учебных программ, уровень сформированности УУД на каждом этапе развития. Первым шагом на пути конструирования типовых задач является построение операционального состава универсального учебного действия. Это необходимо для того, чтобы понимать алгоритм проявления учебного действия и выстраивать типовые задачи от простых действий к сложным. Учитель может составить типовые задачи для оценки сформированности отдельных операций, что позволит понимать какая часть алгоритма работы с таблицей вызывает у ученика затруднения.

2.Второй блок мониторинга - психологическая диагностика. Осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения. Здесь следует отметить тот факт, что не существует психологических методик стандартизированных для диагностики универсальных учебных действий. Их создавали для других целей – оценки сформированности психических явлений, которые и отслеживаются психологом в процессе психолого-педагогического сопровождения. Информация, полученная в процессе сопровождения, может быть использована для анализа причин несформированности универсальных учебных действий и построения коррекционно-развивающей работы, организуемой школьным педагогом-психологом.

3. Третий блок мониторинга – психолого-педагогическая диагностика. Существуют группы УУД, которые практически невозможно включить в педагогическую и психологическую диагностику – в первую очередь, это личностные УУД. Но отслеживание их также необходимо в рамках мониторинга. Инструментами для определения уровня сформированности данных УУД могут являться экспертная оценка сформированности УУД, осуществляемая педагогами и родителями, и качественные экспериментальные методики, позволяющие получить дополнительную информацию для анализа уровня сформированности УУД.

4. Четвертый блок мониторинка – управленческая диагностика. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и вносит свой вклад в программу формирования УУД. Оценка вклада каждого учебного предмета и курса внеурочной деятельности в виде сравнительных таблиц по классам, разделам каждой программы и ООП в целом и составляет предмет управленческой диагностики.

С 1 класса мониторинг отслеживания сформированности УУД проводится по следующим методикам:

Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: выявление нравственных представлений учеников.

Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.

Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.

Коммуникативные УУД – методика «Рукавички». Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.ем, так и со сверстниками.

Таким образом, данные мониторинга позволяют получить информацию разного уровня:

- по каждому учащемуся – увидеть его динамику, особенности формирования УУД, выделить группы учащихся, для которых необходима диагностика в рамках психолого-педагогического сопровождения с целью выяснения причин затруднения;

- по классу – выявить конкретные УУД, вызывающих затруднение у учащихся отдельного класса или группы учащихся, на фоне сформированности их у класса в целом на базовом уровне;

- по начальной школе – выявить те УУД, которые не отработаны на достаточном уровне, и совместно разработать типовые задачи, направленные на формирование этих УУД в каждом классе (выявить точки коррекции ООП).

Список использованной литературы

1. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Р.Н.Бунеев и др. – М.:Баласс, 2012.
2. Красноперова В.Ф., Мошнина Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Окружающий мир. 2-4 классы.- М.: Просвещение, 2014.

3 Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.

 4. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.

5. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.

6. Красноперова В.Ф., Мошнина Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Окружающий мир. 2-4 классы.- М.: Просвещение, 2014.

7. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы / Р.Н.Бунеев и др. – М.:Баласс, 2012.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.